Выполнение педагогического рисунка

Многие педагоги и психологи отмечали, что интерес учащихся к занятиям является важным фактором активизации их познавательной деятельности, способствующим повышению внимания, улучшению запоминания учебного материала. Впечатление, произведенное хорошей иллюстрацией, диапозитивом, репродукцией и особенно рисунком учителя, вызывает у школьников разнообразные ассоциации, способствует проявлению их фантазии, воображения, творческой активности. В ряде случаев рисунок учителя служит побудительным стимулом для изобразительной деятельности учащихся.

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСУНКОВ

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллю­стрированием учебного материала, дополняющую устное объясне­ние и осуществляемую непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. Пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а также лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнения устного объяснения, являются разновидностями педагогического рисунка.

Эти рисунки можно разделить по ме­тодам их использования:

1.Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2.Небольшие наброски, выполняемые преподавателем на по­лях работ учащихся или на отдельных листочках бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материа­ла.

3. Исправления рисунка школьника рукой учителя.

Важными качествами любо­го педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, обо­снованно упрощенный характер изображения; лаконизм и вы­разительность графических средств.

Рисунки, предназначенные для фронтального показа уча­щимся, должны иметь доста­точно большой размер, обладать выраженной активностью изобра­зительных средств, значительной контрастностью. Важность имен­но этих качеств обусловлена необходимостью обеспечить высокую степень наглядности, хорошую читаемость рисунков с различных мест в классе.

Педагогические рисунки могут выполнять следующие функ­ции:

а) иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

б) демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

в) показ одной из стадий выполнения рисунка;

г) разъяснение сущности строения изображаемых объектов;

д) показ принципов композиционного решения рисунков;

е) демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;

ж) наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач, связанных с темой занятий;

з) объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или иную конкретную тематику.

Возможны и другие случаи применения педагогических рисун­ков в ходе практических занятий по изобразительному искусству.

Пояснительные рисунки могут различаться также по технике выполнения, применяемым при этом материалам. Однако во всех случаях важными качествами педагоги­ческих рисунков, создаваемых учителями изобразительного искусства, являются: содержательность, дидактическая направ­ленность, художественные достоинства и некоторые характерные особенности, о которых говорилось выше.

Как правило, педагогические рисунки выполняются в течение очень непродолжительного времени. Это объясняется задачами и условиями работы учителя. Данное обстоятельство определяет необходимость уверенного владения навыками быстрого рисова­ния, которые основываются на высокой степени тренированности быстрого восприятия, оперативности мышления и действий.

Изобразительная деятельность учителя осложнена еще и тем, что работа над созданием педагогических рисунков проводится одновременно с устным изложением учебного материала, попутно с рассказом учителя. «Образно; говоря, мел в руках учителя дол­жен поспевать за его речью, а речь не отставать от руки».

Удобными и интересными для художника-педагога материа­лами рисунка являются уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеар­ное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой. С помощью этих материалов могут быть решены самые различные изобразительные задачи.

В работе учителя изобразительного искусства желательно так­же чаще использовать быстрые рисунки, этюды, наброски, выпол­няемые кистью с помощью туши, акварели или гуаши, без пред­варительной наметки контуров будущего изображения каранда­шом. В таких набросках активно действуют два основных элемен­та: красочное пятно и фон (белая бумага), благодаря чему хоро­шо читается силуэт предмета.

Для достижения нужного художественного и педагогического эффекта в некоторых случаях можно применить комбинацию не­скольких материалов: например, сочетание прессованного угля и мела, черной или цветной гуаши и мела и др. Такие ри­сунки можно осуществлять на больших листах белой или тонированной бумаги и непосредственно на классной доске, если она не очень темная. В последние годы ряд художников-педагогов в нашей стране и за рубежом успешно использует белые классные доски для созда­ния пояснительных рисунков с помощью цветного мела, специаль­ных фломастеров с толстыми стержнями и других материалов. Это удобно и практично. Экономится бумага и время учителя, затра­чиваемое на смену листов бумаги, ее прикрепление к доске или планшету. Однако принципиального различия в методах выполнениярисунков фломастерами на белой доске в отличие от приемов работы этим же материалом на бумаге нет. [33, 8]

Тема 3.3. Планирование учебно-воспитательной работы по ИЗО, учет успеваемости

Практическое занятие №9

Выполнение фрагмента тематического календарного плана уроков.

Цель практического занятия – научить методически грамотно планировать программный материал и обучить навыкам тематического планирования.

Студент должен знать:

- виды и принципы календарного планирования;

уметь:

- составлять календарно-тематический план,иллюстрированный календарный план

Самостоятельная работа:

Выполнение фрагмента иллюстрированного календарного плана уроков.