ЛАТИНИЗМ.
Если при Екатерине мы имели таких мастеров, которые тяготели к Риму, то при Александре I замечается явный перевес влияния Эллады. Все большие зодчие Воронихин, Томон, Захаров, Стасов и целый ряд второстепенных мастеров остаются верными эллинистами. Однако тяготение к Риму не совсем угасло, и параллельно школе эллинистов существовала, правда, гораздо меньшая группа латинистов, или романистов, идеалом которых являлась архитектура Рима. Эта группа предпочитает дорическому ордеру тосканский, a тосканскому коринфский и ионический. Она не преследует свойственного эллинистам искания суровой глади стен и не строит своих эффектов на мощной тяжести архитектурных форм. Здесь ищут большей законченности, не добиваясь идеальной простоты, здесь предпочитают силе разумную соразмерность.
Были и такие художники, которые одинаково умели строить и в римском и в греческом вкусе и в своем искусстве кажутся то истыми эллинами, то бравыми римлянами.
Из ранних мастеров Александровской эпохи, которых можно бы причислить к этой группе романистов, надо назвать Александра Ивановича Постникова (родился в 1766 г., умер в 1830 г.). Он был родом из обер-офицерских детей и поступил в 1773 г. в Инженерное училище. С 1797 г. он архитектор, и служит по строительной части в различных учреждениях. Его церковь Воздвижения Животворящего Креста на Лиговом канале y Воздвиженского моста построенная в 1812 г.,
Постников. Крестовоздвиженская церковь на Лиговке в Спб. 1812 г.может служить примером того, как в хорошую эпоху даже мастера второстепенные могли создавать хорошие сооружения. Не отличаясь ни изысканными пропорциями, ни красивыми профилями, ни умелой орнаментацией стен, эта колокольня, однако, производит чарующее впечатление.
Из очень ранних мастеров этой школы следует еще указать на Федора Ивановича Демерцова (род. в 1753 г., ум. в 1823 г.), обрусевшего англичанина, получившего в России вместо фамилии Теммерс чисто русское имя. Он строил в 1796-1800 г. Артиллерийскую церковь во имя Сергия чудотворца (на Литейной); в 1805 г. строит очень похожую на нее церковь в Аракчеевском селе Грузине. Из церковной его архитектуры наилучшей нужно считать Знаменскую церковь на Знаменской площади в Петербурге (1794-1804)
КАРЛ ИВАНОВИЧ РОССИ.(Род. 18 дек. 1775 г., ум. 6 апр. 1849 г.).
Лучшей характеристикой огромной фигуры Росси, этого последнего из великих зодчих, может служить та пояснительная записка, которую он составил к своему проекту соединения Дворцовой и Галерной набережных в Петербурге. Записка начинается так:
Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые Римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии? Цель не в обилии украшений, a в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным?. Далее Росси вкратце излагает суть проекта.
Какой размах, какая ширь архитектурных помыслов! Этот человек рвался строить целые площади и улицы. Римляне вот кто были его учителями, и с ними он хотел сравняться в своей архитектуре. Грандиоз и роскошь римских сооружений времен Агриппы, Адриана, Каракаллы манили его воображение, и он мечтал из Петербурга сделать второй Рим.
Карл Иванович Росси, сын известной танцовщицы Екатерининских времен, родился 18 декабря 1775 г. Неизвестно, где он получил свое первоначальное образование, но мы знаем, что с раннего детства он живет y архитектора Бренны, который его воспитывает и обучает архитектуре На службу вступил он в 1795 г. архитекторским помощником с чином сержанта. В 1796 г. зачислен в ведомство Кабинета Его Величества помощником Бренны по постройкам его в Павловске и Гатчине. В Италии Росси обучался в флорентийской Академии и, вернувшись в Россию, получил в 1806 г. звание архитектора. В 1808 г. он был назначен состоять при Валуеве в Кремлевской экспедиции.
