ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Тема 2.8. Специфические особенности уроков изобразительного искусства

Тема 2.7. Виды работ по изобразительному искусству в школе. Контрольная работа

Содержание:

Виды работ по изобразительному искусству в школе. Уроки рисования с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Контрольная работа.

Контрольная работа: теоретическая проверка знаний сочетается с просмотром всех практических работ.

Любая образовательная концепция реализуется через школьные про­граммы. В основе программы «Изобразительное искусство и художествен­ный труд» лежит разработанная народным художником России, академи­ком РАО Б.М. Неменским концепция «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе». Она ори­ентирована на ребенка, на становление его духовного мира.

Цель определяется тем, ради чего происходит развитие. Данная про­грамма использует воздействие искусства на растущего человека, форми­рующего его в целостную личность. Она направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка, подростка, юноши и девушки к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через соб­ственное творчество и создание художественных образов.

Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания направленные на развитие художественно-образного, творчес­кого мышления детей, их воображения, эстетического чувства.

Это значит, что освоение содержания должно проходить на уровне его практического «проживания», через общение с конкретными произведе­ниями разных видов искусства как выражение чувств, мыслей, жизнен­ной позиции их творцов. Это предполагает, в частности, открытый харак­тер заданий: диалог национальных и исторических форм искусства; ува­жение к творческой индивидуальности ученика; диалоговое общение учителя с детьми и детей между собой в процессе целостного художествен­ного познания мира на основе собственной созидательной деятельности; широкое внедрение различных игр, способствующих активному форми­рованию творческой личности; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность, по выражению Б.М. Неменского, своего рода обмена способностями между учениками.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» (КОНЦЕПЦИЯ .М.НЕМЕНСКОГО)

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» коренным образом меняет сущность преподавания изобразительного искусства в школе. В этой программе утверждается, что предмет «Изобразительное ис­кусство» особый и его нельзя преподавать так же, как и другие предметы. Если задачи всех основных школьных дисциплин сводятся в основном к пе­редаче знаний, формированию умений и навыков, то в ИСКУССТВЕ одного этого мало (этому еще как-то научить можно), гораздо важнее другое — пе­редать опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностно­го отношения к миру. Приобрести этот опыт упражнениями нельзя — это надо пережить, провести через себя. Другого пути нет! Для того чтобы ребе­нок мог воспринимать опыт других и эмоционально откликаться на то, что происходит в мире, он должен обладать хорошо развитыми эмоциями.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и по­нимать художественную ценность произведений искусств. Слияние раз­ных видов искусства: изображения, музыки, художественного слова име­ют большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости на прекрас­ное и безобразное. Кроме того, искусство тем и отличается от науки, что не дает готовых рецептов, а требует прочувствованных, самостоятельных творческих решений в практическом освоении различных техник пласти­ческих видов искусства, восприятии произведений искусства, умении твор­чески воплощать свои замыслы в художественных образах.