Специфические черты технологии обучения.
1. Разработка диагностично поставленных целей обучения, т.е. определять цели через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В диагностично поставленных целях описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет и др. как конечный результат.
2. Ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей. Материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению, затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. Текущие оценки выставляются по типу «усвоил – не усвоил». Итоговые результаты разъясняются каждому ученику.
3. Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов (тесты, стандартные задания для каждого уровня обучения.)
4. Воспроизводимость обучающих процедур. Цикл обучения: установление цели обучения, обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и поставка новых целей.
В подготовку учителя обязательно входит обучение написанию конспектов уроков. В разных учебных заведениях практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо называть класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и для учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий. Обычно начинающих педагогов затрудняет формулировка целей и задач урока. Цель, как правило, содержит общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении итогов урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей. [15, 12]
Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целвосуществлением. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовки учителя к уроку и проведения урока.
Опосредованная подготовка учителя идет непрерывно. Она связана с постоянным накоплением знаний, впечатлений, опыта, развитием способностей и личностных качеств учителя, изучением базовых предметных основ изобразительного искусства и смежных с ним областей знаний, словом, она связана с понятием общей культуры, которая является основой педагогической культуры и педагогического мастерства. Непосредственная подготовка связана с изучением программ по изобразительному искусству, учебников, пособий, научной и методической литературы, передового педагогического опыта.
Анализ программ и пояснительных записок к ним позволит выделить концептуальные цели и задачи программ, принципы и методы осуществления, особенности содержания, ознакомиться с требованиями к уровню знаний и умений учащихся, которыми они должны овладеть в результате -освоения годичного программного материала, определить систему понятий, которые ученик должен усвоить в течение учебного года.
Непосредственная подготовка проходит обычно в летние каникулы, а итогом ее должен стать календарный тематический план на год.
Календарный тематический план определяет темы (разделы) изучения, почасовую разбивку по темам, последовательность изучения, типы уроков, фиксирует обобщающие и контрольные занятия, темы и виды самостоятельных работ, систематизирует последовательное освоение основных понятий, умений, навыков, а также конкретизирует внутрипредметные и межпредметные связи. При календарном планировании следует учитывать праздники, календарные изменения в природе, необходимость разнообразия видов художественной и познавательной деятельности учащихся, последовательное освоение художественных материалов и техник. Поскольку учитель изобразительного искусства лучше воспринимает образы, ему будет полезно сделать для себя предварительный ка-лендарно-иллюстративный план. В этом случае язык графики позволит увидеть целостность процесса обучения в заданиях для детей.
Можно выполнить такой план и на карточках, которые удобно хранить в конвертах по четвертям учебного года. В такую карточку легко вносить изменения в планировании.
Примерная схема тематического плана(П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов) Количество часов на всю тему —...
№ урока | Тема урока | Тип урока | Триединая цель урока | Методы обучения | Содержание | Виды самоаоятельной работы | Планируемые знания, умения и навыки | Виды контроля знаний и обратной связи | Формы организации учебной деятельности | Домашнее задание |
1-й урок | ||||||||||
2-й урок | ||||||||||
3-й урок и т. д. |
Такое прогнозирование дает учителю возможность четче представлять оценочные категории учебной деятельности, планировать систему уроков по изучаемой теме, заранее видеть необходимость подбора дополнительного учебного материала по темам, наглядных пособий. При составлении такого плана следует обращать внимание на особенности класса, для которого планируется учебная деятельность, и в зависимости от них корректировать процесс освоения предметного содержания. Такой план становится основой подготовки учителя к каждому уроку.
Программы, учебники и пособия содержат материал к урокам и предлагают пути его освоения.
Поурочное планирование является методическим вариантом организации работы учащихся на конкретном уроке. Такой методический вариант может представлять собой план, план-конспект (развернутый план), сценарий, проект, программу — в зависимости от практической необходимости для самого учителя.
1. Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. В ней учитель фиксирует важные моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих действий. При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете. В плане обычно указываются класс, с которым проводится урок, дата проведения урока, изучаемая тема, тема урока, номер урока по изучаемой теме (место урока в системе уроков), триединая цель урока и его задачи, тип урока, ход урока, распределение времени по этапам урока, время для самостоятельной работы учащихся с учетом фронтальной и индивидуальной работы учителя с детьми, основные элементы содержания проверяемого и нового материала, приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упражнения (задания должны быть предварительно освоены учителем), методы изложения, необходимое для организации учебной деятельности оборудование для учащихся и учителя, домашнее задание (если таковое необходимо).
Часто реальный ход урока по вполне объективным причинам не совпадает с запланированным, поэтому учителю необходимо предусмотреть возможность интерпретации содержания урока в сокращенном виде или возможность использования на уроке дополнительного материала. При подготовке к уроку полезно также провести анализ поурочных планов прошлых лет, сопоставление которых с новым планом даст возможность учителю корректировать свою деятельность.
Каждая учебная программа по изобразительному искусству предлагает свои темы и содержание, средства осуществления целей и задач обучения. Вместе с тем каждый учитель по-своему видит, воспринимает, чувствует, имеет разный эмоционально-ценностный опыт и т.д. Поэтому любая тема, проблема урока сначала осмысливаются учителем через собственное, субъективное прочтение. В идеале он становится произведением педагогического искусства. Закономерно, что урок искусства, урок-образ должен строиться и проектироваться по законам искусства, а специфическая форма познания — переживание — должна стать особой формой обучения. Такой подход может быть реализован при внесении в урок принципа художественно-педагогической драматургии, когда замысел урока - его основная цель, сценарий урока — реализация замысла, а драматургия самого процесса урока — сюжет с наличием эмоционально-образных акцентов (эпилог, завязка, кульминация и развязка). При этом сценарий урока строится на основе того содержания, которое должен усвоить ученик, а учебно-воспитательные задачи решаются на художественном материале самого предмета.