В 1816 г. Росси возвращается в Петербург, чтобы участвовать во вновь сформированном комитете для строений и гидравлических работ под председательством военного инженера генерала Бетанкура. В состав комитета вошли, кроме Росси, Михайлов, Стасов и Модюи.
Являясь типичным представителем Александровского классицизма, Росси создал свои наиболее совершенные произведения уже после кончины Александра I, ибо лишь при императоре Николае Павловиче развитие его таланта достигло апогея. Тут он вступает в 20-ю годовщину своей строительной деятельности, он обогащен большим опытом, он созрел в своем искусстве и пользуется таким же успехом и благорасположением y государя, если даже не большим, чем в прошлое царствование.
В 1832 г. совершенно больной и преждевременно состарившийся Росси попросился в отставку, которая ему и была дана 29 окт. этого года. С тех пор до самой кончины, последовавшей 6 апр. 1849 г., последний великий зодчий Европы уже более ничего не строил.
Кардинальные перемены в архитектуре и изобразительном искусстве от барокко к классицизму во многом привносились извне и были далеки от местной церковной традиции. Классицизм на Украине и в Белоруссии в XVIII в. представлен ограниченным кругом памятников, возникновение которых было обусловлено пожеланиями правителей и представителей высшей российской аристократии. К памятникам церковной архитектуры классицизма относятся Успенский собор Почаевской лавры (1771–1783, архит. И. Гофман), собор Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском (1791–1806, по проекту Дж. Кваренги).
Искусство второй половины XVIII - конца XVIII века. В Украине
В начале 50-х годов XVIII века в общественной жизни Украины происходят большие перемены, связанные с дальнейшим углублением феодальных отношений, В начале 80-х годов XVIII века окончательно ликвидируются остатки автономного устройства Украины.
На этом этапе заканчивается и история древнего украинского искусства, связанного с феодальным периодом.
Новая полоса в развитии архитектуры Украины как вехой отмечена строительством великой колокольни Киево-Печерской лавры, и хотя ее сооружение относится к 1731—1744 годам, рассмотрение архитектуры Украины этого этапа следует начать именно с нее. В архитектуре колокольни, спроектированной Ф. Васильевым и построенной И. Шеделем, намечены пути преодоления того измельчания форм в зодчестве и излишней украшенности, которые мы видим в декоре второго и третьего ярусов Софийской колокольни в Киеве. Особенность лаврской колокольни состоит в том, что в основу ее архитектурной композиции положена система ордеров, дающих ясно выраженный, построенный по определенным законам архитектурный образ. Лепные орнаментальные украшения применены очень сдержанно, занимая незначительное и сугубо подчиненное место.
На развитие архитектуры Левобережной Украины большое влияние оказало творчество Растрелли (1700 — 1771 гг.), а Западной Украины — творчество Б. Меретина (конец XVII в.— 1759).
В бытность свою на Украине в 1744 году императрица Елизавета заложила Андреевский собор на отрогах Старокиевских гор, а проект поручила сделать Шеделю. Представленный проект по неизвестным причинам был отклонен, а новый было поручено составить Растрелли. Утвержденный императрицей проект был осуществлен в 1747—1753 годах, но внутренняя отделка затянулась, и храм был освящен только в 1767 году. Растрелли сохранил в композиции храма традиционное украинское пятиглавие, но реализовал его по-своему. Храм имеет вид пятиглавого только снаружи, внутри же он крестовый, одноглавый, боковые главы -— глухие. Подобное конструктивное решение было вызвано необходимостью погасить распор огромного купола, занимающего две трети ширины храма; во входящих углах креста Растрелли поставил массивные контрфорсы и увенчал их легкими башнями с декоративными куполами. Храм отличается великолепно нарисованными деталями, поразительной легкостью, выразительным силуэтом и органической связью с окружающим ландшафтом. Его интерьер благороден, изящен, светел и просторен.
