Практическое занятие №5
Составление конспекта урока по каждому виду деятельности.
Цель практического занятия – научить студентов самостоятельно планировать программный материал на уроке. В процессе выполнения конспектов студенты изучают структуру современного урока с элементами проблемного обучения, широко применяя при этом арсенал технических средств обучения. С этой целью можно рекомендовать конспект урока по тематическому рисованию или урока, включающего изучение произведений искусства, выполнить в виде развернутого сценария занятий с привлечением всех активизирующих восприятие средств, включая музыку, литературу и материалы уроков истории. В конспектах тезисно, с иллюстрациями, излагается ход урока, указываются его тема, цели, оборудование и план.
Самостоятельная работа:
оформить план-конспект урока для начальных классов
Тема 2.8.4. Методика преподавания изобразительного искусства в 5 – 9 классах
Студент должен
знать: структуру и содержание уроков изобразительного искусства в 5 – 8 классах;
- возрастные особенности изобразительной деятельности учащихся 5 – 8 классов
уметь: разрабатывать конспект и методические рекомендации для уроков в 5 – 8 классах.
На втором этапе обучения мы имеем дело с детьми 11-12 лет. [23] В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды с взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах. В связи с этим меняется принцип приобщения школьников к искусству, связям его с жизнью. На этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью обучения в общеобразовательной школе, но становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. С этой целью в классе организуются творческие группы, которые осуществляют поисковую работу по сбору литературного, исторического, искусствоведческого материала, зрительного ряда в соответствии с темами четвертей. Учащиеся вводятся в осознание специфической роли каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. Второй этап обучения делится на блоки по видам искусства. Блоку станкового искусства отводятся 6 и 7 классы, 5 класс посвящен блоку декоративных искусств.8 класс отводится блоку конструктивных искусств и синтезу искусств в архитектуре.9 класс предполагает выход на формы синтеза пластических искусств с временными. Здесь как итог познания возможно обращение к спорным, сложным проблемам изобразительных, декоративных и конструктивных искусств в жизни, окружающей человека.
В отличие от детей 1-4 классов (изобразительная деятельность протекает преимущественно на эмоционально-чувственной основе) младшие подростки начинают относиться к своей работе более осознанно и требовательно, исходя из сформировавшихся у них представлений об окружающем мире и искусстве. Этап художественного развития учащихся 5-9 классов в целом можно назвать аналитическим.
Реальный вид изображаемых объектов приобретает для подростков особое значение. Они стремятся как можно точнее передать объем предметов, их детали, изменение цвета по поверхности. Начинается постепенный переход к пространственному объемному изображению. Понимают учащиеся и закономерности распределения света и тени на поверхности предметов различной формы в зависимости от источника света; предметы в пространстве изображаются согласно правилам наглядной перспективы. Аналитический подход несколько снижает эмоциональную реакцию на воспринимаемые явления действительности, однако все это не означает, что происходит окончательный спад творческой активности. Творческая основа работы в различных видах и техниках в начальных классах, богатый опыт в области восприятия произведений искусства поддерживают в подростках способность реагировать на красоту цвета и формы предметов и выразительно их изображать. Однако нужно помнить, что этот возраст требует особого внимания со стороны педагога, чтобы тренировка логически-познавательного аппарата подростков не вступила в противоречие с их творческой устремленностью
Педагогу, работающему с подростками, необходимо продумывать содержание, организацию и стимулирование творческого процесса в тесной связи с познавательной деятельностью, типичной для возраста отрочества.
На занятиях рисованием с натуры «созерцательно-эмоциональные» задачи желательно связывать с аналитическими, связь эта должна быть органичной.
На занятиях рисованием по памяти и представлению педагог может раскрыть тему в неожиданных и интересных для ученика аспектах, чтобы разнообразить и обогатить его представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным. Для этого можно привлечь художественное слово, которое разнообразно по смысловым оттенкам, эмоциональному звучанию. Подбирая литературный материал, необходимо учитывать не только тему, но и стиль, характер подачи образа; оценивать не только реально-образную сторону отрывка, но и эмоционально-поэтическую.
