Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла
Региональные программы художественно-эстетического образования
С учетом местных условий разрабатываются региональные программы художественно-эстетического образования, связанные с этническим самосознанием.
В республике Башкортостан разработана в научно- исследовательской лаборатории художественного и графического образования Башгоспедуниверситета программа: "Изобразительное искусство":Программа для 1-8 классов средних общеобразовательных учреждений /Сост. Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э. /Под ред. Пурик Э.Э.- Уфа, 1999.-56 с.
Особенностью данной программы является ее синтетичность: в ней использованы достижения различных существующих в стране программ по предмету "Изобразительное искусство"для средних общеобразовательных учебных заведений, а также наличие в ней регионального компонента: в ходе изучения художественных законов, основ изобразительной грамоты, истории искусства освещаются национальные особенности искусства народов Башкортостана, история культуры республики, творчество современных художников Башкортостана.
При выборе программ для предмета «Изобразительное искусство», а также любых интегрированных курсов углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла, факультативных занятий, художественных кружков и для контроля за состоянием преподавания предметов искусства необходимо ориентироваться на Обязательный минимум содержания основного общего образования и требования к уровню подготовки выпускников основной школы по изобразительному искусству.
Данные компоненты могут быть расширены в зависимости от возрастных особенностей детей, реальных возможностей каждого класса и условий школы. Следует помнить, что в процессе преподавания предметов искусства важно основываться на национальных традициях воспитания и обучения, на традициях русской реалистической художественной школы, учитывать особенности отечественной культуры, народного искусства, быта и природных условий конкретного региона России.
Для сельских малокомплектных школ предназначены программы «Изобразительное искусство. 1—4 классы» (авт. колл. под рук. В. С. Кузина. М., 1995).
В соответствии с требованиями времени, а также Постановлением Правительства Российской Федерации (№ 1116 от 28.08,1997 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации» особая роль должна отводиться общеобразовательным учебным заведениям с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, расположенным в местах традиционных народных художественных промыслов. Такие общеобразовательные учебные заведения, используя разнообразные формы трудового, художественно-эстетического обучения, воспитания и профориентации, призваны помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и дальнейшему его развитию. На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов школьники овладевают приемами изготовления художественных изделий, учатся создавать красоту своими руками. Все это способствует развитию промыслов Хохломы, Городца, Гжели, Жостова, Палеха, Холуя, Полхов-Майдана, Гусь-Хрустального, ювелирного искусства, керамики, ковроткачества Дагестана, Кабардино-Балкарии, Башкирии, Удмуртии, Мордовии и других регионов России.
Для углубленного изученияпредметов художественно-эстетического цикла, предметов искусства в общеобразовательных учреждениях различного типа (школы, гимназии лицеи и т. п.) рекомендуются следующие утвержденные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации учебные программы:
— Рисунок. 1—11 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1995;
— Живопись. 1—11 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1995;
— Композиция. 1—11 классы. Авт. Н. М. Сокольникова. М.: Просвещение, 1995;
— Изобразительное искусство. 8—11 классы. Авт.В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1991;
— Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1—4 классы одиннадцатилетней школы. Авт. Т. Я. Шпикалова и др. М.: Просвещение, 1992;
— Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5—8 классы. Авт. Т. Я. Шпикалова и др. М.: Просвещение, 1994.
В образовательных учреждениях интернатного типа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла можно использовать программы:
— Основы эстетической культуры. 9—10 классы. Авт. Л. П. Печко и др. М.: Просвещение, 1995;
— Живопись. 5—9 классы. Авт. В.С.Кузин и др. М: Просвещение, 1995;
— Основы дизайна. 5—9 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М: Просвещение, 1995.
В настоящее время для школ, лицеев, гимназий, колледжей с углубленным изучением различных видов декоративно-прикладного искусства в местах традиционных народных ремесел готовятся к изданию учебные программы. До их выхода в свет рекомендуется пользоваться сборником «Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5—11 классы» (М.: Просвещение, 1992). В данном сборнике представлены такие программы, как: «Изготовление художественных керамических изделий» (авт. Е. Н. Хохлова); «Русская народная вышивка» (авт. Н. Т. Климова); «Кружевоплетение» (авт. Н. А. Поскребышева); «Художественная обработка камня мягких пород» (авт. Л. Н. Гончарова); «Резьба по кости и рогу» (авт. Т. Б. Митлянская); «Роспись по дереву» (авт. В. А. Барадулин); «Резьба по дереву» (авт. Ю. В. Максимов) и др.
