Углубленное изучение предметов художественно-эсте­тического цикла

Реги­ональные программы художественно-эстетического обра­зования

С учетом местных условий разрабатываются реги­ональные программы художественно-эстетического обра­зования, связанные с этническим самосознанием.

В республике Башкортостан разработана в научно- исследовательской лаборатории художественного и графического образования Башгоспедуниверситета программа: "Изобразительное искусство":Программа для 1-8 классов средних общеобразовательных учреждений /Сост. Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э. /Под ред. Пурик Э.Э.- Уфа, 1999.-56 с.

Особенностью данной программы является ее синтетичность: в ней использованы достижения различных существующих в стране программ по предмету "Изобразительное искусство"для средних общеобразовательных учебных заведений, а также наличие в ней регионального компонента: в ходе изучения художественных законов, основ изобразительной грамоты, истории искусства освещаются национальные особенности искусства народов Башкортостана, история культуры республики, творчество современных художников Башкортостана.

 

При выборе программ для предмета «Изобразительное искусство», а также любых интегрированных курсов углубленного изучения предметов художественно-эсте­тического цикла, факультативных занятий, художест­венных кружков и для контроля за состоянием препода­вания предметов искусства необходимо ориентировать­ся на Обязательный минимум содержания основного общего образования и требования к уровню подготов­ки выпускников основной школы по изобразительному искусству.

Данные компоненты могут быть расширены в зави­симости от возрастных особенностей детей, реальных возможностей каждого класса и условий школы. Следу­ет помнить, что в процессе преподавания предметов искусства важно основываться на национальных тради­циях воспитания и обучения, на традициях русской реалистической художественной школы, учитывать осо­бенности отечественной культуры, народного искусства, быта и природных условий конкретного региона Рос­сии.

 

Для сельских малокомплектных школ предназначены программы «Изобразительное искусство. 1—4 классы» (авт. колл. под рук. В. С. Кузина. М., 1995).

В соответствии с требованиями времени, а также Постановлением Правительства Российской Федерации (№ 1116 от 28.08,1997 г.) «О дополнительных мерах госу­дарственной поддержки народных художественных про­мыслов Российской Федерации» особая роль должна от­водиться общеобразовательным учебным заведениям с углубленным изучением предметов художественно-эсте­тического цикла, расположенным в местах традицион­ных народных художественных промыслов. Такие обще­образовательные учебные заведения, используя разнооб­разные формы трудового, художественно-эстетического обучения, воспитания и профориентации, призваны по­мочь не только сохранению богатства и традиций народ­ного декоративно-прикладного искусства, но и дальней­шему его развитию. На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства, художественных про­мыслов школьники овладевают приемами изготовления художественных изделий, учатся создавать красоту своими руками. Все это способствует развитию промыслов Хохло­мы, Городца, Гжели, Жостова, Палеха, Холуя, Полхов-Майдана, Гусь-Хрустального, ювелирного искусства, кера­мики, ковроткачества Дагестана, Кабардино-Балкарии, Башкирии, Удмуртии, Мордовии и других регионов Рос­сии.

 

Для углубленного изученияпредметов художественно-эстетического цикла, предметов искусства в общеобразовательных учреждениях различного типа (школы, гимназии лицеи и т. п.) рекомендуются следующие утвержденные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации учебные программы:

— Рисунок. 1—11 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Про­свещение, 1995;

— Живопись. 1—11 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1995;

— Композиция. 1—11 классы. Авт. Н. М. Сокольникова. М.: Просвещение, 1995;

— Изобразительное искусство. 8—11 классы. Авт.В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1991;

— Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1—4 классы одиннадцатилетней школы. Авт. Т. Я. Шпикалова и др. М.: Просвещение, 1992;

— Изобразительное искусство. Основы народного и де­коративно-прикладного искусства. 5—8 классы. Авт. Т. Я. Шпикалова и др. М.: Просвещение, 1994.

В образовательных учреждениях интернатного типа с углубленным изучением предметов художественно-эстети­ческого цикла можно использовать программы:

— Основы эстетической культуры. 9—10 классы. Авт. Л. П. Печко и др. М.: Просвещение, 1995;

— Живопись. 5—9 классы. Авт. В.С.Кузин и др. М: Просвещение, 1995;

— Основы дизайна. 5—9 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М: Просвещение, 1995.

В настоящее время для школ, лицеев, гимназий, коллед­жей с углубленным изучением различных видов декоратив­но-прикладного искусства в местах традиционных народ­ных ремесел готовятся к изданию учебные программы. До их выхода в свет рекомендуется пользоваться сборником «Примерные программы по обучению учащихся изготовле­нию изделий народных художественных промыслов. 5—11 классы» (М.: Просвещение, 1992). В данном сборнике пред­ставлены такие программы, как: «Изготовление художест­венных керамических изделий» (авт. Е. Н. Хохлова); «Рус­ская народная вышивка» (авт. Н. Т. Климова); «Кружевоплетение» (авт. Н. А. Поскребышева); «Художественная обработка камня мягких пород» (авт. Л. Н. Гончарова); «Резьба по кости и рогу» (авт. Т. Б. Митлянская); «Роспись по дереву» (авт. В. А. Барадулин); «Резьба по дереву» (авт. Ю. В. Максимов) и др.

