Методика обучения дизайну в начальной школе

Теоретические основы развития художественно-творческой активности школьников в процессе их дизайнерской деятельности составляют три взаи­мосвязанных и взаимообусловленных компонента: дизайнерский — система знаний по дизайну как отрасли человеческой деятельности и ее результатах; психологический — особенности дизайнерского мышления; методико-педагогический — пути, формы, методы и приемы обучения умениям и навыкам дизайнерской деятельности и формирования на этой основе дизайнерского мышления.

Для элементарной дизайнерской деятельности необходимо формировать дизайнерское мышление через специальную целенаправленную деятельность детей под руководством педагога: постановка задач, сообщения, методы, при­емы, способы реализации задач по созданию отдельных предметов и гармони­чески целесообразной среды. Элементарное дизайнерское мышление на на­чальном этапе развития включает все основные черты, присущие мышлению профессионала. Так системное владение логическими операциями будет выг­лядеть как стремление к системности; наличие вариативности, гибкости, кон­структивности, как возможность принимать не один усвоенный вариант; понимание эстетической целесообразности пока будет ограничиваться оцени­вающей (в основном критической) функцией.

При освоении дизайна в школе основное внимание обращается на изуче­ние правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формооб­разования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины про­странства, движения и др.

Основы курса «Дизайн» вклю­чают разделы «Пропедевтика» и «Моделирование», которые учат школьников определять структурные качества различных объектов, познавать закономерно­сти создания знаков и простых геометрических структур, а также обучают видению этих форм в природной и предметной среде.

 

В начальной школе методика обучения дизайну направлена на овладение подсознательным ощущением формы, как одним из важнейших компонентов проектного мышления. На уроках рекомендуется чаще использовать сюжетную игру, которая помогает снять избыточную информационную нагрузку. Через игру ребенок более эмоционально и естественно решает учебную задачу, вначале он интуитивно продвигается к осознанию понятий проектно-художествен­ного образа, а затем пытается самостоятельно или коллективно сформулиро­вать его визуальные, пластические, наконец, конструктивные черты применительно к объектам живой и искусственной среды. Далее, трансфор­мировав в своем воображении увиденные и изученные объекты, школьник находит черты сходства и единые принципы организации и строения этих объектов. Затем в различных визуальных формах реализует свои идеи.

 

В начальной школе своеобразие методического подхода к обучению дизай­ну в определенной мере раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, зна­комство с элементами цветоведения и композиции, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы, общих закономер­ностей формообразования. [31, 325]

 

Тема 2.8.3. Принципы планирования уроков в начальных классах

Студент должен знать:

- особенности восприятия детей младшего школьного возраста;

- особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в младших классах;

уметь: формировать первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладное и народные формы искусства;

- составлять конспект урока изобразительного искусства каждому виду деятельности.