Такой метод стимулирования образного мышления не должен быть единственным, так как не всегда полезно давать ребенку целостно организованную художественную программу. Надо, чтобы ученик мог создать ее самостоятельно. Не следует перегружать занятия большим зрительным рядом, что может помешать формированию оригинального замысла. Необходимо создать условия для погружения в собственные мысли, для отстранения от объекта изображения, так как это активизирует ассоциативно-образное мышление и воображение. В работе по памяти и воображению присутствует необходимая для творчества свобода, способствующая раскрытию творческой индивидуальности подростка, раскрепощению его возможностей в работе с различными художественными материалами.
Немалую роль играет знание ребятами лучших произведений профессионального искусства. Восприятие результата чужого творчества помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус. Метод развития художественного восприятия играет огромную роль в формировании личности, ее нравственных и духовных ориентиров.
Художественное восприятие невозможно без развитого сопереживания (способность соотносить произведения с собственным опытом), отзывчивости на содержание и форму произведения и эрудиции (запаса представлений и знаний в области искусства). Степень проявления каждого из этих компонентов в формировании художественного восприятия школьников тесно связана с особенностями их возраста.
Чтобы адекватно воспринимать произведение, сопереживать ему, необходимо знать творца и его время. Без знаний невозможно целостное восприятие произведения искусства в единстве его содержания и формы. К сожалению, школьник-подросток прежде всего ищет в картине фотографическое повторение жизни, даже при большой «насмотренности» он предпочитает произведения, о которых можно сказать: «как живой», «так и хочется потрогать». Он не понимает, что задачи художника значительно шире — изобразить не только то, что он видит, но и мир своих переживаний и сделать это так, как свойственно только ему и никому другому. Особенно это касается тех произведений, которые отмечены поиском собственного оригинального пути в искусстве.
Когда подросток не воспринимает произведение, художественная ценность которого общепризнанна, у учителя возникает естественное желание найти такой ход, посредством которого можно было бы заинтересовать ученика. Классические произведения прошедших эпох, в основе которых библейские и мифологические сюжеты, представляют не меньшую сложность для детского восприятия. Подростки должны получить представление об эстетических канонах академической школы. Через восприятие отдельных произведений искусства можно подготовить подростка к дальнейшему, системному изучению истории искусства.
Несмотря на то, что учащиеся 5-9 классов не изучают еще историю искусства, они должны иметь представление о факте существования в изобразительном искусстве различных направлений и индивидуальных стилей. Дети должны проявлять активность во время бесед об искусстве. Например, при изучении темы «Язык пластических искусств», говоря о колорите и цвете в картине, можно детям задать вопрос: «Какого цвета раковина (или какой-либо другой предмет) в этом натюрморте?» (предположим, что она белая). Дети, конечно, ответят: «Белая!» Педагог просит присмотреться внимательней (если это репродукция, можно в белом листе бумаги сделать отверстие по форме этого предмета, наложить затем лист на белый предмет, закрыв все остальное) и ответить, действительно ли это так.
Дети замечают, что цвет раковины — это сочетание холодных и теплых серых оттенков. Педагог вновь ставит вопрос: «Так какого все-таки цвета раковина в натюрморте? Что же делает серую раковину белой?» Дети довольно легко находят ответ на этот вопрос: «Соседние темные краски, которые окружают раковину». Далее учитель помогает ребятам сделать вывод о том, что колорит (общий цветовой строй картины) определяет цвет предмета как бы заново. Для доказательства этого можно провести небольшую практическую работу «Белый предмет в различной цветовой среде».
Можно применять игровые приемы. Искусствовед Н. П. Ходушина (работающая с детьми в Эрмитаже), чтобы выявить роль света в картине В. Кальфа «Десерт», где он несет основную образную нагрузку, сделала луч света главным «действующим лицом» в беседе с детьми. Луч живет, движется, видоизменяется в зависимости от того, какие предметы он освещает. Попадая на персики, он заставляет их светиться как маленькие солнца, на ворсистой поверхности ковра вязнет, на поверхности хрустального бокала — играет, наоборот приобретая свободу. Одушевляя солнечный луч, который по-разному ведет себя на поверхности предметов, имеющих разную фактуру, можно раскрыть еще одну грань проблемы передачи освещения на плоскости картины.
