Основы художественной педагогики

Закон связи искусства с жизньюформирует нравственно-эстетический идеал воспринимающего.

Закон единства формы и содержания.Это проблема выразительности художественного языка того или иного вида искусства. Чтобы понимать картины, надо научиться видеть их; чтобы слушать музыку, надо научить­ся слышать ее, т.е. понимать условность и выстроенность художественно­го языка в передаче содержания. Чтобы воздействовать на чувства зрите­ля, художник использует не только сюжет, но и цвет, линию, пятно, фор­му, материал, его фактуру, ритм и т.д.

Закон типизации в.искусстве.Его понимание выводит на осознание языковых сторон искусства. В искусстве типичное — это характерное, доведенное до своего, апогея явление, так как искусство, обобщая, всегда заостряет и потому раскрывает явление в его «пике», чистоте.

На законах искусства основаны педагогические принципынашей про­граммы.

Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения со­держания искусства (тематический принцип)

Самый ответственный принцип программы. Нарушение его —L нару­шение ее сути. Каждый учебный год — обязательно целостная проблема. Каждая четверть определяет поворот, свою грань этой проблемы. Темати­ка программы позволяет ребенку «вживаться» в живую ткань художе­ственной культуры своего народа и всего человечества. Целостность про­граммы обеспечивают:

а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого урока и неповторимости их;

б) метод единства восприятия и созидания, когда все виды деятельно­сти на уроке направлены на эмоциональное переживание художественно­го образа;

в) обобщающие уроки в конце четверти, позволяющие перевести ее те­матику на новый уровень осознания;

г) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учи­теля, на личностное восприятие детьми искусства.

 

Принцип художественного сопереживания или уподобления Для вхождения ребенка в состояние сопереживания, уподобления не­обходимо создать на уроке соответствующую ситуацию. Нужна особая ат­мосфера кабинета искусства, нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведений искусства, артистизм учителя. Учитель должен знать методы педагогической драматургии. Каждый педа­гог — это режиссер, а класс — его труппа. На этом стоятся многие дидакти­ческие игры на наших уроках:

а) «Художник и зритель»;

б) «Три мастера — мастер Украшения, мастер Изображения, мастер Постройки. Они появляются в 1-м классе и сопутствуют детям до конца начальной школы, в форме игры способствуя осознанию ими трех форм художественной деятельности.

Принцип диалога культур

Он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя при­роды до осознания Родины как содружества многих народов, имеющих самобытную культуру, и дальше, до знакомства с искусством народов мира. Все познается в сравнении острее.

Принцип творческой самореализации

В наших детях необходимо сформировать потребность в .художествен­ной деятельности, в приобретении умений и навыков в этой области. Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания:

а) свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практи­ческих задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формируют целеустремленность ребенка;

б) метод диалога, в котором учитель и ученик — собеседники — выяс­няют волнующие их обоих вопросы «зачем?» и «как?», и тогда восприя­тие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созда­нию собственного художественного образа;

в) метод сравнений и ассоциаций;

г) метод коллективных, групповых и индивидуальных работ детей, развивающих в них чувство единения и ответственности.

Принцип единства реальности и фантазии

У любого художественного творчества два «крыла» — реальность и фан­тазия. Одно помогает отражать действительность, другое помогает уходить от стереотипов и зрительных клише, штампов. Только в изобразительном искусстве процесс придумывания, фиксации замысла имеет непосредствен­ный характер для ребенка, держащего в руках карандаш или кисть.

Принцип реализации связи искусства с жизнью раскрывается через:

а) активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока;

б) внеклассную индивидуальную и коллективную поисковую деятель­ность;

в) отчетные уроки перед родителями;

г) оформление работами учеников интерьера школы и школьных праз­дников.