Практическое занятие №5

Составление конспекта урока по каждому виду деятельности.

Цель практического занятия – научить студентов самостоятельно планировать программный материал на уроке. В процессе выполнения конспектов студенты изучают структуру современного урока с элементами проблемного обучения, широко применяя при этом арсенал технических средств обучения. С этой целью можно рекомендовать конспект урока по тематическому рисованию или урока, включающего изучение произведений искусства, выполнить в виде развернутого сценария занятий с привлечением всех активизирующих восприятие средств, включая музыку, литературу и материалы уроков истории. В конспектах тезисно, с иллюстрациями, излагается ход урока, указываются его тема, цели, оборудование и план.

Самостоятельная работа:

оформить план-конспект урока для начальных классов

 

Тема 2.8.4. Методика преподавания изобразительного искусства в 5 – 9 классах

Студент должен

знать: структуру и содержание уроков изобразительного искусства в 5 – 8 классах;

- возрастные особенности изобразительной деятельности учащихся 5 – 8 классов

уметь: разрабатывать конспект и методические рекомендации для уроков в 5 – 8 классах.

На втором этапе обучения мы имеем дело с детьми 11-12 лет. [23] В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды с взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах. В связи с этим меняется принцип приобщения школьников к искусству, связям его с жизнью. На этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью обучения в общеобразовательной школе, но становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. С этой целью в классе организуются творческие группы, которые осуществляют поисковую работу по сбору литературного, исторического, искусствоведческого материала, зрительного ряда в соответствии с темами четвертей. Учащиеся вводятся в осознание специфической роли каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. Второй этап обучения делится на блоки по видам искусства. Блоку станкового искусства отводятся 6 и 7 классы, 5 класс посвящен блоку декоративных искусств.8 класс отводится блоку конструктивных искусств и синтезу искусств в архитектуре.9 класс предполагает выход на формы синтеза пластических искусств с временными. Здесь как итог познания возможно обращение к спорным, сложным проблемам изобразительных, декоративных и конструктивных искусств в жизни, окружающей человека.

В отличие от детей 1-4 классов (изобразительная деятель­ность протекает преимущественно на эмоционально-чувственной основе) младшие подростки начинают относиться к своей ра­боте более осознанно и требовательно, исходя из сформиро­вавшихся у них представлений об окружающем мире и искус­стве. Этап художественного развития учащихся 5-9 классов в целом можно назвать аналитическим.

Реальный вид изображаемых объектов приобретает для под­ростков особое значение. Они стремятся как можно точнее пере­дать объем предметов, их детали, изменение цвета по поверх­ности. Начи­нается постепенный переход к пространственному объемному изображению. Понимают учащиеся и закономерности распреде­ления света и тени на поверхности предметов различной формы в зависимости от источника света; предметы в пространстве изображаются согласно правилам наглядной перспективы. Ана­литический подход несколько снижает эмоциональную реакцию на воспринимаемые явления действительности, однако все это не означает, что происходит окончательный спад творческой активности. Творческая основа работы в различных видах и тех­никах в начальных классах, богатый опыт в области восприятия произведений искусства поддерживают в подростках способ­ность реагировать на красоту цвета и формы предметов и выра­зительно их изображать. Однако нужно помнить, что этот возраст требует особого внимания со стороны педагога, чтобы трени­ровка логически-познавательного аппарата подростков не всту­пила в противоречие с их творческой устремленностью

Педагогу, работающему с подростками, необходимо проду­мывать содержание, организацию и стимулирование творческого процесса в тесной связи с познавательной деятельностью, ти­пичной для возраста отрочества.

На занятиях рисованием с натуры «созерцательно-эмоцио­нальные» задачи желательно связывать с аналитическими, связь эта должна быть органичной.

На занятиях рисованием по памяти и представлению педа­гог может раскрыть тему в неожиданных и интересных для уче­ника аспектах, чтобы разнообразить и обогатить его представ­ления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональ­ным. Для этого мож­но привлечь художественное слово, которое разнообразно по смысловым оттенкам, эмоциональному звучанию. Подбирая ли­тературный материал, необходимо учитывать не только тему, но и стиль, характер подачи образа; оценивать не только реально-образную сторону отрывка, но и эмоционально-поэти­ческую.

