ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Тема 2.8. Специфические особенности уроков изобразительного искусства
Тема 2.7. Виды работ по изобразительному искусству в школе. Контрольная работа
Содержание:
Виды работ по изобразительному искусству в школе. Уроки рисования с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Контрольная работа.
Контрольная работа: теоретическая проверка знаний сочетается с просмотром всех практических работ.
Любая образовательная концепция реализуется через школьные программы. В основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» лежит разработанная народным художником России, академиком РАО Б.М. Неменским концепция «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе». Она ориентирована на ребенка, на становление его духовного мира.
Цель определяется тем, ради чего происходит развитие. Данная программа использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность. Она направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка, подростка, юноши и девушки к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через собственное творчество и создание художественных образов.
Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания направленные на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства.
Это значит, что освоение содержания должно проходить на уровне его практического «проживания», через общение с конкретными произведениями разных видов искусства как выражение чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов. Это предполагает, в частности, открытый характер заданий: диалог национальных и исторических форм искусства; уважение к творческой индивидуальности ученика; диалоговое общение учителя с детьми и детей между собой в процессе целостного художественного познания мира на основе собственной созидательной деятельности; широкое внедрение различных игр, способствующих активному формированию творческой личности; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность, по выражению Б.М. Неменского, своего рода обмена способностями между учениками.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» (КОНЦЕПЦИЯ .М.НЕМЕНСКОГО)
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» коренным образом меняет сущность преподавания изобразительного искусства в школе. В этой программе утверждается, что предмет «Изобразительное искусство» особый и его нельзя преподавать так же, как и другие предметы. Если задачи всех основных школьных дисциплин сводятся в основном к передаче знаний, формированию умений и навыков, то в ИСКУССТВЕ одного этого мало (этому еще как-то научить можно), гораздо важнее другое — передать опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Приобрести этот опыт упражнениями нельзя — это надо пережить, провести через себя. Другого пути нет! Для того чтобы ребенок мог воспринимать опыт других и эмоционально откликаться на то, что происходит в мире, он должен обладать хорошо развитыми эмоциями.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведений искусств. Слияние разных видов искусства: изображения, музыки, художественного слова имеют большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное. Кроме того, искусство тем и отличается от науки, что не дает готовых рецептов, а требует прочувствованных, самостоятельных творческих решений в практическом освоении различных техник пластических видов искусства, восприятии произведений искусства, умении творчески воплощать свои замыслы в художественных образах.