Роль учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса в школе.

Раздел 3. Особенности организационной работы в процессе преподавания изобразительного искусства

Тема 3.1. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса

Студент должен

знать:

- профессиональные функции учителя изобразительного искусства;

- современные требования к личности учителя;

уметь:

- выполнять педагогический рисунок.

Вся ежедневная учебно-воспитательная работа учителя пре­следует главную цель — «воспитание нового человека, гармони­чески сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Учитель изобразительного искусства, так же как и другие учителя общеобразовательной школы, вооружает учащихся систе­мой научных знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, формирует мировоззрение будущего гражданина страны. Перед учителем стоят и такие задачи: воспи­тать внимание, наблюдательность, память, воображение детей, развить их художественные способности и научить творчески мыслить. Успешное решение всех этих задач обусловливает актив­ное и целенаправленное руководство учебным процессом. В каж­дый конкретный момент занятия изобразительным искусством учитель должен направлять внимание, мысль детей на самое важное, необходимое в познаваемом объекте, явлении, на творче­ское решение поставленной учебной задачи. Одновременно пе­дагог раскрывает школьникам наиболее эффективные приемы и методы работы карандашом, акварелью, показывает способы ис­правления ошибок.

Преподаватель изобразительного искусства должен в совер­шенстве обладать теми свойствами и качествами, которые он развивает, формирует и воспитывает у своих учащихся. По уму, дисциплинированности, ответственности, решительности, душев­ным качествам, культурному уровню учитель всегда должен являться образцом для учащихся. Личный пример, внешний вид, манера говорить — все поведение учителя становится важным воспитывающим фактором. «Личный авторитет педагога невоз­можно заменить каким-либо приемом или организованными фор­мами работы, никакими уставами и программами», — отмечает советский психолог Н. Д. Левитов.

Личность учителя изобразительного искусства должны отличать, прежде всего, качества: любовь к Ро­дине, активность, целенаправленность действий, зна­ние курса истории искусств, умение рисовать. Чтобы не отставать от жизни, строить учебно-воспитательную работу с детьми на высоком научном уровне, учитель изобрази­тельного искусства должен постоянно повышать свой кругозор. Большое значение в практике преподавания изобразительного искусства имеет речь учителя. Она должна отличаться граммати­ческой правильностью, логической стройностью, ясностью и до­ступностью, эмоциональной выразительностью, точностью, кон­кретностью, умеренным темпом. Совершенно недопустимо, когда преподаватель изобразительного искусства, анализируя, например, содержание картин известных художников, ведет объяснение монотонно, сообщает факты без эмоционального подъема, без ярких эпитетов и сравнений.

Необходимое условие успеха работы преподавателя — его творческое отношение к учебно-воспитательному процессу. Твор­ческий подход педагога к процессу преподавания обеспечивает активную работу учащихся в течение всего урока, глубокое усвоение школьниками знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами урока, успешное идейное и эстетическое воспитание детей. Творчески преподавать изобразительное искус­ство — это значит постоянно искать новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, использо­вать новые, оригинальные формы объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы и приемы обучения и воспитания, постоянно приобретать новые знания, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать свое мастерство.

Необходимо творческое отношение учителя изобразительного искусства и к процессу подготовки к уроку. Здесь учитель дол­жен знать и соблюдать ряд условий, которые во многом опреде­ляют качество знаний учащихся, их интерес к занятию, актив­ность во время урока. Такими условиями являются:

1) четкое определение цели и задач урока изобразительного искусства, определение структуры, объема и содержания учеб­ного материала;

2) предварительное четкое и конкретное определение обу­чающего и воспитательного содержания нового материала, всего урока изобразительного искусства;

3) определение связей обучения и воспитания на уроке изоб­разительного искусства в зависимости от задач и содержания урока;

4) глубокое знание программы по изобразительному искусству и на этой основе определение значения и места каждого конкрет­ного урока в общей системе уроков по этому предмету в решении общих задач воспитания школьников;

5) предварительное планирование учебного материала;

6) изучение специальной и дополнительной литературы.

Таким образом, каждый учитель изобразительного искусства должен всегда помнить, что качество обучения и воспитания учащихся на уроках зависит, прежде всего, от качества его соб­ственных знаний, умений, от уровня его подготовки.

Важным условием успешного обучения школьников изобра­зительному искусству, развития у них художественных способ­ностей является индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям в процессе обучения, современные технологии обучения.

Учитель должен активно и целенаправленно руководить учебным процессом, обеспечить успешное решение обучающих, развивающих, воспитывающих задач урока, раскрыть эффективные приемы и методы работы красками и др. материалами, показывать способы исправления ошибок в рисунке. Должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые формирует у своих учащихся, всегда должен являться образцом. Выполнение этих задач возможно лишь при условии дальнейшего повышения педагогического мастерства учителей. Важным звеном повышения квалификации учителя является самообразование. Располагая определенной базой накопленных знаний, учитель должен продолжать самостоятельную работу над совершенствованием профессионального мастерства, над углубленным изучением отдельных тем педагогики, психологии, а также наиболее сложных тем учебной программы. [12, 59]

 

Тема 3.2. Педагогический рисунок

Практическое занятие №8

Отработка приемов работы у доски. Исполнение педагогического рисунка.

Цель практического занятия – овладение приемами педагогического рисования.

Выполняются рисунки мелом на классной доске с одновременным словесным объяснением приемов изображения. Целесообразно проводить в учебной группе студентов обсуждение качества выполненных работ и характера пояснений автора.

На последующих занятиях применяются при выполнении различные изобразительные материалы: уголь, сангина, цветные мелки, гуашь, акварель. В качестве объектов для работы используются предметы, рекомендованные к школьной программе по изобразительному искусству.

Самостоятельная работа:

Выполнить в альбоме педагогические рисунки