Такой метод стимулирования образного мыш­ления не должен быть единственным, так как не всегда по­лезно давать ребенку целостно организованную художествен­ную программу. Надо, чтобы ученик мог создать ее самостоя­тельно. Не следует перегружать занятия большим зрительным рядом, что может помешать формированию оригинального за­мысла. Необходимо создать условия для погружения в собст­венные мысли, для отстранения от объекта изображения, так как это активизирует ассоциативно-образное мышление и вообра­жение. В работе по памяти и воображению присутствует необхо­димая для творчества свобода, способствующая раскрытию творческой индивидуальности подростка, раскрепощению его возможностей в работе с различными художественными ма­териалами.

Немалую роль играет знание ребятами лучших произведе­ний профессионального искусства. Восприятие результата чу­жого творчества помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться худо­жественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус. Метод развития художественного восприя­тия играет огромную роль в формировании личности, ее нрав­ственных и духовных ориентиров.

Художественное восприятие невозможно без развитого сопе­реживания (способность соотносить произведения с собствен­ным опытом), отзывчивости на содержание и форму произве­дения и эрудиции (запаса представлений и знаний в области искусства). Степень проявления каждого из этих компонентов в формировании художественного восприятия школьников тесно связана с особенностями их возраста.

Чтобы адекватно воспринимать произведение, сопереживать ему, необходимо знать творца и его время. Без знаний невоз­можно целостное восприятие произведения искусства в единстве его содержания и формы. К сожалению, школьник-подросток прежде всего ищет в картине фотографическое повторение жиз­ни, даже при большой «насмотренности» он предпочитает про­изведения, о которых можно сказать: «как живой», «так и хо­чется потрогать». Он не понимает, что задачи художника зна­чительно шире — изобразить не только то, что он видит, но и мир своих переживаний и сделать это так, как свойственно только ему и никому другому. Особенно это касается тех произведений, которые отмечены поиском собственного оригинального пути в искусстве.

Когда подросток не воспринимает произведение, художе­ственная ценность которого общепризнанна, у учителя возни­кает естественное желание найти такой ход, посредством кото­рого можно было бы заинтересовать ученика. Классиче­ские произведения прошедших эпох, в основе которых библей­ские и мифологические сюжеты, представляют не меньшую слож­ность для детского восприятия. Подростки должны получить представление об эстетических канонах академической школы. Через восприя­тие отдельных произведений искусства можно подготовить под­ростка к дальнейшему, системному изучению истории ис­кусства.

Несмотря на то, что учащиеся 5-9 классов не изучают еще историю искусства, они должны иметь представление о факте существования в изобразительном искусстве различных направ­лений и индивидуальных стилей. Дети должны проявлять ак­тивность во время бесед об искусстве. Например, при изучении темы «Язык пластических искусств», говоря о колорите и цвете в картине, можно детям задать вопрос: «Какого цвета ракови­на (или какой-либо другой предмет) в этом натюрморте?» (пред­положим, что она белая). Дети, конечно, ответят: «Белая!» Пе­дагог просит присмотреться внимательней (если это репродук­ция, можно в белом листе бумаги сделать отверстие по форме этого предмета, наложить затем лист на белый предмет, закрыв все остальное) и ответить, действительно ли это так.

Дети замечают, что цвет раковины — это сочетание холодных и теплых серых оттенков. Педагог вновь ставит вопрос: «Так какого все-таки цвета раковина в натюрморте? Что же делает серую раковину белой?» Дети довольно легко находят ответ на этот вопрос: «Соседние темные краски, которые окружают раковину». Далее учитель помогает ребятам сделать вывод о том, что колорит (общий цветовой строй картины) определяет цвет предмета как бы заново. Для доказательства этого можно провести небольшую практическую работу «Белый предмет в раз­личной цветовой среде».

Можно применять игровые приемы. Искусствовед Н. П. Ходушина (работающая с детьми в Эрмитаже), чтобы выявить роль света в картине В. Кальфа «Десерт», где он несет основную образную нагрузку, сделала луч света главным «действующим лицом» в беседе с детьми. Луч живет, движется, видоизменяет­ся в зависимости от того, какие предметы он освещает. Попадая на персики, он заставляет их светиться как маленькие солнца, на ворсистой поверхности ковра вязнет, на поверхности хрусталь­ного бокала — играет, наоборот приобретая свободу. Одушевляя солнечный луч, который по-разному ведет себя на поверхности предметов, имеющих разную фактуру, можно раскрыть еще одну грань проблемы передачи освещения на плоскости картины.

