Формационный подход

II. Формационный и цивилизационный подходы к развитию истории

Теория общественно-экономических формаций является краеугольным камнем материалистического понимания истории. В качестве вторичных базовых отношений в этой теории использованы отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические и производственные. Все многообразие обществ, несмотря на очевидные различия между ними, относятся к одной и той же ступени исторического развития, если в качестве экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате всё многообразие и множество социальных систем в истории было сведено к нескольким основным типам, эти типы получили название - общественно-экономической формации. Основоположником формационного подхода является К. Маркс. Термин формация был взят из геологии, в геологии формация обозначает - напластование геологических отложений определённого периода. У К. Маркса термины формация, общественно-экономическая формация, экономическая формация, общественная формация употребляются в идентичном смысле.

В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы, их характер и уровень. Базисом формации являются производственные отношения - это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами, на этом базисе и вырастает всё здание формации.

Итак, общественно-экономическая формация это определённый тип общества, находящегося на определённой ступени исторического развития. Этот тип характеризуется специфическим экономическим базисом, соответствующими этому базису надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

На основе понятия "формация" Маркс членит общественную историю на пять стадий: первобытно-общинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (при этом, социализм рассматривается как начальная стадия коммунизма).

Последовательность формаций также не является обязательной схемой, которой должна подчиняться история каждого народа, одни народы задерживаются в своём развитии, другие минуют целые формации, история порождает различные переходные формы.

Приведённая схема фиксирует основные ступени исторического прогресса. Показывает, что при всём многообразии путей развития отдельных стран и народов, в истории имеется известная повторяемость, известная закономерность.

Важным вопросом является вопрос о закономерностях, общих тенденциях развития конкретно-исторического общества. Теоретики формации полагают:

Что формации саморазвиваются.

  • Существует преемственность в их развитии, преемственность на основе технико-технологического базиса и отношений собственности.
  • Закономерностью являются полнота развития формации. Маркс "Не одна формация не погибает раньше, чем разобьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора".
  • Движение и развитие формаций осуществляется ступенчато - от менее совершенного состояния к более совершенному.
  • Страны высокого формационного уровня играют ведущую роль в развитии, они оказывают воздействие на менее развитые.

Марксизм формировался в весьма значительной степени как европоцентристское учение, об этом предупреждали и сами основоположники. Изучение истории в её цивилизационном срезе предполагает сравнительный анализ различных непохожих друг на друга локальных цивилизаций. У Маркса в центре внимания один регион, представляющий собой единство по происхождению и по современному (19 век) состоянию. Цивилизационный аспект анализа оказался в тени. Это считают одним из недостатков данного подхода.

Как недостаток называют и "невнимание" марксизма к проблеме активной роли неэкономических факторов (государство, духовная надстройка, географическая, техно-технологический фактор и др.).