Методы обучения рисованию в России

В XI веке книжная графика и миниатюра достигают очень высокой степени развития («Остромирово Еван­гелие», 1056—1057; «Изборник Святослава», 1073, и др.). Почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы. Все это говорит о том, что вместе сграмотой ученики овладевали и рисунком, который помогал вы­рабатывать каллиграфический почерк. Рисова­ние преподавали в монастырских школах, как мужских, так и женских.

Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке ученики рисовали главным образом пером, так как работа им требует особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копиро­вании образцов. Самостоятельного значения рисунок еще не имел, ему отводилась лишь техническая роль.

Роль художественного и художественно-образовательного цент­ра в Московской Руси допетровского периода принадлежала Ору­жейной палате, этой «Академии XVII века». Она возникла в XVI сто­летии как учреждение, предназначенное обслуживать одну из сто­рон царского обихода — ее начало принято относить к установле­нию особого звания оружничего. Она была связана первое время своего существования почти исключительно с оружейным делом, но с годами приобретает все более широкие функции, очень ско­ро превратившись из хранилища великокняжеского оружия в его мастерскую. В нее постепенно входят оружейники, кузнецы, чекан­щики, златописцы, ювелиры, золотых и серебряных дел мастера, художники (первыми «прикладники», занимавшиеся расписывани­ем знамен, стягов, палаток, азатем и иконописцы), каменных дел мастера, плотники, мастера, росписи и украшения книг, басменного и финифтяного дела и другие. Все это во многом способствовало распро­странению влияния центра на художественную жизнь всего Мос­ковского государства.

В последней четверти XVII века ученика впервые начинают за­ставлять систематически рисовать. В произведениях русских мастеров за­метны и начатки линейной перспективы, и попытки передачи объ­ема, и введенная Симоном Ушаковым светотеневая лепка.

В начале XVIII векавпервые рисование появ­ляется как общеобразовательный предмет. В этот период на рисование начи­нают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и умений, которые можно применить в любой профессии. Так, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов Морской академии. С 1716 года рисова­нием стали заниматься учащиеся хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале. В 1721 году рисование вводится в число учебных предметов в Карповской школе Фео­фана Прокоповича. В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками преподавали «знатнейшие художест­ва» и студенты академии, «буде охота есть», могли заниматься рисованием. Постепенно рисование как общеобразовательный предмет вводится все шире: с 1732 года оно преподается в Кадет­ском корпусе, с 1747 — в гимназии при Академии наук, с 1764 -— в Институте благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре.

В 1735 году был издан на немецком и одновременно на рус­ском языке учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основателъные правила, или Крат­кое руководство к ри­совальному художест­ву». Иоганн Даниил Прейслер (1666—1737) — немецкий художник; с 1688 по 1696 год жил и работал в Риме, был директором Нюрнбергской Академии художеств. Обучение по си­стеме Прейслера начи­нается с рисования пря­мых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей че­ловеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры. Как и большинство художников-педагогов, в основу обучения ри­сунку Прейслер кладет геометрию и рисование с натуры. [29, c.118].

Большой вклад в методику преподавания рисунка был сде­лан художниками и педагогами Академии художеств А. П. Лосенко и В. К. Шебуевым. Лосенко разрабатывает очень подробную последовательность заданий, начиная с подбора оригиналов для копирования, гипсовых отливок, живописных оригиналов вплоть до постановок натурн развитию образного представления и умений ого класса. Лосенко использовал метод наглядного показа, вел занятия в натурном классе, рисуя вместе с учениками. Он создал первые в практике Академии художеств учебные и методические пособия. По написанному им "Объяснение краткое пропорций человека" учились вплоть до 30 годов XIX века. Андрей Иванович Иванов, Алексей Егорович Егоров, Василий Козьмич Шебуев представляли различные направления в национальном искусстве первой половины XIX века. [14, с.74].

К началу XIX векарусская Академия художеств выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. Она стала и центром методической работы в России. В Академии ху­дожеств зарождались новые взгляды на искусство, предлагались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. Так, постоянно держала связь с акаде­мией Арзамасская школа рисунка А. В. Ступина; под наблюде­нием академии была школа А. Г. Венецианова; «Курс рисования» А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией.

Постановка художественного образования в Академии худо­жеств оказала плодотворное влияние на развитие методики пре­подавания рисования не только в специальной художественной школе, но и в общеобразовательной.

Василий Козьмич Шебуев (1795—1855) — военный инженер и из­вестный художник-любителъ в 1834 году издал «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Учебник переиздавался затем много раз, последнее его издание — 1889 года. Курс рисования А. П. Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур. Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию чело­веческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирова­ние натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуж­дать. Для демонстрации явлений перспективы Сапожников предлагал пользоваться специальными подставками и моделями, для демонстрации законов светотени — также особыми моделями.

Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Сапожников рекомендует педагогу не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибки словесно. Нуж­но, чтобы ученики, следуя устным указаниям и отвечая на направ­ляющие вопросы педагога, по собственному соображению могли правильно нарисовать каждую из поставленных перед ними но­вых моделей

В 1844 году Г. А. Гиппиус издает фунда­ментальный труд — «Очерки теории рисования как общего учеб­ного предмета». Здесь были сконцентрированы все передовые идеи педагогики того времени.

Методика, говорит Гиппиус, не долж­на придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. Чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и раз­вивать умение мыслить надо с детского возраста.

К педагогу Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только многое знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения препо­давателя. Большое внимание Гиппиус обращает на материалы и обо­рудование: «Как худым пером невозможно хорошо писать, так точно нельзя хорошо рисовать худым карандашом. Следственно, учитель должен заботиться о хорошем материале; никто более его не чувствует в нем нужды, никому другому недостаток в хорошем материале столь не чувствителен, как учителю. Пусть же он потрудится выбрать оный».

Много было сделано в этот период и в области издания раз­личных пособий по рисованию. Целый ряд пособий представляет большой интерес, как с методической точки зрения, так и с точки зрения художественного оформления.

В 40-е годы 19 века в методах обучения стал обнаруживаться застой. От преподавания были отстранены многие выдающиеся педагоги. Натура так таковая не изучалась. Академию художеств начинает затягивать рутина. С педагогической деятельностью Карла Павловича Брюллова (1799-1852) связано временное оживление академической системы преподавания. Брюллов придавал особое значение рисованию с натуры, внимательно подходил к индивидуальности каждого ученика, был сторонником строгого академического рисунка, был против ложной идеализации, ратовал за реализм и непосредственность жизненных наблюдений. Большое значение в обучении рисунку Брюллов отводил личному показу, так усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения.

Много ценного в методику преподавания академического рисунка внес Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Он считал, что педагог перед учениками всегда несет большую ответственность, он не отходил от ученика, пока не убеждался, что тот понял все, что объяснил ему учитель. Большое значение в рисунке Крамской придавал форме, правильному пониманию объема. Чтобы ученик успешно продвигался в рисунке, ему необходимо заниматься и скульптурой, только тогда он сможет правильно понимать рельеф формы. Крамской издал "Школу рисования", состоящую из 60 рисунков.

Исследуя историю развития методики преподавания рисова­ния, необходимо несколько слов сказать и о постановке обуче­ния рисунку в общеобразовательных школах России.

В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.

Из-за недостатка учителей в 1825 году в Москве по инициа­тиве графа С. Г. Строганова основывается Училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисо­вания для общеобразовательной школы.

Со второй половины XIX века вопросам методики преподава­ния начинают уделять особое внимание не только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они понимали, что без специальной методической подготовки нельзя успешно вести педагогическую работу. Весьма показательной в этом отно­шении является «Записка по предмету рисования» учителя Н. К. Зарянко. «Записка» была им подана в Академию художеств в 1858 году. Он обращал внимание Академии на слабую педаго­гическую и методическую подготовку учителей рисования. Особое внимание Зарянко обращает на порочный метод «рисуй, как видишь, как умеешь». С горечью говорит Зарянко и о недооценке рисования как общеобразовательного предмета: «Рисование есть единственный предмет, который учит видеть предметы такими, как есть они в природе; единственный предмет, который строго научает этому и также строго рассматривать природу».

В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. В уставе говорилось, что отказаться от преподавания приходится, с одной стороны, «по недостатку времени», а с другой стороны, «по недостатку хороших учителей».

В 1870 году для поощрения и развития художественного образования учреждаются художественные конкурсы для уча­щихся средних общеобразовательных учебных заведений, с при­суждением поощрительных наград. Художественная комиссия не только присуждала награды за присланные рисунки, но и обсуждала вопросы методики преподавания в общеобразователь­ных классах.

В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных пред­метов реальных и городских училищ. В том же 1872 году были учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для наро­да».

С целью выработки методов преподавания рисования в обще­образовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили выдающиеся художники: Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, П. П. Чистяков. Комиссия занималась также составлением программы для средних учебных заведений.

Члены комиссии имели в виду, что общие методические указа­ния для учебных заведений должны быть едиными и что учащиеся должны идти по пути постепенного накопления и углубления знаний и совершенствования умений.