МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2.8.1. Методы обучения изобразительному искусству в школе
Каждому учителю, посвятившему свою жизнь детям, постоянно приходится задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда, собственно:
♦ для чего учить — цели и задачи (воспитательные, образовательные, практические);
♦ чему учить — содержание учебного процесса;
♦ как учить — исследование процесса преподавания, использование различных форм, методов, технологий;
♦ как учатся дети — исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;
♦ средства обучения — оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и учащихся.
Чтобы выполнить все эти задачи, надо быть мастером своего дела, знать все то, что накоплено предыдущими поколениями педагогов, достижениями современной педагогической науки с активным использованием и своего личного опыта. .
Каковы же формы и средства эффективной организации учебного процесса? Сравним общие и частные проблемы предметов искусства в краткой их характеристике, таких, как педагогическая основа методов; эффективность учебной работы по предмету; дидактические (обучающие) приемы работы.
Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных, образовательных и творческих задач урока, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образного мышления ребенка.
Эффективность учебной работы по предмету достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот процесс самих детей, умений наладить взаимопонимание с учащимися. Эффективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учителей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.
Дидактические приемы работы отражены в известных методиках преподавания — и постоянном творческом поиске самого учителя. (Более подробно некоторые вопросы этой темы будут рассмотрены далее.)
Наряду с общими принципами программы существуют и частные задачи преподавания изобразительного искусства в школе, такие, как:
а) подготовка учителя к уроку;
б) методы и виды деятельности;
в) использование нетрадиционных методов и форм работы;
г) поиски способов развития творческих возможностей детей;
д) поиски эффективных способов формирования образного мышления
детей;
е) умение анализировать свою работу;
ж) преодоление ошибок.
Подготовка учителя к уроку
Прежде всего надо внимательно прочитать и понять цели и задачи программы, обозначенные в пояснительной записке. Ознакомление с ее содержанием, логикой поможет в выборе методической основы преподавания предмета. Подготовка к уроку складывается:
— из изучения тематики, содержания и задач урока;
— планирования урока, его структуры и драматургии;
— подбора дидактического материала и аудиовизуальных средств;
— качественного отбора материала к каждому уроку.
Методика урока (общие вопросы)
Методика урока (или группы уроков) строится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке таких положений, как:
Триединство задач
Каждый урок включает воспитательные, образовательные и творческие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости. Передача социального опыта от учителя ученику формирует отношение ребенка кприроде, обществу, культуре своего народа и уважению к культуре других на? родов. Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий в доступной возрасту форме. Широкие знания, профессиональная терминология с самого раннего возраста входят в понятия учеников не в навязанной форме запоминания, а в процессе всей работы на уроке. Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Здесь это — показ приемов работы, разными инструментами, материалами, разной техники работы, решение композиции, пространства и колорита, умение анализировать произведения искусства, обращение к творческим работам самого учителя.