Под влиянием творчества Растрелли сформировалось и окрепло яркое самобытное дарование киевского архитектора И. Григоровича-Барского (1713—1785). Начав свой творческий путь в начале 40-х годов XVIII века, он отдал дань пышности украинского барокко. Об этом свидетельствует осуществленная им реставрация Кирилловской церкви, где он соорудил фронтон, украшенный лепной орнаментацией из пальмет. Творчество Григоровича-Барского отличается яркой самобытностью. Для него характерно своеобразие декоративной трактовки ордера. В его постройках парные колонки как бы наложены на широкий горизонтально рустованный пилон. В лепных украшениях фриза архитектор всегда помещает как бы бахрому ткани из кистей и трилистников, а вокруг окон и картушей — чаще всего раковины и пальметы, реже — акант. В построенной им около 1765 года Полковой канцелярии в городе Козельце Григорович-Барский устраивает по оси объема большой выступ, в первом этаже которого находится вестибюль, а на втором — терраса с открытой аркадой на низеньких колонках. Фриз, делящий здание на два этажа, выявляет членение внутреннего пространства. Геральдические лепные украшения в треугольных фронтончиках окон как бы определяют его назначение.
Григорович-Барский создал и свои оригинальные типы храмов (башнеобразные: церковь в Лемешах и церковь Никольско-набережная в Киеве), связанные происхождением с более ранними украинскими крестовыми одноглавыми каменными и деревянными храмами, но в то же время имеющие совершенно другое выражение благодаря чрезвычайно коротким (всего 1,5 м) рукавам креста. Зодчий сильно акцентирует центральное помещение, превращая его в высокую башню, увенчанную куполом; к нему с четырех сторон примыкают весьма пониженные небольшие апсиды-конхи.
Григорович-Барский видоизменяет и другой традиционный тип храма — трехчастный, трехкупольный. Прежде всего он значительно расширяет среднее помещение, что, однако, не превращает план церкви в строго крестовый. Три купола он ставит, как и в деревянных храмах, по продольной оси, но на подпружных арках. Зодчий весьма своеобразно применяет и коринфский ордер, как правило, сдваивая колонны и накладывая их на широкий пилон. Вокруг окон он помещает очень смело нарисованные лепные орнаментальные украшения из пальмет и раковин, как это мы видим в храме Красногорского монастыря в Золотоноше (1769) и в Покровской церкви на Подоле в Киеве (1766, до пожара 1811 года,). Храм Михаила в селе Воронеж (1767) принадлежит к этому же типу сооружений и, вероятно, связан с творчеством ГригоровичаБарского. Входы в храмы он устраивает в виде больших традиционных крылечек-ганков с пухлыми колонками и оригинальными капителями, которые придают его зданиям черты жизнерадостной народной архитектуры и большой уют.
Собор Рождества Богородицы в Козельце, построенный в 1757—1764 годах совместно с А. Квасовым, носит все черты творчества Григоровича-Барского. Те же рустованные пилоны, те же крылечки-ганки, те же лепные украшения из пальмет и раковин. В плане храм — квадрат с четырьмя опорными столбами и полукруглыми апсидами с четырех сторон. Нижний ярус церкви, где помещалась крипта, обработан ленточным рустом, а верхний — изящным коринфским ордером. Крылечки-ганки трех входов, сделанные в виде круглых беседок с ажурной аркадой на невысоких пухлых колонках, удачно подчеркивают величественные массы собора и придают ему жизнерадостный и светский вид. Выразительность внешней архитектуры построена на игре масс и тонко исполненных архитектурных деталей. В интерьере собора поражает и громадное пространство основного объема с четырьмя опорными столбами, несущими пять куполов, и резной позолоченный иконостас, и тонкие по прорисовке лепные украшения, причудливо сочетающие архитектурные элементы с орнаментами пальмет, раковин, цветов и драпировок.
В надвратной церкви Кирилловского монастыря (1760) Григорович-Барский впервые на Украине соединил трехкамерную церковь с колокольней над ней путем выделения среднего объема. Низенькие боковые граненые объемы хорошо подчеркивали стройность средней части. В 1761—1763 годах он построил колокольню в Петропавловском монастыре в Киеве, напоминающую центральную часть церкви-колокольни Киевского Кирилловского монастыря. Она послужила прототипом для колоколен в Киево-Печерской лавре на Ближних и Дальних пещерах и в Межигорском монастыре под Киевом.