 

Как показала педагогическая практика, большой эффект в художественно-эстетическом воспитании и образовании дают занятия на факультативах и в художественных круж­ках. В частности, положительно зарекомендовали себя сле­дующие программы:

— Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Авт. Л. Г. Савенкова. М.: Просвещение, 1991;

— Рисунок и живопись. Авт. А. В. Щербаков. М.: Просвещение, 1991;

— Скульптура и керамика. Авт. Н. С. Боголюбов, Л. Г. Савенкова. М: Просвещение, 1991;

— История изобразительного искусства. Авт. Ю. Н. Протопопов. М.: Просвещение, 1991;

— Изобразительное творчество. 7—11 классы. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1992;

— Скульптура. 7—11 классы. Авт. В. Д. Черкасов, М. Б. Бежанов. М.: Просвещение, 1992;

— История изобразительного искусства. Авт. В. С. Кузин и др. М.: Просвещение, 1992;

— Художественное вязание. 9—10 классы. Авт. Н. Г. Коваленко. М.: Просвещение, 1994;

— Художественная вышивка. 8 класс. Авт. Н. Г. Коваленко. М.: Просвещение, 1994.

 

Для реализации учебно-воспитательных задач, постав­ленных перед предметами образовательной области «Ис­кусство», для успешного художественно-эстетического вос­питания и развития школьников рекомендуется использо­вать следующие современные учебники и учебно-методиче­ские пособия для школьников:

1. Коротеева Е. И. Искусство и ты. Учебник для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы/ Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1997.

2. Неменский Б. М., Горяева Н. А. и др. Рабочая тетрадь для начальной школы «Твоя мастерская». М.: Просвеще­ние, 1997.

3. Изобразительное искусство и художественный труд.1 класс. Учебник / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просве­щение, 1997.

4. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 1.М.: Дрофа, 1997.

5. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 1—2 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 2.М.: Дрофа, 1997.

6. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 1—2 классы. Раскраски. М.: Дрофа,1997.

7. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 3—4 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 1.М.: Дрофа, 1997.

8. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 3—4 классы. Учебник. В 2 ч. Ч. 2.М: Дрофа, 1997.

9. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искус­ство в начальной школе. 3—4 классы. Раскраски. М.: Дрофа,1997.

10. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство.5—7 классы. Учебник в 4 кн.: «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции», «Краткий словарь худо­жественных терминов». М.: Титул, 1996.

11. Сокольникова Н. М. Волшебный мир природы. Тет­радь творческих заданий по изобразительному искусству.1 класс. М.: ACT, 1997.

12. Сокольникова Н. М. Волшебный мир цвета. Тетрадь творческих заданий по изобразительному искусству.1 класс. М.: ACT, 1997.

13. Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.1 класс. Наглядное пособие. Для классов с углубленным изу­чением предметов художественно-эстетического цикла. М: Мозаика-Синтез, 1996.

14. Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. Пособие для учащихся. Для классов суглубленным изучением предметов художественно-эстети­ческого цикла. М.: Мозаика-Синтез, 1997.

15. Шпикалова Т. Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учащихся. Для классов с уг­лубленным изучением предметов художественно-эстетиче­ского цикла. М.: Мозаика-Синтез, 1997.

16. Кадобнева И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. и др. Ис­кусство слышать. Учебная книга для детей 5—7 лет. Радуни­ца, 1994.

17. Куприянова Л. Л. Рабочая тетрадь. Русский фольклор. 1 класс. М.: Мнемозина, 1996.

18. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. Заниматель­ное чтение с картинками и фантазиями. С.-Пб.: Компози­тор, 1992.

19. Русские народные календарные праздники и обычаи:Устное народное творчество, произведения писателей, ху­дожников и рисунки детей. Книга для чтения / Сост.М. Ю. Новицкая. М.: Просвещение, 1997.

20. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художест­венная жизнь и быт XVIII—XIX вв. Пособие для учащихся.М.: Владос, 1997.

21. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994.

Непосредственную помощь при подготовке к уроку окажут такие пособия для учителя, как:

1. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—4 классы / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение,1991.

2. Изобразительное искусство и художественный труд. 5—8 классы / Сост. Н. Н. Фомина; Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1995.

3. Сокольникова Н. М. Художники, книги, дети. Серебряные нити, 1997.

4. Копцева Т. А. Изобразительное искусство и мир интересов человека. Методические разработки к программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 6 класс. М.: Московский центр художественной культуры и образования, 1994.

5. Фомина Н. Н. Подросткам о художниках. Методиче­ские рекомендации к проведению монографических уроков по изобразительному искусству. М.: Московский центр ху­дожественной культуры и образования, 1994.

6. Хрестоматия к программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 6 класс. Пособие для учителя /Сост. Т. А. Копцева М.: Московский центр художественной культуры, 1993.

7. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник для студентов средних спе­циальных учебных заведений. М.: Агар, 1998.

8. Кузин В. С. Психология. Учебник для студентов сред­них специальных учебных заведений. М.: Агар, 1997.

9. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. Учебник для студентов художественно-графических факультетов пе­дагогических институтов. М.: Просвещение, 1995.

10.Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просве­щение, 1992.

Управление общего среднего образования Министерст­ва общего и профессионального образования Российской Федерации настоятельно рекомендует в процессе препода­вания предметов искусства в регионах основываться на на­циональных традициях воспитания и обучения, учитывать особенности художественной культуры, народного искусст­ва, быта и природных условий.

Задание:

Выписать в тетрадь из пояснительных записок вариативных программ по изобразительному искусству и сравнить друг с другом:

1. цель преподавания изобразительного искусства в школе;

2. задачи преподавания изобразительного искусства в школе;

3. структуру курса;

4. содержание изучаемого материала по годам обучения.

Самостоятельная работа:

выполнить сравнительный анализ действующих государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. Рассмотреть уроки в разных программах в одном классе.