Методы поиска новых решений

Программа-задание на проектирование

Эскизирование (Творческий поиск)

Методы поиска новых решений

Программа-задание на проектирование

 

Процесс архитектурного проектирования оставляет реальные следы в виде эскизов, рабочих моделей, рисунков, раскрывающих движение мысли от замысла к исполнению. Для того чтобы проек­тировать, надо изобразить свой замысел. Рисунок или макет лучше всего передают идею сооружения.

 

Правильно поставленный вопрос содержит в себе уже половину решения. Правильно составленная программа проектирования — залог удачного проекта.

Программа-задание на проектирование включает: общие положения; обоснова­ние строительной системы, состава и площади помеще­ний, социально-пространст­венной структуры и внешне­го вида жилища, исходные данные о месте строитель­ства.

Цели и задачи проекти­рования зависят от того, ка­кой образ жизни будет вестись в будущем до­ме: постоянное прожива­ние и ведение подсобного хо­зяйства (сельский дом); постоянное проживание без подсобного хозяйства (коттедж); сезонное использование (дача); эпизодическое использование (летний домик, сторожка); коллективное использование на кооперативных началах (группа блокированных домов).

Строительная система здания определяется материалами несущего остова и методами возведения постройки. Необходимо подо­брать материалы для следующих частей здания: основание и фун­дамент; цоколь, отмостка; стены и каркас; перекрытия и полы; крыша и кровля; перегородки; окна и двери; наружная и внутрен­няя лестницы; терраса и веранда; материалы внутренней отделки помещений.

При выборе строительных материалов имеют значение факторы надежности: устойчивость, долговечность, пожарная безопас­ность, гидроизоляция, теплозащита. Без­условно, выбор, строительного материала связан также с экономи­ческими соображениями, с учетом местной строительной базы.

Состав и площади помещений можно приблизительно устано­вить исходя из существующей практики: однокомнатный дом (жи­лая площадь до 20 м2, общая — 30...40 м2 без учета летных помещений); дом с двумя комнатами (общая площадь 40...50 м2); трех­комнатный дом — 60...70 м2; четырех-, пятикомнатный дом (общая площадь 70...100 м2, жилая — 50...60 м2).

Расчет состава и взаимного расположения помещений опреде­ляется требованиями удобства: размерами тела человека, мини­мальной площадью жилых и подсобных помещений, типом жилого дома, наличием надворных построек.

В северных и южных районах возможно увеличение общей пло­щади во всех домах на 10 % за счет площади комнат или подсоб­ных помещений. Сумма всех жилых помещений образует жилую площадь дома; остальные теплые помещения составляют подсобную площадь. Сумма жилой и подсобной площадей составляет общую (полезную) площадь жилого дома. При сравнении экономичности различных типов жилых домов обычно используют эти показатели.

Социально-пространственная структура жилища определяется индивидуальными особенностями семьи. Новый дом, как правило, связывают с новым образом жизни, в связи с этим перед началом проектирования следует составить небольшой социальный прогноз:

= какой будет состав семьи через несколько лет;

= сколько поколе­ний будет жить под одной крышей;

= как обеспечить индивидуаль­ность каждого члена семьи;

= каким общим делом будут занимать­ся все члены семьи;

= как принять гостей и организовать досуг; нужно ли будет увеличить полезную площадь дома (при увеличении числа членов семьи) или изолировать соседние комнаты.

Социально-пространственная структура жилища определяется требованиями уюта и комфорта для всех членов семьи. Возможно несколько основных вариантов дома: для одного человека; для се­мейной пары; для родителей с детьми; для семьи из нескольких поколений; кооперация нескольких семей.

Внешняя форма здания определяется композицией внутренних помещений и условиями восприятия здания. Основные пожелания к форме здания можно сформулировать уже в начале проектирова­ния, ответив на следующие вопросы: высокой, плоской или длин­ной должна быть форма постройки; постройка должна выделять­ся из окружающего ландшафта или сливаться с ним, быть «орга­ничной»; спокойным или динамичным будет силуэт здания; здание по ощущению должно восприниматься массивным или легким; какие существующие постройки ближе всего по облику; какие характерные детали хотелось бы включить в оформление дома; будут ли в дальнейшем пристройки к зданию и какие постройки расположатся рядом; а основные точки восприятия здания; где расположены вход на участок, подъезд, удаленные точки восприятия; какая будет цветовая гамма стен и крыши; как будет ориентирована постройка по странам света.

Общие представления о форме здания складываются из понима­ния содержательности элементов архитектурной компози­ции: соотношения объемов, пропорций, масштаба, использования закономерностей тектоники, орнамента, цвета.

Художественный строй сооружения создает среду, наполненнуюсмыслом и образами, эмоционально воздействующую на людей. Первоначальный образ дома рождается на основе творческой рабо­ты памяти и воображения при соприкосновении с новой реаль­ностью. Первый импульс творчества, вокруг которого кристаллизи­руется идея, может возникнуть при знакомстве с участком, пред­полагаемой работой, отношениями людей.

Исходные данные о месте строительства включают планировоч­ные ограничения, указанные в генеральном плане поселка; данные о характеристике грунтов и геологии участка; данные о преобла­дающих ветрах и количестве осадков; условия снабжения и финан­сирования строительства, другие особенности строительства.

 

Тщательное составление программы-задания равносильно про­ведению небольшого предпроектного исследования. Вторая про­цедура проектирования состоит в конструировании замысла соору­жения. Поиск решения, соответствующего всем требованиям про­граммы-задания, происходит на основе выдвижения и проверки идей, выраженных в рисунках, макетах, эскизах.

