Тема 2.10. Особенности проведения уроков изобразительного искусства в сельских малокомплектных школах
Студент должен
знать:
- структуру и содержание уроков изобразительного искусства в сельских малокомплектных школах;
- возрастные особенности изобразительной деятельности учащихся 1 – 3 классов
уметь:
- разрабатывать задания для 1-3 классов в сельских малокомплектных школах.
Особенности методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах сельской малокомлектной школы
В сельской малокомплектной школе учитель работает одновременно с тремя классами. Это требует значительного перераспределения учебного материала по классам, совмещения ряда учебных занятий, использования своеобразных методов учебно-воспитательной работы с детьми.
Для повышения эффективности преподавания изобразительного искусства разработана и утверждена Министерством просвещения РСФСР специальная программа по изобразительному искусству для сельских малокомплектных школ (авторы — В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина).
В начальных классах сельской малокомплектной школы планирование изучаемого материала дается не по основным видам учебной работы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве), а по тематике уроков на весь учебный год. Это позволяет определить взаимосвязь и последовательность всех видов работы учащихся на уроке. Однотемность уроков способствует повышению эффективности обучения учащихся, более рациональному использованию времени на уроке. Как свидетельствует накопленный опыт работы, именно такое планирование учитывает специфику содержания учебных заданий по предмету изобразительное искусство. Дело в том, что в большинстве случаев объекты изображения (фрукты, овощи, предметы быта и т.п.) во всех трех классах одни и те же, но учебно-воспитательные задачи, которые ставятся в процессе их рисования, в каждом классе разные. Поэтому объяснение учителем этих целей и задач, а также анализ формы, пропорций, цветовой окраски конкретного объекта изображения с учетом возраста учеников I, II, III классов дает возможность ученикам I и II классов, например, более полно услышать об особенностях строения, пространственного положения, цветовой окраски объектов. Хорошо и то, что младшие школьники могут непосредственно наблюдать за процессом рисования более старших своих товарищей. Объяснение же в 1 классе последовательности выполнения рисунка, сообщение им первых, начальных сведений о рисунке, цветоведении, композиции позволяет ученикам II и III классов еще раз оживить в памяти полученные ранее сведения, знания, закрепить их и творчески использовать. В сельских малокомплектных школах несколько сокращен перечень примерных заданий по всем видам рисования, упрощено изложение теоретических основ учебного рисунка, а наиболее сложные разделы по перспективе, объемному рисованию, цветоведению сняты совсем.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в малокомплектной сельской школе ставятся те же цели и задачи обучения детей изобразительному искусству, что и в обычных городских школах, к учебным заданиям и детским рисункам предъявляются те же требования, которые предъявляются в других начальных классах общеобразовательных школ.
Уроки изобразительного искусства в малокомплектной школе целесообразно проводить по следующему плану. В начале урока учитель объявляет общую тему урока, время, отводимое на задание, называет материал, необходимый для выполнения рисунка. В зависимости от конкретного учебного задания (особенно если это рисование на темы, декоративное рисование) проводится беседа воспитательного характера. На уроке рисования с натуры школьники под руководством учителя проводят элементарный анализ формы, пропорций, цветовой окраски изображаемого объекта; на классной доске (или с помощью таблиц) показывается общая поэтапность выполнения рисунка. Затем школьники приступают к работе. В это время учитель проводит с учащимися одного из классов (желательно начать с I класса) беседу об изобразительном искусстве. После беседы учащиеся этого класса продолжают рисовать, а педагог проводит беседу с другим классом и т. д. В конце беседы с учащимися каждого класса учитель конкретизирует учебное задание, проводит, если это необходимо, еще раз анализ натуры, учебного материала.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, беседы, об искусстве в одном из классов сочетаются с практической работой учащихся по рисованию в других классах. Все рекомендуемые для бесед произведения изобразительного искусства по своему содержанию, как правило, соответствуют темам практических занятий по рисованию.
Как пример реализации указанных методических установок можно привести следующие схемы планирования уроков, рекомендуемые учебной программой.
Вид работы— рисование с натуры листьев (задание выполняется в течение одного урока).
Содержание работы по классам
I класс | II класс | III класс | |
Рисование карандашом и акварельными красками. Получение цвета, соответвующего окраске листа, работа путем смешения красок. | |||
Рисование листьев простой формы (листья тополя, осины) — карандаш и акварель. Наблюдение и передача в рисунке характерного силуэта листа. | Рисование листьев более сложной формы (лист дуба) — карандаш и акварель. Сравнение рисунка с натурой — по форме, пропорциям, цвету. | Рисование листьев сложной формы (лист клена) — карандаш и акварель. Передача в рисунке особенностей формы, пропорций, силуэта и цветовой гаммы осеннего листа. | |
Вид работы— рисование на тему (по представлению и воображению) «Осень в деревне». Беседа по произведениям изобразительного искусства: И. И. Левитан. «Золотая осень», В. А. Серов. «Октябрь. Домотканово», И. С. Остроухов «Золотая осень», В. Д. Поленов. «Золотая осень» (задание выполняется в течение двух уроков).
Содержание работы по классам
1 класс | II класс | III класс |
Рисование на тему «За грибами» (карандаш и акварель). Умение передать в рисунке некоторые особенности состояния осеннего дня. Беседа по картинам: И.И.Левитан «Золотая осень», В.А.Серов. «Октябрь. Домотканому». Развитие умения целенаправленно рассматривать произведения художников, изображающих русскую природу. | Рисование на тему «Посадка деревьев» (карандаш и акварель). Умение передать на плоскости листа бумаги ближние и дальние предметы. Беседа по картине: И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование умения рассказывать о явлениях и предметах, изображенных в картинах-пейзажах | Рисование на тему «В поле на тракторе» (карандаш и акварель). Умение передать цветовые отношения земли, неба, деревьев. Беседа по картине: В.Д.Поленов. «Золотая осень». Формирование элементарных умений понимать основной замысел художника и художественные достоинства картины-пейзажа. |
Вид работы— декоративное рисование — составление эскиза декоративного оформления игрушечной матрешки. Ознакомление с произведениями русского декоративного искусства — искусства Хохломы, Палеха, Мстеры (задание выполняется в течение двух уроков).
Содержание работы по классам.
I класс | П класс | III класс |
Самостоятельная декоративная роспись платка матрешки — узор в квадрате (карандаш, акварель). Развитие умений и навыков в кистевой росписи. | Декоративное рисование сарафана с узорами (карандаш и акварель). Развитие творческой фантазии, зрительной памяти, чувства цвета в декоративной росписи матрешки. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (искусство Хохломы). Ознакомление с приемами росписи объемных форм. | Декоративная творческая роспись матрешки (карандаш и акварель). Развитие творческого воображения. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (искусство Хохломы, Палеха, Мстеры). Обогащение представлений о средствах выразительности, значении цветовой и пространственной композиции в предметах народного искусства. |
Как видим, такое планирование учебного материала и содержания учебной работы позволяет учителю малокомплектной школы легко определить нарастание степени сложности в учебном материале и творческих заданиях и на этой основе осуществлять художественно-творческое и эстетическое развитие детей.
Необходимо также шире проводить различную внеклассную работу по эстетическому воспитанию детей — систематически организовывать экскурсии в природу, на колхозные фермы, проводить краеведческую работу. [26, 72]