Последним из крупных политических событий 90-х гг. стала отставка Б.Н. Ельцина с поста президента России, о которой он объявил 31 декабря 1999 г.

Историческим итогом политического противостояния осенью 1993 г. стало крушение системы Советов и Советской власти, которая после ухода с исторической арены КПСС оставалась последним оплотом старой политической системы.

Серией указов Б.Н. Ельцин повсеместно прекратил деятельность органов Советской власти. Место прежней государственности должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в новой российской Конституции. Главой государства является президент, избираемый всенародно на 4 года и определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства. Законодательная власть была представлена Федеральным Собранием (парламент), состоявшим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В компетенции Думы находилось принятие законов, которые далее передавались на рассмотрение Совета, а после одобрения им – Президенту для подписания. Исполнительную власть осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Судебную власть в государстве отправляет Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ. Судьи были независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчинялись только Конституции.

Политические события серьезно изменили расстановку политических сил в России: рост оппозиции вынудил правительство корректировать свой курс. Определенную роль в политической жизни государства стали играть партии и движения: “Выбор России” (лидер Е. Гайдар), “Яблоко” (лидеры Г. Явлинский, Ю. Болдырев, В. Лукин), Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) (лидер С. Шахрай) и Демократическая партия (во главе с Н. Травкиным), ЛДПР (В.В. Жириновский), КПРФ (Г. Зюганов).

За 1996 г. в экономике страны произошли определенные изменения. Так, например, во всех регионах Центрального экономического района было допущено значительное падение объемов промышленного производства и темпы снижения выпуска продукции превышали среднероссийские: в Москве (на 30%), Рязанской области (на 26%), Брянской и Тульской (на 24%). Спад производства приводил к увеличению безработицы и снижению уровня жизни населения, что в свою очередь вызвало усиление забастовочного движения. Люди требовали выплаты задолженностей по заработной плате, пенсиям. Весной 1998 г. - отправлено в отставку правительство В.С. Черномырдина. 25 апреля Государственная Дума с третьего захода, под угрозой роспуска, утвердила нового Премьер-министра С. Кириенко.

23 июня 1998 г. новое Правительство обсудило программу стабилизации экономики. Главной целью кабинета провозглашалось добиться роста производства. Планировалось до ноября 1998 г. стабилизировать финансовые рынки с помощью Международного Валютного Фонда, а затем постепенно вести промышленную политику, возмещая потери из-за падения цен на нефть на мировом рынке (а они составляли для РФ 15-16 млрд. долларов) доходами от подъема конкурентоспособных производств. Главное внимание в программе уделялось изменению налоговой политики. В частности, речь шла об уменьшении налога на прибыль с 35 до 30%.

Предложенная программа, по-существу, не была антикризисной, потому что не выявляла первопричины кризиса: из-за чего образовался государственный долг и почему и бюджетная, и денежная системы практически пришли к банкротству. Программа повышения налогов на потребителя на деле могла привести к сокращению потребительского спроса и как следствие - к сокращению производства. Программа уделяла мало внимания социальным мерам, предусматривая лишь предоставление пособий тем, кто живет за чертой бедности, т.е. около 40% населения.

Тем временем финансовый кризис углублялся. 17 августа правительство и ЦБ объявили о девальвации рубля и расширении валютного коридора до 9,5 р. за доллар. Спрос на доллары рос, и 24 августа торги по валюте были отменены через 7 мин. после начала работы. Разброс курса по стране составил от 9 до 20 р. за доллар. Под угрозой оказалась вся система денежного обращения в стране. В результате обвала рубля иностранные инвесторы потеряли 33 млрд. долларов.

23 августа 1998 г. Президент Б. Ельцин отправил в отставку С. Кириенко и возложил исполнение обязанностей Председателя Правительства В. Черномырдина. Кризисная ситуация была разрешена только с назначением Премьер-министром Е. Примакова, 24 сентября состоялось первое заседание нового кабинета. Система антикризисных мер Правительства опиралась на три главных момента: установление контроля за коммерческими банками, назначение валютного курса и незначительные изменения в налоговой системе.

Новые президентские выборы состоялись 26 марта 2000 г. Уже в первом туре победу одержал В.В. Путин, набравший 53% голосов избирателей.

Политика В. В. Путина, направленная на сочетание влияния государства с рыночными механизмами в экономике и обществе, имела определенные позитивные результаты. Был преодолен региональный сепаратизм, усилена вертикаль власти и, как следствие этого, российская государственность. По официальным данным, количество бедных в стране сократилось с 40% в 2000г. до 14,2% в 2008г. Эффективная бюджетная политика позволила накопить огромные золотовалютные средства ― так называемый стабилизационный фонд, достигший около 300 млд. долларов. Сократился объем внешней задолженности. Все эти меры создали прочный кредит доверия проводимой Президентом и правительством В. В. Путина политики со стороны большинства российских граждан. На президентских выборах в 2004г. В. В. Путин был переизбран Президентом РФ на второй срок. В марте 2008г. на выборах Президента России победу одержал Д. А. Медведев, сторонник продолжения политического курса Путина.

