Расчет и построение естественной и реостатной электромеханических и механических характеристик ДПТ НВ в именованных единицах
Расчет и построение электромеханических и механических характеристик ДПТ НВ по паспортным данным двигателя
К основным техническим параметрам (паспортным данным) ДПТ НВ относятся:
· номинальная мощность РНОМ, кВт;
· номинальное напряжение U, В;
· номинальная линейная скорость вращения nНОМ, об/мин;
· номинальный КПД ηНОМ, % или относительных единицах.
Построим естественные и некоторые искусственные характеристики ДПТ НВ.
Существует два вида характеристик:
1) характеристики в именованных единицах;
2) характеристики в относительных единицах.
Для того чтобы построить естественные характеристики достаточно знать координаты двух точек. Первая точка соответствует режиму холостого хода (М=0 (I=0); ω=ω0). Вторая точка соответствует номинальному режиму (М=МНОМ (I=IНОМ); ω=ωНОМ).
По имеющимся паспортным данным ДПТ НВ определим значения следующих величин
1) Номинальный ток якоря
, (2.8)
где - номинальное напряжение сети;
- номинальный к.п.д. двигателя;
- номинальная механическая мощность на валу двигателя.
2) Номинальная угловая скорость
, (2.9)
где - номинальная линейная скорость вращения.
3) Номинальный электромагнитный момент
. (2.10)
Величина является неизвестной. Для ее определения обычно используется соотношение
. (2.11)
Но с другой стороны
. (2.12)
Тогда
(2.13)
В различных справочниках сведения о сопротивлениях обмотки якоря могут быть приведены, а могут отсутствовать. Предположим, что эта величина отсутствует. В этом случае сопротивление определяют, принимая, что половина всех потерь в двигателе при номинальной нагрузке равна потерям в меди, т.е.
, (2.14)
откуда
, (2.15)
где - номинальное сопротивление двигателя, равное
. (2.16)
Таким образом, определив активное сопротивление обмотки якоря, и, подставив его значение в выражение для ЕНОМ (2.12), определим величину множителя как отношение
. (2.17)
4) Угловая скорость идеализированного холостого хода
. (2.18)
Таким образом, определив координаты обеих искомых точек, легко в выбранном масштабе построить естественные характеристики и в именованных единицах (рисунок 3.1).
Для построения реостатной характеристики необходимо при определении координат точки (М=МНОМ (I=IНОМ); ω=ωР) в записанное ранее выражение вместо подставить значение (). При этом уравнение характеристики будет иметь вид
. (2.19)
На рисунке 2.7 представлены естественная и реостатная характеристики двигателя постоянного тока в именованных единицах.
Рисунок 2.7 – Естественная 1 и реостатная 2 характеристики ДПТ НВ в именованных единицах
Если сравнить уравнение реостатной характеристики (2.19) с уравнением естественной характеристики, которое имеет вид:
,
видно, что отличаться они будут величиной перепада скоростей, то есть
.