Уроки декоративного рисования

Уроки декоративного рисования служат для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся, привлечениях их к общественно-полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с принципами ДПИ. Декоративное оформление объекта совершается на основании определённых правил и законов, соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания красок.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования.

Декоративное рисование тесно связано с рисованием с натуры, со стилизацией природных форм. Большое воспитательное значение имеет работа по образцам народного ДПИ. Декоративное рисование развивает эстетический вкус детей, знакомит их с ролью ДПИ в жизни, быту.

Необходимо следить за аккуратностью рисунка. Порядок выполнения декоративного рисунка (начиная с проведения полосы или круга, определяющих композиционное расположение декоративного украшения), строгое распределение отдельных элементов требуют исключительно аккуратного проведения каждой линии, нанесение каждого мазка. Надо сделать за тем, чтобы учащихся при рисовании орнаментов не мельчили отдельные элементы. [28, 97]

Обучение декоративной работеосуществляется в процес­се выполнения учащимися творческих декоративных ком­позиций, составления эскизов оформительских работ (воз­можно выполнение упражнений на основе образца). Уча­щиеся знакомятся с произведениями народного декоратив­но-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной перера­ботки формы и цвета реальных объектов — листьев, цве­тов, бабочек, жуков ит.д., дети рисуют кистью, самостоя­тельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела "Декоративная работа" раскры­вается значение народного искусства как мощного сред­ства эстетического, трудового и патриотического воспита­ния. Простые и красивые художественные изделия народ­ных мастеров помогают прививать детям любовь к родно­му краю, учить их видеть илюбить природу, ценить тради­ции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям пред­ставление народа о красоте, добре. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащи­мися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек вышивке и т.д.

По разделу "Декоративная работа" учащиеся V—IX классов продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Они видят подлинно поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигают звонкость и сил цвета через декоративную содержательность искусства.

В содержание раздела включается ознакомление с примерами различной символики.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформления различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые вы­полняются по ним. Связь уроков декоративной работы с уроками труда продолжает укрепляться.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных мате­риалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ре­тушь, линогравюра, аппликация и т.д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов об­ладает своими выразительными особенностями и самосто­ятельный выбор их школьниками содействует развитию ху­дожественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят. [26, 216]

 

Примерная схема и содержание урока

1. Предварительный сбор материала (листья деревьев, репродукции, фотографии) по заданию учителя.

2. Предварительное изучение объектов, форма которых должна быть декоративно переработана в рисунок.

3. Выполнение нескольких вариантов декоративной переработки различных элементов орнамента.

4. Выполнение схематичного, рабочего эскиза декоративного рисунка в четверть альбомного листа.

5. Линейное построение рисунка на основе рабочего эскиза и предварительных набросков и зарисовок.

6. завершение работы над рисунком в цвете. [12, 176]

 

Лепка –это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить характерные особенности и пропорции способствуют развитию мускулатуры кистей рук глазомера, согласованности движений обеих рук, воспитания привычки последовательного выполнения работы, накоплению знаний о свойствах материалов и приемах передачи объемной формы. [9, 181]. Этот вид художе­ственного творчества развивает наблюдательность, вообра­жение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников фор­мируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цель­ности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных клас­сах является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека. Материалы и принадлежности: глина, пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка, блюдце с водой. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание. Способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

Аппликация— это составление изображения на основе скле­ивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, тка­ни, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т.п.

В содержание этого раздела входит составление цвет­ных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Большую рель в выработке у детей умения видеть и пе­редавать красоту действительности, в формировании инте­реса к изобразительной деятельности играет подбор моде­лей, тематики композиций и заданий, широко отражаю­щих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т.п.)