Тема 2.10. Особенности проведения уроков изобразительного искусства в сельских малокомплектных школах

Студент должен

знать:

- структуру и содержание уроков изобразительного искусства в сельских малокомплектных школах;

- возрастные особенности изобразительной деятельности учащихся 1 – 3 классов

уметь:

- разрабатывать задания для 1-3 классов в сельских малокомплектных школах.

Особенности методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах сельской малокомлектной школы

В сельской малокомплектной школе учитель работает одно­временно с тремя классами. Это требует значительного перерас­пределения учебного материала по классам, совмещения ряда учебных занятий, использования своеобразных методов учебно-воспитательной работы с детьми.

Для повышения эффективности преподавания изобразитель­ного искусства разработана и утверждена Министерством просве­щения РСФСР специальная программа по изобразительному ис­кусству для сельских малокомплектных школ (авторы — В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина).

В начальных классах сельской малокомплектной школы пла­нирование изучаемого материала дается не по основным видам учебной работы (рисование с натуры, рисование на темы, деко­ративное рисование, беседы об изобразительном искусстве), а по тематике уроков на весь учебный год. Это позволяет опре­делить взаимосвязь и последовательность всех видов работы уча­щихся на уроке. Однотемность уроков способствует повышению эффективности обучения учащихся, более рациональному исполь­зованию времени на уроке. Как свидетельствует накопленный опыт работы, именно такое планирование учитывает специфику содержания учебных заданий по предмету изобразительное искусство. Дело в том, что в большинстве случаев объекты изображения (фрукты, овощи, предметы быта и т.п.) во всех трех классах одни и те же, но учебно-воспитательные задачи, которые ставятся в процессе их рисования, в каждом классе разные. Поэтому объяснение учителем этих целей и задач, а также анализ формы, пропорций, цветовой окраски конкретного объекта изображения с учетом возраста учеников I, II, III классов дает возможность ученикам I и II классов, например, более полно услышать об особенностях строения, пространственного положения, цветовой окраски объектов. Хорошо и то, что младшие школьники могут непосредственно наблюдать за процессом рисования более старших своих товарищей. Объяснение же в 1 классе последователь­ности выполнения рисунка, сообщение им первых, начальных сведений о рисунке, цветоведении, композиции позволяет ученикам II и III классов еще раз оживить в памяти полученные ранее сведения, знания, закрепить их и творчески использовать. В сельских малокомплектных школах несколько сокращен пе­речень примерных заданий по всем видам рисования, упроще­но изложение теоретических основ учебного рисунка, а наибо­лее сложные разделы по перспективе, объемному рисованию, цветоведению сняты совсем.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в малокомплект­ной сельской школе ставятся те же цели и задачи обучения де­тей изобразительному искусству, что и в обычных городских школах, к учебным заданиям и детским рисункам предъявляются те же требования, которые предъявляются в других начальных классах общеобразовательных школ.

Уроки изобразительного искусства в малокомплектной школе целесообразно проводить по следующему плану. В начале урока учитель объявляет общую тему урока, время, отводимое на за­дание, называет материал, необходимый для выполнения рисунка. В зависимости от конкретного учебного задания (особенно если это рисование на темы, декоративное рисование) проводится беседа воспитательного характера. На уроке рисования с натуры школьники под руководством учителя проводят элементарный анализ формы, пропорций, цветовой окраски изображаемого объекта; на классной доске (или с помощью таблиц) показыва­ется общая поэтапность выполнения рисунка. Затем школьники приступают к работе. В это время учитель проводит с учащимися одного из классов (желательно начать с I класса) беседу об изобразительном искусстве. После беседы учащиеся этого класса продолжают рисовать, а педагог проводит беседу с другим классом и т. д. В конце беседы с учащимися каждого класса учитель конкретизирует учебное задание, проводит, если это необ­ходимо, еще раз анализ натуры, учебного материала.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, беседы, об искусстве в одном из классов сочетаются с практи­ческой работой учащихся по рисованию в других классах. Все рекомендуемые для бесед произведения изобразительного искус­ства по своему содержанию, как правило, соответствуют темам практических занятий по рисованию.