В 6-7 классах при изучении тем «Отношение к миру при­роды», «Вещи человека и человек», «Понимание красоты чело­века», «Красота повседневной жизни», «Человек и общество» речь идет о жанрах живописи — пейзаже, натюрморте, портрете, бытовом и исторических жанрах. В начальных классах дети уже получили первоначальное представление о жанрах в живописи и графике. Однако понятие жанра очень многозначно, поэтому подросток должен получить более четкие ориентиры для освое­ния жанрового многообразия произведений изобразительного ис­кусства. Трудно определить жанр, в котором одновременно при­сутствуют, например, и человек, и вещи, и интерьер, и пейзаж (если человек изображен, например, у окна или на веранде). Жанр не просто связывает произведение с какой-то сферой жиз­ни, но и задает свой угол зрения на действительность.

Во второй четверти («Отношение к миру природы») ученики 6 класса знакомятся с жанром пейзажа. Объектом изображения может быть дикая или преображенная человеком природа (сель­ские ландшафты, морские виды, городские пейзажи и т. д.). Ху­дожники по-разному воспринимают окружающий мир, природу, поэтому их произведения отличаются и содержанием, и художе­ственной формой. Пейзажи могут быть идиллическими, интимно-лирическими, романтическими, реалистическими, импрессиони­стическими, сюрреалистическими. В наше время появляются такие определения, как философский пейзаж, психологический пейзаж.

Тема IV четверти 6 класса знакомит учеников с жанром порт­рета. Подростки понимают, что художник изображает человека не просто похожим, но характеризует его, оценивает как личность. Рассматривая портрет, они способны выявить отношение худож­ника к модели, определить характерное и типичное в позе, ми­мике лица. Ученики знакомятся с терминологией, связанной с компо­зиционными особенностями портрета: «голова», «поясной порт­рет», «фигурный», «конный», «групповой».

При рассматривании портретов нужно обратить внимание на выразительные средства, которые помогли художнику передать свое отношение к портретируемому, выделить в его облике то, что более всего взволновало. Можно начать с композиции и фор­мата картины, объяснив и показав, какую роль они играют в рас­крытии образа. Проиллюстрировать эту мысль можно путем из­менения кадра картины, а соответственно и изменения акцента в подаче образа (для этого на спроецированный на экран портрет накладываются рамки разной величины — метод А. В. Щерба­кова). Меняя рамки, учитель предлагает ученику определить, что изменяется в образе. Не следует забывать о задаче худож­ника, о традициях в области этого жанра в разные эпохи.

При показе диапозитивов с картин в сравнении педагогу нужно не столько говорить самому, сколько побуждать к этому учеников, к месту вводя свой рассказ в общий строй беседы.

Интересно проходит занятие-игра «Кто он? Кто она?». Ана­лизируя позу, мимику персонажа, костюм, дети определяют его принадлежность определенному времени, общественному сосло­вию, выясняют характер, настроение. Лучше проводить это за­нятие в три этапа: 1) беглый без комментариев просмотр диапо­зитивов; 2) повторение просмотра и высказывание первых впе­чатлений; 3) медленный показ каждого диапозитива с достаточно целостным анализом образа.

С историческим и батальным жанром ученики знакомятся в 7 классе при изучении раздела программы «Великие темы жизни». Большинство детей любят историю, что в определен­ной степени уже предрешает успех дела. Рассказывая о содер­жании картины, исторических событиях, нельзя, однако, забы­вать об анализе художественных особенностей картины.

Обращая внимание на значительность изображенных на кар­тине событий, нужно указать на динамику композиции (особен­но в картинах батального жанра), проследить, как проявляет­ся эта динамика в цвете, линиях, пространственных планах, масштабах изображения, взаимном расположении фигур (их удаление или приближение, ракурсы, подчеркивающие нараста­ние или спад движения).

На примерах исторических полотен В. И. Сурикова и И.Е. Ре­пина можно показать детям сложность труда художника, изобра­жающего важнейшие исторические события в жизни народа. Внимание обращают на яркость типов, глубину образных ха­рактеристик героев, что достигается благодаря большой пред­варительной работе по сбору материала к картине. Можно по­казать подготовительные эскизы и этюды, обратить внимание на требовательность художника к самому себе.

