Принцип наглядности

Принцип прочности усвоения учебного материала

Принцип прочности усвоения учебного материала обуслов­лен общими задачами школы, закономерностями са­мого процесса обучения и тесно связан с другими дидактическими принципами. Действительно, прочность усвоения материала во многом зависит от сознательности выполнения учебных заданий, их доступности, посильности, от активности учащихся на уроке.

Усвоение нового учебного материала детьми будет прочнее, если учитель будет постоянно опираться на ранее изученный. И какой бы метод обучения ни использовался, остается в силе основное требование: при объяснении исходить из того, что фактически учащиеся видели, слышали, знают, умеют. Успешное обучение школьников основам изобразительной грамоты требует прочного усвоения как теоретических знаний в области изобразительного искусства, так и графических умений и навыков. Программа ставит задачу, чтобы учащиеся прочно овладе­ли методикой анализа формы, конструктивного строения, цвета и умели передавать эти свойства в рисунке. Указанные знания, умения и навыки составляют по существу основу обучения изобра­зительному искусству, поэтому понятна необходимость прочного овладения всей их системой. Чтобы добиться прочного усвоения учебного материала, педа­гог должен постоянно разнообразить методику проведения уроков изобразительного искусства, методы и приемы объяснения, опро­са. Этого можно добиться с помощью наглядных пособий, бесед в процессе рисования с натуры, на темы и декоративного рисования, различных форм объяснения учебного материала, а также включая в урок кратковременные графические и живо­писные упражнения и задания на выполнение быстрых набросков с натуры, по памяти и по представлению.

Один из важнейших дидактических принципов — принцип на­глядности обучения — обусловлен необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для фор­мирования представлений и понятий. Глубоко исследовал применение наглядных пособий в про­цессе обучения Я. А. Коменский, который предлагал осуществлять принцип наглядности на уроках посредством наблюдений реаль­ных предметов или наблюдение моделей (если нет реальных предметов) и рисунков, картин. При этом Коменский провозгла­сил «золотым правилом» дидактики следующее: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а имен­но: видимое для восприятия — зрением, слышимое — слухом, за­пахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осяза­нию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватывают­ся несколькими чувствами...»

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явле­ниям как источнику познания. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание ри­сующего к главному.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, следо­вательно, и на качество построения изображения. Особенно боль­шое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся ста­новятся более ясными и конкретными.

Все правила, законы должны быть наглядно продемонстри­рованы учащимся. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. Это положение обусловливается осо­бенностями развития мышления детей. На ранних этапах раз­вития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями, причем понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами и обра­зами.