В рассмотренных сооружениях наиболее отчетливо выявлены принципы архитектурной эстетики Григоровича-Барского. В них нет ничего подавляющего человека, нет пресыщенности лепными украшениями. Они просты, человечны и привлекательны. В его постройках заложены элементы отрицания принципов искусства барокко. Своей простотой, стремлением к строгой симметрии и равновесию они подготовляют закономерный переход к архитектуре классицизма.
В Западной Украине деревянное и каменное зодчество идет различными путями. Если деревянная архитектура развивается в общем русле украинского искусства, полностью сохраняя национальную самобытность, то каменное монументальное зодчество в значительной степени теряет свои самобытные черты и теснее сближается с западноевропейской архитектурой. Строительство ведут униатские монастыри и церковь, которые становятся проводниками европейских и польских форм барокко. Творчество видного львовского архитектора Бернарда Меретина тесно связано с западноевропейскими традициями, но в его произведениях видны и национальные приемы, которые сказались в пространственной композиции собора Юра во Львове (1748 — 1762, освящен в 1778 г.,), где зодчий соединяет тип западноевропейского крестового базиликального храма с древнерусским шестистолпным трехапсидным собором. Однако в объеме мастер выделяет только центральный купол, продольный неф и трансепт, чем придает зданию вид крестового одноглавого храма с развитой западной частью. Западный фасад он завершает большим щитом с конной статуей Георгия Змееборца. Интерьер храма сложен и живописен благодаря контрасту затемненных и освещенных мест, больших плоскостей стен и резных белокаменных деталей.
Другим выдающимся творением Б. Меретина является его ратуша в Бучаче (1751) — изящное и артистическое произведение. Ратуша представляет собой кубический объем, увенчанный двухъярусной башней с высоким шпилем (ныне не существующим). Все ярусы оформлены коринфским ордером и скульптурами на мифологические (подвиги Геракла) и библейские (подвиги Давида) сюжеты. Более парадно выглядит западный, главный фасад. Когда-то пять балконов второго этажа поддерживались кариатидами, над ним поднимался причудливого рисунка высокий фронтон с барельефами и скульптурами. От двадцати шести скульптур на ратуше сохранилось только семь на парапете, одна на щите и очень плохо пять скульптур-кариатид (остальные погибли во время пожара в 1811 г.).
Успенский собор в Почаеве (1771—1783), построенный по проекту Готфрида Гофмана, близок по композиции собору Юра во Львове, с той лишь разницей, что у него с запада имеются две башни. Массы Почаевского храма тяжеловесны, ионический ордер монументален. В целом он отличается величественностью и прекрасно поставлен на высокой горе, оформленной поднимающимися уступами-террасами.
Волынские мастера остались, пожалуй, более верны традициям родного искусства, выразившемся не в каких-то конкретных формах или приемах, но в самом строе пропорций, в приверженности к интимности и простоте, больше всего присущим именно волынскому деревянному и каменному зодчеству. Совершенно своеобразны массы и внутреннее пространство Сретенской церкви села Залисочье (1784). Оригинальность плана храма состоит в том, что в восьмиугольник вписаны четыре большие помещения, расположенные крестообразно, и четыре малые — по диагонали. Своды, перекрывающие эти помещения, служат одновременно подпружными арками, образуя основание правильного восьмигранника, на котором поставлен купол. Строгое ордерное построение, отсутствие лепки и скульптуры предвещают отход от прежней перенасыщенности украшениями к строгости и простоте, от барокко к стилю классицизма.
Все же на последнем этапе старого украинского искусства, уже отмеченном чертами кризиса и упадка, видными мастерами — В. Растрелли, Б. Меретином, И. Григоровичем-Барским — были созданы самобытные архитектурные памятники, а Пинзелем и Самуилом — подлинно прекрасные произведения скульптуры и живописи. В целом в XVII-XVIII вв. украинское искусство прошло различные стадии, решило много художественных проблем и создало произведения непреходящей ценности и неувядаемой красоты.
