Средства обучения

Формы обучения

Форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Форма обучения – это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения.

Формы организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельно­сти учащихся - это способы организации деятельности уча­щихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недоcтаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает це­лую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение уча­щимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фрон­тальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называ­ют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ре­бенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контроль­ные и самостоятельные работы, самостоятельное выполне­ние заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже отно­сятся к этой форме.

Средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным относятся: учебники и учебные пособия, таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения.

Технические средства обучения (ТСО):

- информационные – кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры;

- контроля знаний;

- программированного обучения;

- тренажа;

- комбинированные.

Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования познавательной деятельности учащихся. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают. Использование ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15 и 20 минутами и между 30 и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания. В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

 

Самостоятельная работа:

Составьте тест по формам, методам и средствам преподавания.