Основы художественной педагогики
Закон связи искусства с жизньюформирует нравственно-эстетический идеал воспринимающего.
Закон единства формы и содержания.Это проблема выразительности художественного языка того или иного вида искусства. Чтобы понимать картины, надо научиться видеть их; чтобы слушать музыку, надо научиться слышать ее, т.е. понимать условность и выстроенность художественного языка в передаче содержания. Чтобы воздействовать на чувства зрителя, художник использует не только сюжет, но и цвет, линию, пятно, форму, материал, его фактуру, ритм и т.д.
Закон типизации в.искусстве.Его понимание выводит на осознание языковых сторон искусства. В искусстве типичное — это характерное, доведенное до своего, апогея явление, так как искусство, обобщая, всегда заостряет и потому раскрывает явление в его «пике», чистоте.
На законах искусства основаны педагогические принципынашей программы.
Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства (тематический принцип)
Самый ответственный принцип программы. Нарушение его —L нарушение ее сути. Каждый учебный год — обязательно целостная проблема. Каждая четверть определяет поворот, свою грань этой проблемы. Тематика программы позволяет ребенку «вживаться» в живую ткань художественной культуры своего народа и всего человечества. Целостность программы обеспечивают:
а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого урока и неповторимости их;
б) метод единства восприятия и созидания, когда все виды деятельности на уроке направлены на эмоциональное переживание художественного образа;
в) обобщающие уроки в конце четверти, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;
г) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми искусства.
Принцип художественного сопереживания или уподобления Для вхождения ребенка в состояние сопереживания, уподобления необходимо создать на уроке соответствующую ситуацию. Нужна особая атмосфера кабинета искусства, нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведений искусства, артистизм учителя. Учитель должен знать методы педагогической драматургии. Каждый педагог — это режиссер, а класс — его труппа. На этом стоятся многие дидактические игры на наших уроках:
а) «Художник и зритель»;
б) «Три мастера — мастер Украшения, мастер Изображения, мастер Постройки. Они появляются в 1-м классе и сопутствуют детям до конца начальной школы, в форме игры способствуя осознанию ими трех форм художественной деятельности.
Принцип диалога культур
Он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих народов, имеющих самобытную культуру, и дальше, до знакомства с искусством народов мира. Все познается в сравнении острее.
Принцип творческой самореализации
В наших детях необходимо сформировать потребность в .художественной деятельности, в приобретении умений и навыков в этой области. Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания:
а) свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практических задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формируют целеустремленность ребенка;
б) метод диалога, в котором учитель и ученик — собеседники — выясняют волнующие их обоих вопросы «зачем?» и «как?», и тогда восприятие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созданию собственного художественного образа;
в) метод сравнений и ассоциаций;
г) метод коллективных, групповых и индивидуальных работ детей, развивающих в них чувство единения и ответственности.
Принцип единства реальности и фантазии
У любого художественного творчества два «крыла» — реальность и фантазия. Одно помогает отражать действительность, другое помогает уходить от стереотипов и зрительных клише, штампов. Только в изобразительном искусстве процесс придумывания, фиксации замысла имеет непосредственный характер для ребенка, держащего в руках карандаш или кисть.
Принцип реализации связи искусства с жизнью раскрывается через:
а) активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока;
б) внеклассную индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;
в) отчетные уроки перед родителями;
г) оформление работами учеников интерьера школы и школьных праздников.