Роль учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса в школе.
Раздел 3. Особенности организационной работы в процессе преподавания изобразительного искусства
Тема 3.1. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса
Студент должен
знать:
- профессиональные функции учителя изобразительного искусства;
- современные требования к личности учителя;
уметь:
- выполнять педагогический рисунок.
Вся ежедневная учебно-воспитательная работа учителя преследует главную цель — «воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Учитель изобразительного искусства, так же как и другие учителя общеобразовательной школы, вооружает учащихся системой научных знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, формирует мировоззрение будущего гражданина страны. Перед учителем стоят и такие задачи: воспитать внимание, наблюдательность, память, воображение детей, развить их художественные способности и научить творчески мыслить. Успешное решение всех этих задач обусловливает активное и целенаправленное руководство учебным процессом. В каждый конкретный момент занятия изобразительным искусством учитель должен направлять внимание, мысль детей на самое важное, необходимое в познаваемом объекте, явлении, на творческое решение поставленной учебной задачи. Одновременно педагог раскрывает школьникам наиболее эффективные приемы и методы работы карандашом, акварелью, показывает способы исправления ошибок.
Преподаватель изобразительного искусства должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые он развивает, формирует и воспитывает у своих учащихся. По уму, дисциплинированности, ответственности, решительности, душевным качествам, культурному уровню учитель всегда должен являться образцом для учащихся. Личный пример, внешний вид, манера говорить — все поведение учителя становится важным воспитывающим фактором. «Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организованными формами работы, никакими уставами и программами», — отмечает советский психолог Н. Д. Левитов.
Личность учителя изобразительного искусства должны отличать, прежде всего, качества: любовь к Родине, активность, целенаправленность действий, знание курса истории искусств, умение рисовать. Чтобы не отставать от жизни, строить учебно-воспитательную работу с детьми на высоком научном уровне, учитель изобразительного искусства должен постоянно повышать свой кругозор. Большое значение в практике преподавания изобразительного искусства имеет речь учителя. Она должна отличаться грамматической правильностью, логической стройностью, ясностью и доступностью, эмоциональной выразительностью, точностью, конкретностью, умеренным темпом. Совершенно недопустимо, когда преподаватель изобразительного искусства, анализируя, например, содержание картин известных художников, ведет объяснение монотонно, сообщает факты без эмоционального подъема, без ярких эпитетов и сравнений.
Необходимое условие успеха работы преподавателя — его творческое отношение к учебно-воспитательному процессу. Творческий подход педагога к процессу преподавания обеспечивает активную работу учащихся в течение всего урока, глубокое усвоение школьниками знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами урока, успешное идейное и эстетическое воспитание детей. Творчески преподавать изобразительное искусство — это значит постоянно искать новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, использовать новые, оригинальные формы объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы и приемы обучения и воспитания, постоянно приобретать новые знания, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать свое мастерство.
Необходимо творческое отношение учителя изобразительного искусства и к процессу подготовки к уроку. Здесь учитель должен знать и соблюдать ряд условий, которые во многом определяют качество знаний учащихся, их интерес к занятию, активность во время урока. Такими условиями являются:
1) четкое определение цели и задач урока изобразительного искусства, определение структуры, объема и содержания учебного материала;
2) предварительное четкое и конкретное определение обучающего и воспитательного содержания нового материала, всего урока изобразительного искусства;
3) определение связей обучения и воспитания на уроке изобразительного искусства в зависимости от задач и содержания урока;
4) глубокое знание программы по изобразительному искусству и на этой основе определение значения и места каждого конкретного урока в общей системе уроков по этому предмету в решении общих задач воспитания школьников;
5) предварительное планирование учебного материала;
6) изучение специальной и дополнительной литературы.
Таким образом, каждый учитель изобразительного искусства должен всегда помнить, что качество обучения и воспитания учащихся на уроках зависит, прежде всего, от качества его собственных знаний, умений, от уровня его подготовки.
Важным условием успешного обучения школьников изобразительному искусству, развития у них художественных способностей является индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям в процессе обучения, современные технологии обучения.
Учитель должен активно и целенаправленно руководить учебным процессом, обеспечить успешное решение обучающих, развивающих, воспитывающих задач урока, раскрыть эффективные приемы и методы работы красками и др. материалами, показывать способы исправления ошибок в рисунке. Должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые формирует у своих учащихся, всегда должен являться образцом. Выполнение этих задач возможно лишь при условии дальнейшего повышения педагогического мастерства учителей. Важным звеном повышения квалификации учителя является самообразование. Располагая определенной базой накопленных знаний, учитель должен продолжать самостоятельную работу над совершенствованием профессионального мастерства, над углубленным изучением отдельных тем педагогики, психологии, а также наиболее сложных тем учебной программы. [12, 59]
Тема 3.2. Педагогический рисунок
Практическое занятие №8
Отработка приемов работы у доски. Исполнение педагогического рисунка.
Цель практического занятия – овладение приемами педагогического рисования.
Выполняются рисунки мелом на классной доске с одновременным словесным объяснением приемов изображения. Целесообразно проводить в учебной группе студентов обсуждение качества выполненных работ и характера пояснений автора.
На последующих занятиях применяются при выполнении различные изобразительные материалы: уголь, сангина, цветные мелки, гуашь, акварель. В качестве объектов для работы используются предметы, рекомендованные к школьной программе по изобразительному искусству.
Самостоятельная работа:
Выполнить в альбоме педагогические рисунки