Методы обучения

Принцип связи теории с практикой

На каждом уроке теоретические знания сочетаются с выполнением практических работ

 

Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. [31, с. 295]

Обучение начинается с объяснительно-иллюстративного ме­тода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными спо­собами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктив­ный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чте­ние и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает приме­нение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечи­вают необходимого уровня развития творческих возможностей и способно­стей учащихся. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон твор­ческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творче­ских задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблем­ные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения от частного к общему) или дедуктивными (для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения от общего к частному и развития умения анализировать знания) в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в твор­ческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристиче­ский метод: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать, как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу. При использовании это­го метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т. д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения: учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость реше­ния, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логи­кой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе про­блемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения мето­ды проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует школь­ников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

Словесные методы используют при формировании теоретических и фактических знаний и решений всех других задач обучения.

Наглядные методы служат для развития наблюдательности, повышения интереса к изучаемым вопросам.

Практические методы применяют для развития практических умений и навыков.

Также используют: методы контроля над эффективностью обучения; методы самостоятельной работы для развития самостоятельности и учебной деятельности, формирования навыков учебного труда; метод упражнений и работы с готовым рисунком или художественным произведением, метод демонстраций, письменных работ.