Практическое занятие №1

Тема 2.1.1. Планирование игрового проблемного урока

ТРИ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.Проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения сострит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассужде­нию, думанию.

2. Частично поисковый метод. Учитель создает проблемную ситуа­цию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.

3. Исследовательский метод. Учитель конструирует творческие зада­ния, а учащиеся самостоятельно их решают.

Этот метод предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения. Обучение развивает ребенка только тогда, когда он сам добывает знания, т.е. активно интеллектуально развивается. Знания даются не в готовом виде, а с помощью такой организации передачи информации, когда учащиеся должны сами работать, чтобы усвоить новые понятия и способы деятельности.

Внутренний процесс обучения связан с догадками, ожиданием, удив­лением, озарением, напряженным размышлением, поиском аргументов и доказательств, переживанием. Это формирует интерес к учению, развива­ет инициативу, способствует пониманию внутренней сущности явлений, взаимосвязей, учит диалектическому подходу к оценке явлений, процес­сов, умению видеть проблему, наметить способ ее решения.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Из каких элементов складывается проблемное обучение?

2. Как влияет вид урока изобразительного искусства на выбор проблемных заданий?

3. В каком случае урок будет проблемным?

4. Обоснуйте значение игровых приемов в проблемном обучении?

5. Рассмотрите таблицу № Комплекс наглядных средств обучения для обеспечения реализации методов проблемного обучения. Проследите взаимосвязь учебно-познавательных задач с методами обучения, основными функциями методов обучения, основными функциями наглядности и комплексом средств обучения, обеспечи­вающих реализацию проблемного обучения. Примените эти сведения при планировании проблемного урока.

 

Цель практического занятия – научить составлять конкретное упражнение для ученика в проблемной и игровой форме. Листы бумаги складываются в книжку. На обложке пишется название темы, класс,Ф.И.О. студента, группа (стр. 1). На титульном листе пишут название темы, цель, задачи урока, оборудование, методы, план урока. Определить примерное время, необходимое для выполнения упражнения учеником (стр.2). На следующих страницах описывают игровую, проблемную ситуацию, объяснение материала учителем, виды упражнений в зависимости от цели: закрепление знаний, развитие или формирование навыка, проверка знаний, творческая изобразительная задача и т.д. Определить знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания, художественные средства выразительности. Обосновать средства, стимулирующие интерес учащихся к заданию или творческую фантазию (внешняя выразительность задания, игровая ситуация, проблемность) На следующем листе изображается конечный результат задания.

Самостоятельная работа:

Разработать конкретное упражнение для ученика в проблемной и игровой форме.