В 6-7 классах при изучении тем «Отношение к миру природы», «Вещи человека и человек», «Понимание красоты человека», «Красота повседневной жизни», «Человек и общество» речь идет о жанрах живописи — пейзаже, натюрморте, портрете, бытовом и исторических жанрах. В начальных классах дети уже получили первоначальное представление о жанрах в живописи и графике. Однако понятие жанра очень многозначно, поэтому подросток должен получить более четкие ориентиры для освоения жанрового многообразия произведений изобразительного искусства. Трудно определить жанр, в котором одновременно присутствуют, например, и человек, и вещи, и интерьер, и пейзаж (если человек изображен, например, у окна или на веранде). Жанр не просто связывает произведение с какой-то сферой жизни, но и задает свой угол зрения на действительность.
Во второй четверти («Отношение к миру природы») ученики 6 класса знакомятся с жанром пейзажа. Объектом изображения может быть дикая или преображенная человеком природа (сельские ландшафты, морские виды, городские пейзажи и т. д.). Художники по-разному воспринимают окружающий мир, природу, поэтому их произведения отличаются и содержанием, и художественной формой. Пейзажи могут быть идиллическими, интимно-лирическими, романтическими, реалистическими, импрессионистическими, сюрреалистическими. В наше время появляются такие определения, как философский пейзаж, психологический пейзаж.
Тема IV четверти 6 класса знакомит учеников с жанром портрета. Подростки понимают, что художник изображает человека не просто похожим, но характеризует его, оценивает как личность. Рассматривая портрет, они способны выявить отношение художника к модели, определить характерное и типичное в позе, мимике лица. Ученики знакомятся с терминологией, связанной с композиционными особенностями портрета: «голова», «поясной портрет», «фигурный», «конный», «групповой».
При рассматривании портретов нужно обратить внимание на выразительные средства, которые помогли художнику передать свое отношение к портретируемому, выделить в его облике то, что более всего взволновало. Можно начать с композиции и формата картины, объяснив и показав, какую роль они играют в раскрытии образа. Проиллюстрировать эту мысль можно путем изменения кадра картины, а соответственно и изменения акцента в подаче образа (для этого на спроецированный на экран портрет накладываются рамки разной величины — метод А. В. Щербакова). Меняя рамки, учитель предлагает ученику определить, что изменяется в образе. Не следует забывать о задаче художника, о традициях в области этого жанра в разные эпохи.
При показе диапозитивов с картин в сравнении педагогу нужно не столько говорить самому, сколько побуждать к этому учеников, к месту вводя свой рассказ в общий строй беседы.
Интересно проходит занятие-игра «Кто он? Кто она?». Анализируя позу, мимику персонажа, костюм, дети определяют его принадлежность определенному времени, общественному сословию, выясняют характер, настроение. Лучше проводить это занятие в три этапа: 1) беглый без комментариев просмотр диапозитивов; 2) повторение просмотра и высказывание первых впечатлений; 3) медленный показ каждого диапозитива с достаточно целостным анализом образа.
С историческим и батальным жанром ученики знакомятся в 7 классе при изучении раздела программы «Великие темы жизни». Большинство детей любят историю, что в определенной степени уже предрешает успех дела. Рассказывая о содержании картины, исторических событиях, нельзя, однако, забывать об анализе художественных особенностей картины.
Обращая внимание на значительность изображенных на картине событий, нужно указать на динамику композиции (особенно в картинах батального жанра), проследить, как проявляется эта динамика в цвете, линиях, пространственных планах, масштабах изображения, взаимном расположении фигур (их удаление или приближение, ракурсы, подчеркивающие нарастание или спад движения).
