Светотень и виды теней

Построение теней в перспективных проекциях

Тени в аксонометрических проекциях

Тени на ортогональных чертежах

Светотень и виды теней

· Виды освещения

· Перспектива теней при естественном освещении

· Солнце перед зрителем. Солнце сзади зрителя. Солнце сбоку

 

В изобразительном искусстве, архитектурном и художественном проектировании выявление светотени имеет большое значение для реалистического изображения окружающей действительности на картинах, для придания большей наглядности и выразительности чертежам. Тени строят на чертежах в прямоугольных, аксонометрических и перспективных проекциях, в проекциях с числовыми отметками.

Светотень выявляет объемную форму пространственных объектов. Так, например, чертежи, выполняемые в процессе архитектурно­го проектирования, помимо удобоизмеримости и метрической определенности должны быть и наглядными. Архитектурный чертеж с изображе­нием светотени значительно полнее и нагляднее выявляет объемно-про­странственную структуру объекта, чем чертеж, выполненный в линейной графике. Зная масштаб чертежа, можно без плана, который, как правило, помещается на других листах проекта, определить размер или «вынос» любой выступающей от плоскости фасада части здания.

Аналогичную роль могут выполнять тени и на чертежах генеральных планов застройки. По величине тени, падающей на землю, можно судить о высоте зданий. Поэтому тени должны строиться точными приемами геометрических построений в соответствии с формой и размерами элементов проектируемого сооружения. Рисование теней «на глаз», не имеющее проекционной связи с формой объекта, ведет к ошибкам в оценке объемно-пространственной композиции будущего сооружения.

Изображение светотени на чертеже, а также в аксонометрии и перспективе состоит из двух этапов: первый – это построение контуров (границ) теней точными приемами геометрических по­строений и второй – выявление и передача на чертеже градаций освещенности с учетом физических закономерностей и «воздушной» перспективы.

Тень, которая получается на неосве­щенной части поверхности предмета, называют собственной тенью. Граница (линия) на поверхности предмета, разде­ляющая освещенную часть от находящейся в тени, называется контуром собственной тени.

Тень, отбрасываемая предметом на горизонтальную плоскость или на дру­гую плоскость или поверхность, называется падающей тенью, а линия, ограничивающая ее - контуром падающей тени. Таким образом, контур падающей тени - это линия пересечения обертывающей луче­вой поверхности с поверхностью, на которую падает тень (рис. 1). Иными словами, контур падающей тени является тенью от контура собственной тени. Контуры собственной и падающей тени всегда представляют собой замкнутую фигуру.

Рис.1

Все операции по построению теней сводятся к определению линии касания обертывающей лучевой поверхности к объекту и к построению линии пересе­чения ее с поверхностью, на которой строится падающая тень. На проекционных чертежах (эпюрах) действие воздушной среды не учитывается, однако зону собственной тени принято по­казывать светлее падающей тени.