Содержательность
Уют
Функциональными требованиями не исчерпывается наше отношение к жилищу. Часть людей вполне обоснованно считает, что современные и ультрафункциональные вещи представляют собой абсурд и чудачество.
Важно, чтобы у дома был постоянный владелец, а семья могла полностью распоряжаться своим благоустройством. Каждый житель должен иметь свое место в доме. В пределах, персональной территории каждый может реорганизовать и перестраивать свое непосредственное окружение. Такое отношение (психологи называют его идентификация) обеспечивает ощущение свободы и прилив внутренних сил, делает жилище неподражаемым и уникальным.
Уют жилого дома определяется социально-психологическими факторами жилой среды. Организация пространства должна быть направлена на формирование оптимальных условий закрытости — открытости, контроля, идентификации для всех членов семьи. Люди чувствуют себя уютно в доме, если они свободны приспосабливать и видоизменять его планировку, оформление и оборудование согласно личным желаниям и вкусам. Сегодня мы начинаем убеждаться в том, что дом часто не отвечает требуемому уровню удобств, комфорта еще задолго до того, как появляются какие-либо признаки разрушения. Про старую машину, по сравнению с более усовершенствованной и удобной для работы, говорят, что она «морально устарела». Такое понятие существует уже давно, но по отношению к жилью его стали применять лишь недавно. Трудно представить, какие изменения произойдут в вашей семье через 10...20 лет. В первоначальном проекте дома нельзя предугадать последующие изменения образа жизни, но можно предусмотреть возможности пристроек и трансформаций. Лучше начать с небольшого сооружения «ядра дома», достаточного по современным меркам, чем строить пустующие хоромы про запас.
Каждая семья уникальна и неповторима, индивидуальным должно стать и жилище. Основа индивидуальности заключается в понимании особенностей бытового уклада семей. В связи с этим проблема уюта определена на примере различных типов семей: дом для одного человека, дом для двоих, семья с детьми, большая семья, общий дом.
Человек стремится сделать красивой любую вещь, которую он производит: одежду, мебель, игрушки, собственное жилище. Стремление к красоте, содержательность, способность воспринимать и оценивать прекрасное свойственно людям.
У совершенства и красоты есть свои объективные законы в живописи, музыке, архитектуре. Личное, субъективное ощущение красоты во многом определяется подготовленностью, образованностью человека, богатством его образного мышления и в целом связано с духовным развитием.
В традиционных культурах формировались и канонизировались идеалы прекрасного. В наше бурное время смешения культур мы привыкли больше доверяться установкам моды. Модные веяния сменяют друг друга, а архитектурные сооружения продолжают стоять десятки и даже сотни лет. Внимательный наблюдатель сможет на глаз определить не только технические достижения строителей и расчетливость планировки, но и принадлежность дома к определенной культурной традиции, социальные отношения людей того времени. Степень художественного совершенства и содержательность облика определяют в конечном счете и ценность постройки и эффективность затрат.
Красота издавна тесно связана с богатством. Украшения всегда дорого ценятся, богатство стремится утвердить себя красотой. Красота в архитектуре не сводится к украшению фасадов и разнообразию материалов. Истинная природа прекрасного раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства, в поисках гармонии, целостности, гуманности. Художественные достоинства здания непропорциональны его материальной стоимости — то, что дорого, не всегда красиво. Эстетическая оценка в архитектуре связана прежде всего с совершенством объемно-пространственной композиции ансамбля, организацией поверхностей (стен, пола, крыши и др.), гармонией с окружающей средой. Упорядоченная, ритмическая повторяемость объемов, плоскостей, проемов, соотношений деталей, цветовых и световых ощущений вызывает у человека эмоции, ответные чувства, которые во многом связаны с подготовленностью индивида (воспитанием, образованием, жизненным опытом) и могут меняться при коллективном сопереживании событий и под влиянием общественного мнения.
Использовать все средства архитектурной выразительности в построении ансамбля так же трудно, как писать симфоническую музыку, но пренебречь ими — значит заранее обречь свой дом на пестроту или безликость.
Архитектурная организация пространства учитывает занятия людей. Мера эмоционального удовлетворения зависит от того, насколько восприятие соответствует ожиданию. Архитектурная форма и деятельность людей связаны взаимообратно: с одной стороны, сооружение строится для определенного жизненного уклада, с другой, вселяясь в дом, люди начинают осваивать пространство так, как позволяет его пространственная структура и в соответствии с тем эмоциональным настроем, который создается в жилой среде.
Вот те качества постройки, которые определяют ее художественный облик: архитектурная композиция, единство и соподчиненность форм, соразмерность и масштабность, цвет и свет, символика формы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Процесс проектирования исходит из каких требований?
2. Что означает требование надежности?
3. Чем определяется удобство архитектурного- планировочного решения?
4. В чем заключается требование уюта?
5. В чем выражается содержательность архитектурного объекта?
Литература:
1. Крашенинников А.В. Придумай свой дом. - М.: Высшая школа, 1993.
2. Кудряшев К.В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектуры. - М.: Стройиздат – 1985.
3. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.
ЛЕКЦИЯ №7
МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