Как пример реализации указанных методических установок можно привести следующие схемы планирования уроков, реко­мендуемые учебной программой.

Вид работы— рисование с натуры листьев (задание выпол­няется в течение одного урока).

Содержание работы по классам

I класс II класс III класс
Рисование карандашом и акварельными красками. Получение цвета, соответвующего окраске листа, работа путем смешения красок.  
Рисование листьев прос­той формы (листья тополя, осины) — карандаш и ак­варель. Наблюдение и передача в рисунке характерного силуэта листа. Рисование листьев бо­лее сложной формы (лист дуба) — карандаш и ак­варель. Сравнение рисунка с натурой — по форме, пропорциям, цвету. Рисование листьев сложной формы (лист клена) — карандаш и акварель. Передача в рисунке особенностей формы, пропорций, силуэта и цветовой гаммы осенне­го листа.
       

Вид работы— рисование на тему (по представлению и вообра­жению) «Осень в деревне». Беседа по произведениям изобрази­тельного искусства: И. И. Левитан. «Золотая осень», В. А. Се­ров. «Октябрь. Домотканово», И. С. Остроухов «Золотая осень», В. Д. Поленов. «Золотая осень» (задание выполняется в течение двух уроков).

Содержание работы по классам

1 класс II класс III класс
Рисование на тему «За грибами» (карандаш и ак­варель). Умение передать в ри­сунке некоторые особенно­сти состояния осеннего дня. Беседа по картинам: И.И.Левитан «Золотая осень», В.А.Серов. «Ок­тябрь. Домотканому». Развитие умения целенаправленно рассматривать произведения художников, изображающих русскую природу. Рисование на тему «Посадка деревьев» (ка­рандаш и акварель). Умение передать на плоскости листа бумаги ближние и дальние пред­меты. Беседа по картине: И. С. Остроухова «Золо­тая осень». Формирование умения рассказывать о явлениях и предметах, изображен­ных в картинах-пейза­жах Рисование на тему «В поле на тракторе» (карандаш и акварель). Умение передать цве­товые отношения земли, неба, деревьев. Беседа по картине: В.Д.Поленов. «Золо­тая осень». Формирование элементарных умений пони­мать основной замысел художника и художест­венные достоинства кар­тины-пейзажа.

Вид работы— декоративное рисование — составление эскиза декоративного оформления игрушечной матрешки. Ознакомле­ние с произведениями русского декоративного искусства — ис­кусства Хохломы, Палеха, Мстеры (задание выполняется в те­чение двух уроков).

Содержание работы по классам.

I класс П класс III класс
Самостоятельная декора­тивная роспись платка ма­трешки — узор в квадрате (карандаш, акварель). Развитие умений и на­выков в кистевой росписи. Декоративное рисова­ние сарафана с узорами (карандаш и акварель). Развитие творческой фантазии, зрительной памяти, чувства цвета в декоративной росписи матрешки. Знакомство с народ­ным декоративно-при­кладным искусством (ис­кусство Хохломы). Ознакомление с прие­мами росписи объемных форм. Декоративная творче­ская роспись матрешки (карандаш и акварель). Развитие творческого воображения. Знакомство с народ­ным декоративно-при­кладным искусством (ис­кусство Хохломы, Пале­ха, Мстеры). Обогащение представ­лений о средствах выразительности, значении цветовой и пространственной композиции в предметах народного ис­кусства.

Как видим, такое планирование учебного материала и со­держания учебной работы позволяет учителю малокомплект­ной школы легко определить нарастание степени сложности в учебном материале и творческих заданиях и на этой основе осуществлять художественно-творческое и эстетическое развитие детей.

Необходимо также шире проводить различную внеклассную работу по эстетическому воспитанию детей — систематически организовывать экскурсии в природу, на колхозные фермы, про­водить краеведческую работу. [26, 72]