Особенности вариативных программ по изобразительному искусству.

Обязательный минимум содержания образовательно­го компонента «Изобразительное искусство» на сегод­няшний день реализуется в нескольких программах.

Программа «Изобразительное искусство», авторы: В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Э. И. Кубышкина и др., разработана для 1—9 классов. Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художествен­ного вкуса, творческого воображения, пространствен­ного мышления, эстетических чувств и понимания пре­красного, на воспитание интереса и любви к искусству, на решение задач патриотического воспитания и духов­ного развития личности. В настоящее время авторским коллективом изданы учебно-методические ком­плекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисова­ние на темы и иллюстирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учеб­ного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

Программа «Изобразительное искусство и художест­венный труд»,авторы Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г. Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л. А. Неменская, А. С. Питер­ских, также разработана для 1—9 классов.

Авторами ста­вится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декора­тивным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимо­действии искусства с жизнью. В соответствии с про­граммой авторами разрабатываются учебно-методиче­ские комплекты, включающие учебники, рабочие тет­ради для школьников и методические пособия для учи­телей [14, c.1].

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьни­кам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизнен­ного опыта детей, живых примеров из окружающей действитель­ности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения деть­ми программного материала. Стремление к отражению действи­тельности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

На уроках вводятся игровые драматизации по изучаемой те­ме, на них широко прослеживаются связи с музыкой, литерату­рой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в програм­му вводятся коллективные задания. Коллективное художествен­ное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров.