Анализ длительности производственного цикла важнейших изделий

Вид изделия   Длительность производственного цикла, ч Изменение длительности цикла по факторам
базисная     текущего периода     всего в том числе за счет совершенствования, %
ч % конструк­ции изделия техники и техно­логии организа­ции про­изводства и труда
А 3,36 3,24 -0,12 -3,6 +0,2 -1,3 -2,5
В 7,13 6,39 -0,74 -10,4 -2,0 -3,4 -5,0
                 

При изучении структуры производственного цикла выявляют, какую его часть составляют перерывы, какова возможность их со­кращения табл.

 

Анализ структуры производственного цикла изготовления изделий %

 

Вид изделия Производст- венный цикл изготовления, всего В том числе
рабочее время время транс- портирования и технического контроля время перерывов
всего В том числе числе
режим­ных межопе­рацион­ных
А
В

В рассматриваемом примере рабочее время, в течение которого выполняются все технологические и подготовительно-заключитель­ные операции, составляет менее одной трети длительности произ­водственного цикла. С целью сокращения времени транспортирова­ния и перерывов изучают возможности обеспечения непрерывности процесса производства и транспортировки изделий обосновывают оптимальный размер партии изготовляемых изделий, способ транс­портировки.

Анализ организации обслуживания и обеспечения производства приобретает все большую значимость в настоящее время. Обслуживание рабочих мест, участков цехов должно обеспечить своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт оборудования в целях повышения качества изделий, своевременное снабжение мате­риалами, заготовками, инструментом и другой оснасткой. Одним из основных факторов, позволивших добиться подъема производитель­ности, является растущая механизация и автоматизация процесса производства, другими словами, замена людского труда машинным. И подобных условиях крупные сокращения затрат на эксплуатацию оборудования должны сопровождаться увеличением прямых расхо­дов на техобслуживание, так как недофинансирование процесса те­хобслуживания снижает надежность оборудования и, как следствие, его производительность.

Формы обслуживания рабочих мест могут быть различны, они определяются типом и конкретными условиями производства. Каче­ство обслуживания характеризует система показателей, отражающих определенные направления организации производства. Например, ка­чество и своевременность ресурсного обеспечения характеризует коэф­фициент ресурсного обеспечения рабочего места, участка, цеха (Кро):

Кро = ΣРФ(Н)i / ΣРНi (1)

где т — число видов ресурсов, используемых на рабочем месте, участке,

в цехе;

РФ(Н)i; — фактически имеющиеся ресурсы i-го вида в пределах нормати­вов;

PHi — нормативный запас ресурсов i-гo вида.

 

Чем ближе расчетный показатель к единице, тем выше уровень ресурсного обеспечения. Сверхнормативные запасы отдельных ви­дов ресурсов в расчете не учитываются. В целом качество обслужи­вания и обеспечения производства характеризует показатель, отра­жающий суммарные простои работников в связи с несвоевременным обслуживанием цехов, участков и рабочих мест.

При расчетах экономической эффективности к научно-техни­ческим мероприятиям приравнивают мероприятия по совершенство­ванию организации и управления производством. Оценка эффектив­ности управления предполагает сравнение отдельных вариантов систем управления, поэтому при выборе показателей, определяющих эффективность управления, нужно учитывать их сопоставимость и соразмерность применительно к различным производственным ус­ловиям.

Оценка эффективности управления базируется на критериях - эффективности управления, показателях эффективности затрат на управление, обобщающих показателях эффективности управления, частных показателях эффективности управления и показателях, со­относящих управленческие и производственные ресурсы. Исходя из того, что система управления строится по иерархическому принци­пу, следует выделить наряду с локальными и частными критериями, отражающими отдельные стороны и уровни управления, обобщающий критерий и интегрированные показатели эффективности.

Оценку эффективности управления можно рассматривать как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов. Задачей первого этапа является качественная и количественная характеристика критерия эффективности управления. Достижение цели служит качественной, а величина социально-экономического эффекта — количественной характеристикой эффективности управления производством. На вто­ром этапе необходимо определить эффективность затрат на управле­ние, на третьем этапе определяется эффективность использования производственного потенциала.

Информация о затратах должна не только давать представле­ние об уровне затрат, прибыльности или убыточности деятельности всей организации, но и позволять анализировать и сравнивать кон­кретные виды товаров, подразделения (и соответственно менедже­ров), виды деятельности и потребляемые ресурсы. Например, чем выше уровень учета и анализа всех затрат, тем точнее могут быть получены результаты, но тем дороже это обходится пользователю. Одной из основных составляющих управления издержками произ­водства является управление той частью оборотных средств, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, т.е. материальными ресурсами организации.

Благодаря конкуренции между товаропроизводителями уста­навливается некоторый определенный уровень затрат материальных ресурсов, который и является необходимым. В некоторое время этот уровень стабилен и имеет тенденцию к снижению. Всякое превыше­ние необходимого уровня затрат для данного товаропроизводителя влечет негативные экономические последствия. Каждая организация вынуждена работать так, чтобы ее затраты не превышали установив­шийся необходимый уровень. В этом заключается экономическая основа механизма рационального использования материальных ре­сурсов, т.е. ресурсосбережения.

Промышленные организации в настоящее время оснащены современными компьютерными системами, с помощью которых ста­новится возможным виртуальное моделирование материальных по­токов с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней среды организации, а также разработка систем управления матери­альными ресурсами. При правильном выборе методов и средств уп­равления можно эффективно управлять материальными ресурсами организации, избегая излишних издержек.

Организации, обеспеченные возможностью виртуального мо­делирования, могут в дальнейшем контролировать цикл разработки своих продуктов и производственные мощности. Возможность вирту­ального моделирования не только локальных процессов (таких, как программирование роботов и станков с ЧПУ, проектирование деталей II оснастки), но и всех этапов производственного процесса и жизненно­го цикла товара, начиная от концепции и заканчивая утилизацией, позволяет качественно улучшить временные и экономические пара­метры производства.

Социально-экономические условия в организации в значитель­ной степени связаны с человеческим фактором. Человеческий фак­тор современного производства в развитых его формах, особенно к условиях рынка с конкуренцией людей и идей, стал действительно ведущим фактором. Постоянно ускоряющееся под воздействием рынка техническое и технологическое обновление требует высокого базо­вого уровня образованности работников, непрерывного роста их профессиональной квалификации, активного участия в деятельно­сти организации.

Таким образом, наиболее характерным признаком труда работ­ника современного производства стала его интеллектуализация, так как основным содержанием труда является его умственный компо­нент, основанный не на накопленных навыках, а на соответствующем объеме теоретических и специальных знаний и умений, дающих воз­можность творческого осмысления процесса труда.

Целью труда становятся не операции, а технологический цикл, технологическая цепочка как единое целое, требующая от человека понимания общего конечного результата и, что принципиально, за­данного в виде программы (образа). Образ цели делает человека труда субъектом осмысленных, творчески выполняемых действий, субъек­том контроля и наладки (переналадки) технологии материального производства. Но это требует и еще одного — расширения поля зрения и профессиональных функций, без чего невозможно компетент­ное руководство сложными процессами гибкого автоматизированно­го производства.

Объективные условия развития рынка потребовали переори­ентации на профессионализм. За последний период времени круп­ные организации ввели практику отбора выпускников, появились школы бизнеса, было создано множество подготовительных учебных центров. Таким образом, человеческий фактор современного произ­водства в развитых его формах, особенно в условиях рынка с конкурен­цией людей и идей, стал действительно ведущим фактором. Постоянно ускоряющееся под воздействием рынка техническое и технологиче­ское обновление требует высокого базового уровня образованности работников, непрерывного роста их профессиональной квалифика­ции, активного участия в деятельности организации.

Практика развития производства в условиях НТП показала, что нормой устаревания прикладных, а во многом и базовых профес­сиональных знаний в развитых странах являются примерно 8 лет, а в наиболее преуспевающих технически и технологически отраслях — 5 лет, т.е. за этот период обесценивается 20—30% специальных зна­ний работника. В этих условиях человеку, работнику, придется по­стоянно повышать либо квалификацию в рамках одного и того же вида профессиональной деятельности, либо менять профессию (спе­циальность), что означает осознанную либо насильственную необхо­димость постоянного обновления и приобретения новых знаний и умений, т.е. непрерывного самообразования.

Что касается форм стимулирования труда, то традиционно уровень заработной платы работника базировался на его рабочем стаже, а во всем мире он основывается на квалификации работника, его способности выполнять широкий круг обязанностей, постоянно совершенствовать свои знания. Индивидуальные стимулы по увели­чению норм выработки сегодня являются неэффективными. Предла­гается сочетание основной заработной платы с участием работников в прибыли, получаемой организацией, что позволяет на 10—40% снизить долю издержек на заработную плату. Важным является и со­вершенствование структуры заработной платы. Так, если значитель­ная часть заработной платы работника (около 50%) приходится на различные премии, то это обеспечивает снижение текучести кадров и улучшение трудовой дисциплины.

Следует отметить, что все большее значение приобретают раз­личные групповые формы стимулирования труда. Если при этом заработная плата продолжает базироваться на нормах выработки или на объемах производства товаров, то повышение эффективности произ­водства ожидать трудно. Так, например, администрация, призывая ра­ботников делать только то, что требуется в данный момент, и начисляя заработную плату исходя из выполнения установленного объема, сти­мулирует их к росту незавершенного производства и потерь.

В организациях — лидерах мирового производства уже не при­меняются многие традиционные оценочные показатели хозяйствен­ной деятельности, например показатель производительности труда (1 человеко-час), нормы выработки, стандарты затрат рабочего вре­мени на единицу товара и т.д. Поскольку такие показатели заставля­ют повышать индивидуальную производительность труда рабочих независимо от производительности на других участках производства, то в результате такой несбалансированности резко возрастают внут­рипроизводственные запасы.

Ориентация на нормы выработки неизбежно ведет к росту объемов производства в ущерб качеству, сдерживается рационализа­торская активность рабочих. Стремление добиться роста производи­тельности труда ведет к снижению эффективности производства. .'Экономия на зарплате оборачивается ростом других видов производственных затрат.

Одним из требований современного управления производством является предоставление работнику времени подумать над решени­ем производственных проблем, заняться ремонтом оборудования. Никто лучше самого исполнителя не знает, как усовершенствовать производственный процесс, решить имеющиеся проблемы.