Русские посиделки
Русское народное искусство изучается в начальной и средней школе. Здесь не обойтись без синтеза искусств: фольклора, народной музыки и танца. В Древней Руси на такие праздники собирался весь народ.
Заранее подбирается материал: поговорки, шутки, заговоры, народные песни, шутки и фонограммы народной музыки, исполняемой на разных инструментах: балалайке, жалейке, дудочке, гармонике. Записываются шумы деревенской улицы: крик петуха, лай собаки, скрип двери, шум ветра и др.
На посиделках молодежь занималась рукоделием и веселилась, здесь же старшие передавали опыт молодым. Забавный это вечер. Каждый хотел показать свое мастерство. Девушки плели кружево, вышивали узоры, расписывали посуду, напевая народные песни; парни плели корзины, резали ложки, прялки, украшали их росписью. Здесь перемежалась работа с весельем: плясками под гармонику или балалайку, соревнованиями певцов, музыкантов (под фонограмму или аккомпанемент). В конце праздничных посиделок все показывали свои работы, выслушивали подчас иронические, шутливые замечания, парни дарили девушкам свои подарки. Девушки готовили угощение: пряники, печенье, чай.
Это занятие можно провести вместе с учителями музыки, литературы, объединив два-три урока или провести как внеклассное мероприятие.
Для самостоятельной разработки учителям предлагаются следующие виды уроков:
Урок-экскурсия — это неспешное изучение подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. Если такой возможности нет, можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Для этого экскурсия готовится заранее. Во время экскурсии дети делают зарисовки, наброски (черный, цветной карандаши, фломастеры, уголь).
Урок «История прошлого» — знакомство с эпохой, в которую жил художник. Например, «Утро средневекового мастера», «В русской усадьбе XVIII века».
Урок «Пять чувств» — активно подключаются к зрительному образу слух, осязание, обоняние, вкус детей. Например:
— «Какой на вкус дождик?» (в дождливый день).
— «Теплое, ласковое, душистое солнышко» (ранняя весна).
— «Эти сладкие мягкие теплые пряники» — по мотивам народного
творчества архангельских крестьян.
В качестве вспомогательного материала можно использовать фонограмму, вентилятор, растения (для ощупывания с закрытыми глазами).
Урок «Миф, сказка, легенда». В основе драматургии — развитие творческого воображения, фантазии через литературный образ и сценическое действие. (Дети любят играть, импровизировать, выражать какой-нибудь образ через действие.) Основная задача — через образ подвести детей к выполнению творческого задания.
Урок «Песня, музыка». На основе музыкального произведения рождается образ зримый, выраженный в красках, линиях, формах. Например, музыка М. Чюрлениса (фрагменты из симфонической поэмы «Море» или «Бурное море»); песня Джо Дассена «Когда идет дождь» и т.п.
Тема 2.6.2. Элементы и структура уроков
Практическая работа №4
Разработать структуру конкретного урока в зависимости от темы и дидактических целей