Содержательность

Уют

Функциональными требованиями не исчерпывается наше отношение к жилищу. Часть людей вполне обоснованно счи­тает, что современные и ультрафункциональные вещи представляют собой абсурд и чудачество.

Важно, чтобы у дома был постоянный владелец, а семья могла полностью распоряжаться своим благоустройством. Каждый жи­тель должен иметь свое место в доме. В пределах, персональной территории каждый может реорганизовать и перестраивать свое непосредственное окружение. Такое отношение (психологи назы­вают его идентификация) обеспечивает ощущение свободы и при­лив внутренних сил, делает жилище неподражаемым и уникальным.

Уют жилого дома определяется социально-психологическими факторами жилой среды. Организация пространства должна быть направлена на формирование оптимальных условий закрытости — открытости, контроля, идентификации для всех членов семьи. Люди чувствуют себя уютно в доме, если они свободны приспосабливать и видоизменять его планировку, оформление и оборудование соглас­но личным желаниям и вкусам. Сегодня мы начинаем убеждаться в том, что дом часто не отвечает требуемому уровню удобств, комфорта еще задолго до того, как появляются какие-либо призна­ки разрушения. Про старую машину, по сравнению с более усовер­шенствованной и удобной для работы, говорят, что она «морально устарела». Такое понятие существует уже давно, но по отношению к жилью его стали применять лишь недавно. Трудно представить, какие изменения произойдут в вашей семье через 10...20 лет. В пер­воначальном проекте дома нельзя предугадать последующие изме­нения образа жизни, но можно предусмотреть возможности при­строек и трансформаций. Лучше начать с небольшого сооружения «ядра дома», достаточного по современным меркам, чем строить пустующие хоромы про запас.

Каждая семья уникальна и неповторима, индивидуальным долж­но стать и жилище. Основа индивидуальности заключается в пони­мании особенностей бытового уклада семей. В связи с этим пробле­ма уюта определена на примере различных типов семей: дом для одного человека, дом для двоих, семья с детьми, большая семья, общий дом.

 

Человек стремится сделать красивой любую вещь, которую он производит: одежду, мебель, игрушки, собственное жи­лище. Стремление к красоте, содержательность, способность во­спринимать и оценивать прекрасное свойственно людям.

У совершенства и красоты есть свои объективные законы в живописи, музыке, архитектуре. Личное, субъективное ощущение красоты во многом определяется подготовленностью, образован­ностью человека, богатством его образного мышления и в целом связано с духовным развитием.

В традиционных культурах формировались и канонизировались идеалы прекрасного. В наше бурное время смешения культур мы привыкли больше доверяться установкам моды. Модные веяния сменяют друг друга, а архитектурные сооружения продолжают стоять десятки и даже сотни лет. Внимательный наблюдатель смо­жет на глаз определить не только технические достижения строи­телей и расчетливость планировки, но и принадлежность дома к определенной культурной традиции, социальные отношения людей того времени. Степень художественного совершенства и содержательность облика определяют в конечном счете и ценность построй­ки и эффективность затрат.

Красота издавна тесно связана с богатством. Украшения всегда дорого ценятся, богатство стремится утвердить себя красотой. Кра­сота в архитектуре не сводится к украшению фасадов и разнооб­разию материалов. Истинная природа прекрасного раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства, в поисках гармо­нии, целостности, гуманности. Художественные достоинства здания непропорциональны его материальной стоимости — то, что дорого, не всегда красиво. Эстетическая оценка в архитектуре связана прежде всего с совершенством объемно-пространственной компо­зиции ансамбля, организацией поверхностей (стен, пола, крыши и др.), гармонией с окружающей средой. Упорядоченная, ритми­ческая повторяемость объемов, плоскостей, проемов, соотношений деталей, цветовых и световых ощущений вызывает у человека эмо­ции, ответные чувства, которые во многом связаны с подготовлен­ностью индивида (воспитанием, образованием, жизненным опытом) и могут меняться при коллективном сопереживании событий и под влиянием общественного мнения.

Использовать все средства архитектурной выразительности в по­строении ансамбля так же трудно, как писать симфоническую му­зыку, но пренебречь ими — значит заранее обречь свой дом на пе­строту или безликость.

Архитектурная организация пространства учитывает занятия людей. Мера эмоционального удовлетворения зависит от того, на­сколько восприятие соответствует ожиданию. Архитектурная форма и деятельность людей связаны взаимообратно: с одной стороны, сооружение строится для определенного жизненного уклада, с дру­гой, вселяясь в дом, люди начинают осваивать пространство так, как позволяет его пространственная структура и в соответствии с тем эмоциональным настроем, который создается в жилой среде.

Вот те качества постройки, которые опреде­ляют ее художественный облик: архитектурная композиция, един­ство и соподчиненность форм, соразмерность и масштабность, цвет и свет, символика формы.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Процесс проектирования исходит из каких требований?

2. Что означает требование надежности?

3. Чем определяется удобство архитектурного- планировочного решения?

4. В чем заключается требование уюта?

5. В чем выражается содержательность архитектурного объекта?

 

Литература:

1. Крашенинников А.В. Придумай свой дом. - М.: Высшая школа, 1993.

2. Кудряшев К.В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектуры. - М.: Стройиздат – 1985.

3. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ №7

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