Принцип активности и сознательности обучения

Принцип научности

Впроцессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, пра­вильно отражающих предметы и явления реального мира. В соот­ветствии с этим в основе методики обучения должен лежать прин­цип научности.

Задача педагога — изложить закономерности строения при­роды и законы ее изображения на плоскости так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.

Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. П. П. Чистяков, определяя искусство, писал: «Вы­сокое, серьезное искусство живописи без науки не может сущест­вовать. Наука в высшем проявлении ее переходит в искусство». История убедительно показывает, что выдающиеся художники всегда использовали науку в практике искусства.

Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем пред­мет, но и познаем его, мы не только стараемся скопировать его внешнюю форму, но и стремимся понять внутреннюю структуру. Рисуя, человек познает мир, анализирует его. Процесс познания реальной действительности лежит в основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает результаты познания реальной действительности в форме поня­тий, суждений и умозаключений, искусство же — в образной форме.

Основной задачей преподавателя является указание путей правильного наблюдения и познания реальной действительности. Одно из основных требований принципа научности — точ­ность терминологии. Научность обучения требует от учителя изобразительного искусства хорошей научно-теоре­тической подготовки, постоянного повышения уровня профес­сионального мастерства.

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоя­тельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обяза­тельной активности и самостоятельности учеников, без чего не­возможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Сознательность усвоения учебного материала является не­обходимым условием его успешного запоминания.

Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся и на этой основе сознательность усвоения учебного материала.

Один из таких приемов — подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять ри­сунок. Чем полнее учащиеся осознают как общие цели обучения изобразительному искусству, так и задачи конкретного урока, тем сознательнее они будут подходить к учению, тем активнее будут относиться к объекту изображения и процессу рисования. Четкое знание целей и задач урока, последовательности работы позволяет учащимся самостоятельно распределить свое время, творчески подойти к выполнению задания.

Активности учащихся на уроке способствует и постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимися вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока. Особое значение, как отмечает большинство методистов, прин­цип активности и сознательности имеет в практических заня­тиях.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной рабо­те, как в классе, так и дома. Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Школа должна обес­печить также и сознательное отношение учащихся к самому про­цессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конк­ретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Повышая активность и сознательность учеников, надо пом­нить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, актив­ного работника.

В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.

Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Активизация познавательной деятельности.Активность учащихся к обучению проявляется в интересе к изучаемой теме, к заданию, во внимании, понимании изучаемого материала. Можно выделить 3 уровня познавательной активности.

1. Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, но здесь отсутствует у учащихся стремление к углублению знаний.