Как показала педагогическая практика, большой эффект в художественно-эстетическом воспитании и образовании дают занятия на факультативах и в художественных кружках. В частности, положительно зарекомендовали себя следующие программы:
— Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Авт. Л. Г. Савенкова. М.: Просвещение, 1991;
— Рисунок и живопись. Авт. А. В. Щербаков. М.: Просвещение, 1991;
— Скульптура и керамика. Авт. Н. С. Боголюбов, Л. Г. Савенкова. М: Просвещение, 1991;
— История изобразительного искусства. Авт. Ю. Н. Протопопов. М.: Просвещение, 1991;
— Изобразительное творчество. 7—11 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1992;
— Скульптура. 7—11 классы. Авт. В. Д. Черкасов, М. Б. Бежанов. М.: Просвещение, 1992;
— История изобразительного искусства. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1992;
— Художественное вязание. 9—10 классы. Авт. Н. Г. Коваленко. М.: Просвещение, 1994;
— Художественная вышивка. 8 класс. Авт. Н. Г. Коваленко. М.: Просвещение, 1994.
Для реализации учебно-воспитательных задач, поставленных перед предметами образовательной области «Искусство», для успешного художественно-эстетического воспитания и развития школьников рекомендуется использовать следующие современные учебники и учебно-методические пособия для школьников:
1. Коротеева Е. И. Искусство и ты. Учебник для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы/ Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1997.
2. Неменский Б. М., Горяева Н. А. и др. Рабочая тетрадь для начальной школы «Твоя мастерская». М.: Просвещение, 1997.
3. Изобразительное искусство и художественный труд.1 класс. Учебник / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1997.
4. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 1.М.: Дрофа, 1997.
5. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 2.М.: Дрофа, 1997.
6. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1—2 классы. Раскраски. М.: Дрофа,1997.
7. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3—4 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 1.М.: Дрофа, 1997.
8. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3—4 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 2.М: Дрофа, 1997.
9. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3—4 классы. Раскраски. М.: Дрофа,1997.
10. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство.5—7 классы. Учебник в 4 кн.: «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции», «Краткий словарь художественных терминов». М.: Титул, 1996.
11. Сокольникова Н. М. Волшебный мир природы. Тетрадь творческих заданий по изобразительному искусству.1 класс. М.: ACT, 1997.
12. Сокольникова Н. М. Волшебный мир цвета. Тетрадь творческих заданий по изобразительному искусству.1 класс. М.: ACT, 1997.
13. Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.1 класс. Наглядное пособие. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М: Мозаика-Синтез, 1996.
14. Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Пособие для учащихся. Для классов суглубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М.: Мозаика-Синтез, 1997.
15. Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учащихся. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М.: Мозаика-Синтез, 1997.
16. Кадобнева И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. и др. Искусство слышать. Учебная книга для детей 5—7 лет. Радуница, 1994.
17. Куприянова Л. Л. Рабочая тетрадь. Русский фольклор. 1 класс. М.: Мнемозина, 1996.
18. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. С.-Пб.: Композитор, 1992.
19. Русские народные календарные праздники и обычаи:Устное народное творчество, произведения писателей, художников и рисунки детей. Книга для чтения / Сост.М. Ю. Новицкая. М.: Просвещение, 1997.
20. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII—XIX вв. Пособие для учащихся.М.: Владос, 1997.
21. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994.
Непосредственную помощь при подготовке к уроку окажут такие пособия для учителя, как:
1. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—4 классы / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение,1991.
2. Изобразительное искусство и художественный труд. 5—8 классы / Сост. Н. Н. Фомина; Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1995.
3. Сокольникова Н. М. Художники, книги, дети. Серебряные нити, 1997.
4. Копцева Т. А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. Методические разработки к программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 6 класс. М.: Московский центр художественной культуры и образования, 1994.
5. Фомина Н. Н. Подросткам о художниках. Методические рекомендации к проведению монографических уроков по изобразительному искусству. М.: Московский центр художественной культуры и образования, 1994.
6. Хрестоматия к программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 6 класс. Пособие для учителя /Сост. Т. А. Копцева М.: Московский центр художественной культуры, 1993.
7. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Агар, 1998.
8. Кузин В. С. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Агар, 1997.
9. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1995.
10.Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1992.
Управление общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации настоятельно рекомендует в процессе преподавания предметов искусства в регионах основываться на национальных традициях воспитания и обучения, учитывать особенности художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий.
Задание:
Выписать в тетрадь из пояснительных записок вариативных программ по изобразительному искусству и сравнить друг с другом:
1. цель преподавания изобразительного искусства в школе;
2. задачи преподавания изобразительного искусства в школе;
3. структуру курса;
4. содержание изучаемого материала по годам обучения.
Самостоятельная работа:
выполнить сравнительный анализ действующих государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. Рассмотреть уроки в разных программах в одном классе.