Исторические живописцы не только выходят на природу, ри­суют натурщиков, напоминающих исторических лиц, они роются в архивах, раскрывают старинные фолианты, рассматривают гравюры и фотографии, читают книги и рукописи о событиях тех лет.

Картины, относящиеся к бытовому жанру, как и историче­ские картины, сюжетны. Казалось бы, это облегчает их восприя­тие. Но это не так, иногда в самом обычном жизненном факте дети не прочитывают того смысла, который заложил в него ху­дожник: ведь и в будничной жизни можно найти красоту и глу­бокий смысл.

Однако проблема понимания смысла картины не так остра, как неумение смотреть саму живопись и особенности компози­ции. Детей в первую очередь интересует, что изображено, а не как изображено. Раскрывая тему 7 класса «Красота повседневной жизни» через произведения бытовой, жанровой живописи, педагог дол­жен больше внимания уделить деталям (хорошо, если кроме общего вида картины есть еще и ее фрагменты), так как они помогают глубже проникнуть в содержание картины.

Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой, учитывая возрастающий аналитизм мышления,— постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира. В художественном восприятии, принимая во внимание устрем­ленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить пере­живание, возникающее при первоначальном восприятии худо­жественного образа. На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с дру­гом, только тогда процесс освоения искусства будет плодотворным. В старших классах на уроках рассматриваются вопросы: множественность образных языков изображения, особенности видения мира в разные эпохи, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, виды и жанры изобразительного искусства.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА УРОКЕ

Сегодня преподавание изобразительного искусства в школе не возможно без привлечения в качестве источников различ­ных памятников культуры: исторических, музыкальных, литературных и др. Изучение их повышает интерес школьников к изобразительному искусству, способствует выходу на качественно новую ступень видения и понима­ния прошлого, способствует передаче образности, кон­кретности, колорита эпохи.

Одной из важнейшей составляющей деятельности уча­щихся на уроке изобразительного искусства является процесс восприятия художественного произведения. Именно в восприятии произведения изобразительного искусства, в степени его понимания и творческого пере­живания проявляется то, как глубоко проникают дети че­рез верхний слой формы в конкретный смысл изобра­жения и насколько обоснованны их эстетические сужде­ния и оценки.

Опыт занятий говорит о том, что восприятие произведения изобразительного искусства становится более объективным, если учащиеся понимают его сти­листические особенности, выраженные художе­ственно-образным языком определенного вида искусства. Понимание этого языка способствует развитию художественного восприятия, эстети­ческих переживаний и образного мышления учеников. Умение грамотно «читать» пластичес­кую историю человечества поможет школьнику разобраться в глубинах собственного сознания и грамотно «писать» эту историю далее. Одним из основных методов формирования образного мышления учащихся на уроках изобразительного искус­ства, наиболее специфичным для них является метод художественного анализа.

В отличие от методов художественного анализа, сущест­вующих в практике эстетического осмысления произведе­ния искусства, анализ художественного произведения на уроке должен подчиняться основным дидактическим принципам обучения, которые определяют закономерно­сти процесса обучения. Мы уже знакомы с ними. Такие принципы, как соответствие особенностям детей, посильность, доступность и т. д., лежат в основе отбора для анализа произведений изобразительного искусства и организации деятельности учащихся по проведению такого анализа. Учитель должен учитывать существенное разли­чие между анализом художественного произведения в искусствоведческих источниках, которыми он пользуется при подготовке к уроку, и анализом конкретного памят­ника на конкретном уроке с конкретными детьми. Учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства (наглядные материалы) в со­ответствии с учебными задачами. Причем ориентация при выборе должна быть не на историческую последова­тельность изучения произведений, а на возможность на их основе рассматривать основные правила, приемы, средства композиции, особенности колористического ре­шения и т. д. При отборе произведений изобразительно­го искусства следует учитывать их художественно-эстети­ческую ценность, возможность ознакомления с произве­дениями во всем многообразии видов, жанров, традиций и художественных техник изобразительного искусства, т. е. необходимость реализации принципа единства эсте­тического восприятия и художественной практики уча­щихся.

Самостоятельная работа: составить конспект урока изобразительного искусства для учащихся 5 – 9 классов