МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Тема 2.8.1. Методы обучения изобразительному искусству в школе

Каждому учителю, посвятившему свою жизнь детям, постоянно при­ходится задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как до­биться лучших результатов своего труда, собственно:

♦ для чего учить — цели и задачи (воспитательные, образовательные, практические);

♦ чему учить — содержание учебного процесса;

♦ как учить — исследование процесса преподавания, использование различных форм, методов, технологий;

♦ как учатся дети — исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

♦ средства обучения — оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и уча­щихся.

Чтобы выполнить все эти задачи, надо быть мастером своего дела, знать все то, что накоплено предыдущими поколениями педагогов, достижени­ями современной педагогической науки с активным использованием и сво­его личного опыта. .

Каковы же формы и средства эффективной организации учебного про­цесса? Сравним общие и частные проблемы предметов искусства в крат­кой их характеристике, таких, как педагогическая основа методов; эффек­тивность учебной работы по предмету; дидактические (обучающие) при­емы работы.

Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных, образовательных и творческих задач урока, раз­витие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоцио­нальной сферы, использование специфики предмета для развития образ­ного мышления ребенка.

Эффективность учебной работы по предмету достигается при исполь­зовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учи­теля, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот про­цесс самих детей, умений наладить взаимопонимание с учащимися. Эф­фективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учите­лей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.

Дидактические приемы работы отражены в известных методиках пре­подавания — и постоянном творческом поиске самого учителя. (Более под­робно некоторые вопросы этой темы будут рассмотрены далее.)

Наряду с общими принципами программы существуют и частные за­дачи преподавания изобразительного искусства в школе, такие, как:

а) подготовка учителя к уроку;

б) методы и виды деятельности;

в) использование нетрадиционных методов и форм работы;

г) поиски способов развития творческих возможностей детей;

д) поиски эффективных способов формирования образного мышления
детей;

е) умение анализировать свою работу;

ж) преодоление ошибок.

Подготовка учителя к уроку

Прежде всего надо внимательно прочитать и понять цели и задачи программы, обозначенные в пояснительной записке. Ознакомление с ее со­держанием, логикой поможет в выборе методической основы преподава­ния предмета. Подготовка к уроку складывается:

— из изучения тематики, содержания и задач урока;

— планирования урока, его структуры и драматургии;

— подбора дидактического материала и аудиовизуальных средств;

— качественного отбора материала к каждому уроку.

Методика урока (общие вопросы)

Методика урока (или группы уроков) строится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке та­ких положений, как:

Триединство задач

Каждый урок включает воспитательные, образовательные и творчес­кие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о много­образии форм искусства и его эмоциональной значимости. Передача социального опыта от учителя ученику формирует отношение ребенка кпри­роде, обществу, культуре своего народа и уважению к культуре других на? родов. Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий в доступной возрасту форме. Широкие знания, профессиональ­ная терминология с самого раннего возраста входят в понятия учеников не в навязанной форме запоминания, а в процессе всей работы на уроке. Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Здесь это — показ приемов ра­боты, разными инструментами, материалами, разной техники работы, ре­шение композиции, пространства и колорита, умение анализировать про­изведения искусства, обращение к творческим работам самого учителя.