Приведем характеристики творческого процесса, полученные на основе анализа профессиональной деятельности:

творческий процесс идет через ряд мыслительных процедур, осо­бенности которых состоят в умении проводить анализ и строить гипотезы на основе неопределившихся до конца предложений, «пе­решагивая» через логические этапы «прямого» мышления;

механизм эвристической деятельности раскрывается во всесто­роннем анализе результатов интуитивного поиска, которые для этого должны быть зафиксированы в схемах, образах, рисунках, моделях;

эвристический подход характеризуется решением проблемы в целом, а не по частям, обычно на основе оригинального решения ключевой проблемы.

Творческий процесс при решении непривычных задач проектиро­вания на первых стадиях ориентируется на поиск плодотворных оригинальных идей. Для выработки первоначальной идеи сущест­вует несколько проверенных методик.

Метод ассоциаций основан на изучении опыта, традиций и современной практики проектирования жилых домов. Архитектур­ные и художественные впечатления, основанные на знакомстве со специальной литературой, иллюстративным материалом, воспиты­вают чувство пластического языка и вкус. Прототипам, извлечен­ным из практического опыта, каждый человек находит свое при­менение. В качестве ассоциаций жилого дома можно рассмотреть различные исторические и современные типы домов.

Метод преобразования основывается на постепенном улучшении исходного объемно-планировочного решения в соответствии с соб­ственными представлениями об идеальном доме. В ходе проектиро­вания мы как бы ведем диалог сами с собой, ставим перед собой вопросы и отвечаем на них.

Что нас не устраивает? Здание трудно разместить на сложном рельефе; нет возможности достать запланированные строительные материалы; необходимо использовать местный строительный материал, что изменяет конструктивную схему здания, толщину стен; необходимо изменить состав помещений, прибавить или переоборудовать комнаты; требуется изменить связанность комнат с учетом конкретных бытовых условий; требуется изменить внешний вид дома, подчеркнуть его индивидуальность.

Как улучшить положение? Для того чтобы улучшить базовый вариант, следует внести возможные исправления: использовать высокий цоколь, образовавшийся из-за перепада рельефа участка, для размещения мастерской или гаража; проследить изменения в конструкции, связанные с использованием других строительных материалов; предусмотреть возможность пристроек к основному корпусу или так устроить летние помещения, что при необходимости их можно использовать как жилые; □ использовать помещение под крышей; □ перестроить планировочную структуру дома и его внешний вид за счет другого расположения внутренней лестницы; устройство парадного крыльца; пристройка новых летних помещений; устройство внутреннего дворика и палисадника.

Метод преобразований заключается в сравнении базового ва­рианта с основными положениями программы-задания, анализе недостатков и поиске компромиссных решений.

Метод приоритетных требований заключается в том, что после составления программы-задания мы выделяем в ней ключевую проблему: надежности, удобства, уюта или содержательности в соответствии со своими желаниями и экономическими возможно­стями. Чем выше уровень требований, тем дороже строительство. В ходе проектирования всегда приходится искать компромисс меж­ду ПОЛЬЗОЙ, ПРОЧНОСТЬЮ и КРАСОТОЙ исходя из факти­ческих возможностей и ресурсов.

Приоритет надежности предполагает поиск объемно-планировочного решения исходя из конструктивных свойств имеющихся строительных материалов тектонических конструкций. Построив предварительную пространственную коробку, ее «начиняют» необходимыми помещениями .

Приоритет удобства связан с разработкой оптимальной функциональной схемы жилого дома. Для этого на листе бумаги строится структурная модель связанности различных помещений между собой. Далее на этой схеме (графе связанности) «проигрывают» ежедневные бытовые процессы, в результате чего оказывается, что некоторые помещения посещаются постоянно (между ними на рисун­ке «жирные» линии), а некоторые — эпизодически (одинарные линии); главные помещения собираются в «функциональные груп­пы», а остальные обеспечивают связь между ними. Оптимизация функциональной структуры здания предполагает пространственное сближение элементов, соединенных «жирными» связями, группиров­ка «функциональных групп» в отдельные объемы, деление всего здания на блоки с ярко выраженным назначением: жилые поме­щения, холлы и лестницы, общественная и спальная зоны. Получив оптимальную пространственную схему, ищут возможность «одеть» ее в конструкции.

Приоритет уюта связан с «вживанием» в будущий дом, как будто бы он уже есть законченная постройка. Мысленно передви­гаясь по комнатам, располагаясь у окна, вдыхая запахи кухни, мы мысленно составляем себе представление о том, что нам хоте­лось бы иметь в своем жилище, а чего лучше избежать. Собрав все прототипы, которые нам следует использовать при проекте, уточняется функциональная схема и подбираются конст­рукции.

Приоритет формы означает первостепенное внимание к пластике решения задания. Поиск решения начинается со скульптурной модели будущей постройки. Форму стен, вынос крыши, рисунок окон ищут в нерасчлененном объеме. Найденное пластическое решение является основой для осмысления с точки зрения пользы и прочности.

Приоритет окружающей среды заключается в поиске решения, направленного на сохранение природного окружения (или преодоления вредных факторов), максимального использования ценных качеств ландшафта, микроклимата, существующего антуража. Проект может предусматривать использование подземного пространства с сохранением растительности и грунта, создание наклонных поверхностей солнечных коллекторов, подъем здания над уровнем земли на опорах или другие технические решения, вытекающие из специфической постановки задачи.

Приоритет существующих построек заключается в том, что на участке уже есть здания и сооружения, которые необходимо сохранить и использовать. Модернизация и реконструкция сопря­жены с большим количеством ограничений, но такой подход спо­собствует сохранению культурной ценности дома как места прожи­вания нескольких поколений.