На примерах исторических полотен В. И. Сурикова и И.Е. Репина можно показать детям сложность труда художника, изображающего важнейшие исторические события в жизни народа. Внимание обращают на яркость типов, глубину образных характеристик героев, что достигается благодаря большой предварительной работе по сбору материала к картине. Можно показать подготовительные эскизы и этюды, обратить внимание на требовательность художника к самому себе.
Исторические живописцы не только выходят на природу, рисуют натурщиков, напоминающих исторических лиц, они роются в архивах, раскрывают старинные фолианты, рассматривают гравюры и фотографии, читают книги и рукописи о событиях тех лет.
Картины, относящиеся к бытовому жанру, как и исторические картины, сюжетны. Казалось бы, это облегчает их восприятие. Но это не так, иногда в самом обычном жизненном факте дети не прочитывают того смысла, который заложил в него художник: ведь и в будничной жизни можно найти красоту и глубокий смысл.
Однако проблема понимания смысла картины не так остра, как неумение смотреть саму живопись и особенности композиции. Детей в первую очередь интересует, что изображено, а не как изображено. Раскрывая тему 7 класса «Красота повседневной жизни» через произведения бытовой, жанровой живописи, педагог должен больше внимания уделить деталям (хорошо, если кроме общего вида картины есть еще и ее фрагменты), так как они помогают глубже проникнуть в содержание картины.
Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой, учитывая возрастающий аналитизм мышления,— постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира. В художественном восприятии, принимая во внимание устремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первоначальном восприятии художественного образа. На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства будет плодотворным. В старших классах на уроках рассматриваются вопросы: множественность образных языков изображения, особенности видения мира в разные эпохи, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, виды и жанры изобразительного искусства.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА УРОКЕ
Сегодня преподавание изобразительного искусства в школе не возможно без привлечения в качестве источников различных памятников культуры: исторических, музыкальных, литературных и др. Изучение их повышает интерес школьников к изобразительному искусству, способствует выходу на качественно новую ступень видения и понимания прошлого, способствует передаче образности, конкретности, колорита эпохи.
Одной из важнейшей составляющей деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства является процесс восприятия художественного произведения. Именно в восприятии произведения изобразительного искусства, в степени его понимания и творческого переживания проявляется то, как глубоко проникают дети через верхний слой формы в конкретный смысл изображения и насколько обоснованны их эстетические суждения и оценки.
Опыт занятий говорит о том, что восприятие произведения изобразительного искусства становится более объективным, если учащиеся понимают его стилистические особенности, выраженные художественно-образным языком определенного вида искусства. Понимание этого языка способствует развитию художественного восприятия, эстетических переживаний и образного мышления учеников. Умение грамотно «читать» пластическую историю человечества поможет школьнику разобраться в глубинах собственного сознания и грамотно «писать» эту историю далее. Одним из основных методов формирования образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства, наиболее специфичным для них является метод художественного анализа.
В отличие от методов художественного анализа, существующих в практике эстетического осмысления произведения искусства, анализ художественного произведения на уроке должен подчиняться основным дидактическим принципам обучения, которые определяют закономерности процесса обучения. Мы уже знакомы с ними. Такие принципы, как соответствие особенностям детей, посильность, доступность и т. д., лежат в основе отбора для анализа произведений изобразительного искусства и организации деятельности учащихся по проведению такого анализа. Учитель должен учитывать существенное различие между анализом художественного произведения в искусствоведческих источниках, которыми он пользуется при подготовке к уроку, и анализом конкретного памятника на конкретном уроке с конкретными детьми. Учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства (наглядные материалы) в соответствии с учебными задачами. Причем ориентация при выборе должна быть не на историческую последовательность изучения произведений, а на возможность на их основе рассматривать основные правила, приемы, средства композиции, особенности колористического решения и т. д. При отборе произведений изобразительного искусства следует учитывать их художественно-эстетическую ценность, возможность ознакомления с произведениями во всем многообразии видов, жанров, традиций и художественных техник изобразительного искусства, т. е. необходимость реализации принципа единства эстетического восприятия и художественной практики учащихся.
Самостоятельная работа: составить конспект урока изобразительного искусства для учащихся 5 – 9 классов