Методика как предмет изучения

ВВЕДЕНИЕ

Методика преподавания изобразительного искусства

Методика в широком смысле этого слова означает совокуп­ность различных способов и приемов целесообразного проведе­ния какой-либо работы. Методически правильно вести работу — это, значит, идти к цели наикратчайшим путем, наиболее простым и эффективным, с соблюдением в работе определенной последо­вательности, переходя от простого к более сложному.

При выполнении очень сложной работы опытный человек старается расчленить весь процесс работы на отдельные этапы и методически последовательно их осуществлять.

Методика в более узком смысле слова означает совокуп­ность наиболее рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, изучающий правила и приемы преподавания.

Методика в этом смысле может быть общей — когда рас­сматривают способы и приемы обучения, присущие всем предме­там, и частной — когда имеют в виду способы обучения, при­менимые к какому-нибудь одному учебному предмету. В данном случае мы рассматриваем методику преподавания изобразитель­ного искусства в средней общеобразовательной школе.

Под методом обучения мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор метода обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Приемы обучения — это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения.

Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения. Ярким примером системы обучения изобразительному искусству может служить педагогическая система П. П. Чистякова.

Методика как наука, занимаясь выработкой наиболее целе­сообразных методов обучения, рассматривает и частные методы и приемы обучения.

Изобразительное искусство в школе как общеобразователь­ный предмет не только эстетически воспитывает, но и помогает познать реальный мир, развивает пространственное мышление и многие другие способности детей.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими зада­чами школы, целями и направлением современного развития изобразительного искусства. Кроме того, индивидуальная педа­гогическая система и методика работы должны быть на уровне современной педагогики.

Методика обучения всегда целенаправленна. В школе ее цель — не только вооружить учащихся знаниями и навыками, но и воспитать активных, инициативных членов общества. Следовательно, в методике обучения надо видеть и практическую и теоретическую стороны дела понимать роль и значение каждой из них.

Методика преподавания искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя, которые дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания подрастающего поколения.

Практическая методика изучает сам процесс обучения и воспитания. Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным [28, 4].