Особенности вариативных программ по изобразительному искусству.
Обязательный минимум содержания образовательного компонента «Изобразительное искусство» на сегодняшний день реализуется в нескольких программах.
Программа «Изобразительное искусство», авторы: В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Э. И. Кубышкина и др., разработана для 1—9 классов. Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на решение задач патриотического воспитания и духовного развития личности. В настоящее время авторским коллективом изданы учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»,авторы Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г. Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, также разработана для 1—9 классов.
Авторами ставится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. В соответствии с программой авторами разрабатываются учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей [14, c.1].
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
На уроках вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, на них широко прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров.