Зарубежные методы обучения рисованию

Тема 1.2. Исторический очерк развития методики преподавания изобразительного искусства в школе

Первобытное общество. Стремление человека изобразить окружающий мир наблю­дается с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, изображения в пещерах. Эти изображения носили магический характер. Они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникла письменность.

Первобытные люди, приобретая опыт в какой-либо работе, стремились передать его своим потомкам. Тысячелетиями человек накапливал опыт в начертании линий и узо­ров, в изображении силу­этов птиц и животных. Обучение рисованию но­сило характер непосред­ственного, живого наблю­дения — наглядного обу­чения. Таким образом, уже на низших ступенях разви­тия человеческого общества старшее поколение передавало детям накопленные навыки и умения не только в процессе добывания средств к существованию, но и в искусстве, возникшем в тесной связи с трудовыми процессами. Навыки рисования дети усваи­вали путем подражания взрослым.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисо­вать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Изменился и метод обучения. Художник-ремесленник не оста­вался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился по­мощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладел его мастерством. Для этого мастеру приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обу­чения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.

Древний Египет. Говоря о методах обучения рисованию в эпоху цивилизации, необходимо рассмотреть наиболее раннюю и высо­коразвитую культуру древнего Египта.

Исторические документы свидетельствуют, что в древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как с предметом школьного обучения впервые мы встречаемся у древних египтян. При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное внимание, так как сам характер иероглифического письма требо­вал изображения всевозможных предметов. Например, буква А изображалась рисунком ястреба, буква Б — рисунком ноги человека и т. д.

Обучение прохо­дило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были еди­ными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали стро­жайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Обучение рисованию в древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. Обучая рисованию, художник-педа­гог не предлагал своему ученику наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установлен­ным образцам, шаблонам. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обуче­ния рисованию.

Древняя Греция. Древнегреческие художники подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Изучая природу, наблюдая прекрасное в жизни, они стали разрабатывать свои правила изобразительного искусства. Греки утверждали, что в мире царит строгая законо­мерность и сущность прекрасного заключается в стройном по­рядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстра­ции своих теоретических положений Поликлет создал статую «Дорифор». М. М. Попов указывает: «Существуют данные, что мальчики, обучающиеся рисованию, должны были также испол­нить рисунки одной из статуй Поликлета». Аполлодор из Афин первый стал моделировать объем формы в рисунке тоном, ввел в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени.

В IV веке до н. э. в Греции существовало уже несколько про­славленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Эти школы имели различные методические установки.

Фиванская школа большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор родом из Коринфа (по другим источникам — Зевксис), основывалась на восприятии природы и на внешней красоте. Особенно большое внимание в этой школе уделялось творческому вдохновению и эстетическому порыву. Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезуко­ризненна в рисунке». Зевскис создал образ красивейшей женщины Греции, написав его с пяти натурщиц. Паррасий первым стал передавать игру лица, придал живописи симметрию, в совершенстве владел рисунком. Он разработал канон пропорций человеческого тела.

Сикионская школа рисунка, основанная Эвпомпом, базирова­лась на научных данных естествознания и строго придержива­лась законов природы.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобра­зительного искусства. Эта школа придерживалась научного ме­тода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красот природы. Из Сикионской школы вышли такие прославлен­ные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Фактически главой Сикионской школы был Памфил — ученик и последователь Эвпомпа.

Прекрасно понимая, что во время рисования с натуры чело­век не только наблюдает предмет, но и познает его строение, Памфил стал придавать большое значение рисованию как обще­образовательному предмету и содействовал введению рисования во все греческие школы. Памфил впервые обратил серьезное внимание на научную основу изобразительного искусства. Он стремился ввести в искусство научные принципы, стремился к «величайшей точности рисунка». Он много работал над проблемами геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображения на плоскости. Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы рисунка было написано: «Сюда не до­пускаются люди, не знающие геометрии». Курс обучения у Памфила продолжался 12 лет. За обучение он брал большую плату — один талант (26,196 кг золота).

Итак, мы видим, что в Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения. Памфил призывал своих воспитанников изучать при­роду, наблюдать ее красоту и показывал, в чем она заключается.

Итак, в древней Греции был заложен метод научного понима­ния искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее кра­соту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

Эпоха древнего Рима, казалось бы, должна была развить дальше достижения греческих художников-педагогов.

Римляне любили изобразительное искусство. Многие знатные вельможи и патриции сами занимались рисованием и живо­писью, как, например, Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон. Римляне с уважением относились к выдающимся произведе­ниям искусства. Особенно высоко они ценили произведения гре­ческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобра­зительного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художествен­ного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-тех­ническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко про­думанных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни прин­ципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Церковные мракобесы варварски уничтожили теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного искусства. Свою долю в дело разрушения античной культуры внесли и турецкие завоевания; турки загасили последние очаги античной культуры. После завоевания Магометом II Византийской импе­рии Греция, входившая в нее, также подверглась разгрому, и искусства пришли в упадок. Не умаляя своеобразия и художественной ценности средне­векового искусства, о чем немало написано книг, необходимо все же отметить слабое владение рисунком, т. е. основой изобрази­тельного искусства, а вместе с тем и застой в методах обучения рисунку. Рисунок стал условным и схематичным. В основу метода обучения рисунку было положено механическое копирование образцов, а не рисование с натуры. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние. Не было четкой методики преподавания и теоретиче­ской разработки основ изобразительного искусства. Эту работу начали проводить только художники эпохи Возрождения.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессио­нального обучения, и для общеобразовательного. Художники эпохи Возрождения заново разрабатывают теорию изобрази­тельных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Лео­нардо да Винчи, Дюрер и многие другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять зако­номерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Вдохновляющее действие в этом направлении оказа­ли археологические раскопки, а также сведения историков о ве­ликом искусстве древней Греции.

Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Художники Возрож­дения сумели не только теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически их решить в своих произведениях.

Много ценных мыслей высказали художники Возрождения в области методики обучения рисунку. Они указывали, что в осно­ву обучения должно быть положено рисование с натуры. Эту мысль мы находим почти во всех трактатах. Ценные методические положения выдвинул в трактате «Три книги о живописи» Леон Баттиста Альберти. Давая научное обоснование методу обучения, Альберти тем самым рассматривает рисование не как механическое упражне­ние, а как упражнение ума. Эта мудрая установка дала позже Микеланджело возможность сказать: «Рисуют головой, а не руками».

Следующей работой, оказавшей большое влияние на развитие методики обучения рисованию, является "Книга о живописи" Леонардо да Винчи. В этой книге затрагиваются вопросы рисун­ка, и, что особенно важно, Леонардо (как и Альберти) смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. Положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти. «Если ты хочешь хоро­шо запомнить изученную вещь, то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему, [как следует] запомнился, то попробуй сделать его без образца».

Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер оставил теоретические труды, представляющие большую ценность, как в области методики обучения, так и в области по­становки проблем искусства. Разбирая вопросы творчества, Дю­рер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувство и зрительное впечатление, а необходимо опираться на точные научные знания. Научные знания, утверждает Дюрер, обеспечи­вают художнику твердый и надежный успех в работе вместо случайных удач и падений. Особенно большую ценность для обучения рисунку представ­ляет метод обобщения формы, предложенный Дюрером. Этот метод впоследствии широко применяли в своей педагогической работе братья Дюпюи, Ашбе, П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский. Метод оказался приемлемым и для сегодняшнего дня. Особое значение Дюрер придавал личному показу при обу­чении рисованию.