Вместе с тем, избранная руководством России стратегия ее развития в начале XXI в. таит в себе и опасные черты. В политической сфере такую опасность представляет наметившаяся «партизация» власти, при которой все властные полномочия сосредоточились по существу в руках только одной проправительственной партии – «Единой России», которая приписывает себе все достижения и успехи последних лет в стабилизации страны. После принятия в 2005г. поправок в выборы в Государственную думу осложнилась возможность представления в высшем законодательном органе страны малых политических партий, были запрещены выборы независимых депутатов, не принадлежащих ни к одной из партий. От обсуждения и принятия решений по важнейшим вопросам жизни государства была оттеснена оппозиция. Все это в будущем может увеличить риск принятия российской властью поспешных и плохо продуманных решений, которые негативно скажутся на развитии страны. Серьезную обеспокоенность вызывает замена выборности губернаторов и глав республик их назначением Президентом. С одной стороны, это позволило ограничить оказываемое в корыстных целях влияние крупного бизнеса на институты власти и избавиться от некомпетентных и неспособных к управлению чиновников. С другой, ― население фактически потеряло возможность принимать участие в решении местных вопросов, распространение получило пессимистическое представление о том, что за людей все заранее решают наверху и потому не надо ничего делать. Все это затрудняет построение в стране подлинного демократического общества, основанного на высокой активности народных масс, замедляет преодоление социально-экономических и политических трудностей, успешное решение которых возможно только при совместных усилиях общества и государства.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Значительное влияние на внешнюю политику Российского государства в 90-е гг. XX в. оказывало то, что Россия выступала в отношениях с другими странами в качестве правопреемника СССР. Это позволило сохранить России членство в Совбезе ООН и, тем самым, свое влияние в международных отношениях. В основу внешней политики РФ в период президентства Б. Е. Ельцина легла так называемая «доктрина Козырева», тогдашнего министра иностранных дел А. В. Козырева (1991-1996). В ее основе находилось убеждение, что ценой серьезных уступок Западу России удастся установить с США и со странами Европы партнерские отношения и обеспечить получение финансовой помощи для своего экономического возрождения. Эта тенденция привела к потере Россией собственной инициативной политики, ее внешняя политика фактически вошла в фарватер внешней политики США. В начале 90-х гг. РФ вынуждена была в одностороннем порядке вывести свои военные базы с территории стран Восточной Европы и Прибалтики и согласиться на полную ликвидацию наиболее мощных советских ракет – СС-18. В ответ руководство НАТО дала российскому руководству гарантии, что не будет расширять альянс на восток за счет включения в него бывших членов ОВД и республик бывшего СССР. Однако уже вскоре гарантии России со стороны НАТО были нарушены, в 1994 – 2008 гг. в этот военно-политический союз вошли не только большинство восточноевропейских государств, бывших союзников СССР (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехия), но и три прибалтийские республики самого бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония).

Наряду с неудачами, России удалось в эти годы добиться и некоторых успехов. В 1996г. Россия была принята в Совет Европы. Тем самым наметилось ее сближение со странами ЕС, являющимися ее важнейшими торговыми партнерами. Россию стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Великобритании, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы развития мира. В итоге в 1998г. «семерка» превратилась в «восьмерку».

После отставки Козырева в 1996г. внешняя политика РФ стала носить более осмысленный характер. Постепенно стали определяться ее основные цели и задачи. Важнейшим направлением внешней политики России стало поддержание в международных отношениях баланса интересов, формирование многополярного мира, в котором важнейшие решения принимались бы совместно рядом ведущих стран мира. Эта задача стала особенно актуальной после терактов в 2001г. в США, в результате которых мир столкнулся с проблемой международного терроризма. Возникло осознание того, что справиться с этой проблемой в XXI в. можно только совместными усилиями всего мирового сообщества.

В начале второго десятилетия XXI в. перед Россией по-прежнему остро стоит выбор поиска ее геополитической самоидентификации, определения своего места и роли в современном мире. Задача ее нынешнего руководства состоит в том, чтобы, опираясь на предшествовавший исторический опыт страны, обеспечить поступательное развитие России вперед, превратить ее в сильную державу, пользующуюся уважением на международной арене.

Тестовые задания:

1. Укажите две страны на территории бывшего СССР, в которых прошли в 1990 –е гг. кровопролитные военные столкновения.
a) Казахстан
b) Белоруссия
c) Грузия
d) Молдавия

2. К периоду перестройки относится …
a) введение поста Президента СССР
b) кампания по борьбе с космополитизмом
c) политика неосталинизма
d) принятие новой Конституции

3. Первым президентом СССР был избран…
a) М.С. Горбачев
b) В.В. Путин
c) Н.С.Хрущев
d) Л.И. Брежнев

4. Попытка государственного переворота, ускорившая процесс развала СССР, произошла…
a) в марте 1990г.
b) 19 августа 1991г.
c) в апреле 1985г.
d) 8 декабря 1991г

5. Роспуск СССР и создание СНГ произошли в соответствии с Беловежскими соглашениями…
a) 8 декабря 1991г.
b) 12 июня 1990 г.
c) 11 марта 1985г.
d) 12 декабря 1993г

6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
a) 12 декабря 1993г.
b) 25 декабря 1991г.
c) 4 октября 1993г.
d) 19 августа 1991г.

7. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти в 1993г. завершилось…
a) подписанием Федеративного договора
b) одновременным избранием Президентом РФ В.В. Путина
c) роспуском Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР
d) созданием федеральных округов

8. Укажите правильное соответствие экономического преобразования 1992г. – нач.XXI в. и фамилии главы правительства, его проводившего
1) либерализация цен
2) замена льгот денежной компенсацией (монетизация)
3) дефолт
a) М.Е. Фрадков
b) С.В. Кириенко
c) Е.Т. Гайдар

9. Россия является членом…
a) «большой восьмерки»
b) Организации Североатлантического договора
c) Европейского Союза
d) Организации Варшавского договора

10. Гласность – это…
a) восхваление западных ценностей
b) реализация права граждан на получение полной информации и её обсуждение
c) обновление марксистско-ленинской идеологии
d) восхваление советского образа жизни