Богатство художественных приемов и решений, направлений и школ, нетерпимость к шаблону и повторению являются, пожалуй, наиболее польным выражением психического облика народа, его создавшего. Произведения украинского искусства согреты чувством доброты и любви, они интимны и задушевны, не лишены лиризма и поэзии даже тогда, когда их главной целью является торжественная репрезентативность.
НИКОЛАЕВСКИЙ КЛАССИЦИЗМВЫРОЖДЕНИЕ КЛАССИЦИЗМА.
Александровский стиль к началу царствования Николая Павловича достиг высшей точки своего развития. Это направление было блестяще исчерпано в течение четверти столетия целой плеядой крупнейших мастеров. Становилось ясно, что лучших вещей на этом пути уже не сделать, поэтому приходилось искать для новых вдохновений новых мотивов. Кроме того, значительно изменились условия жизни и повысились требования относительно удобств расположения помещений, условий света и т. п. Стало ясно, что это приближение во что бы то ни стало к типу храма, эти непременные колонны, портики, эти большие, гладкие плоскости, все это приносило с собою несовершенство плана и неудобства в жизни.
Еще одно обстоятельство, исходившее уже не от зодчих, a от заказчиков, играло роль в побуждении к созданию новых форм. При Екатерине, так же как и при Александре I, главною задачею архитектуры было строительство парадное, широкое, грандиозное. Надо было, во что бы то ни стало застраивать новую столицу так, чтобы она могла соперничать с другими столицами мира. Постепенно этот пыл строительства стал остывать. K второй половине царствования Николая I прежний размах и ширина начали явно уступать умеренности в заданиях. Эта умеренность и обязательность приспособления к требованиям практической жизни. Кроме того, повсюду в Европе уже начало зарождаться то национальное движение, которое скоро заставило искать мотивов для новой архитектуры в своем родном искусстве. В Германии стали пробовать возродить готику и романский стиль, в России древнерусский, допетровский. Но эти пробы были пока еще единичны, и во всеобщее увлечение они превращаются только позже. Пока же, чтобы уйти от классицизма начала 19-го века, стали искать новых мотивов в Помпее и в раннем итальянском, преимущественно флорентийском ренессансе.
Самым ярким и самым талантливым представителем этого направления в России был Александр Брюллов. Однако нельзя сказать, чтобы он создал школу и имел много последователей. В эту эпоху начинался уже тот разлад, который после, во второй половине 19-го века, стал общею болезнью.
Чтобы лучше разобраться, надо разделить мастеров Николаевской эпохи на 3 группы.
1.- К первой, представителем которой можно считать Плавова, относятся те, которые менее всего нарушили связь с прошлой, Александровской эпохой. Они сохраняют еще строгость и благородство этой эпохи и лишь постепенно вносят в свою архитектуру новые мотивы, чрезвычайно строго относясь к их выбору; к этой группе можно причислить и Стасова во второй половине его деятельности.
2.- K второй группе, представителем которой следует считать Брюллова (брат художника, который писал картины для Казанского собора), относятся те, которые явно порвали с прошлым и идут новым путем и строят свою архитектуру на мотивах, навеянных Помпеей и ранним итальянским ренессансом. В этой группе, несмотря на ренессанс, остается все-таки какое-то тяготение к Греции и подготовляется уже то новое течение, которое впоследствии получило название «неогрека» - греческий вариант классицизма.
3.- К третьей группе, представителем которой следует считать Монферрана, относятся те, которые, внося новое в свое искусство, черпали мотивы только из ренессанса, и не раннего, всегда несколько наивного, а напротив, позднего, более зрелого, наиболее тяжелого. Эта группа подготовила для будущего настоящее возрождение ренессанса, и сам Монферран во второй половине своей деятельности был отнюдь уже не классиком, a представителем этого нового повторения в середине 19-го столетия ренессанса 16-го столетия. Монферран перебросил мост от классицизма к ренессансу и первый по нем пошел.