Поэтапное исполнение процесса проектирования
Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа
Архитектурный рисунок
Архитектурным рисунком называются все графические работы зодчего, в том числе и не имеющие прямого отношения к проектированию, которые выполняются от руки с помощью карандаша, угля, сангины, пера, кисти, рапидографа и фломастера.
Специфика архитектурного чертежа такова, что в различных проектных ситуациях требуется показать средствами архитектурного рисунка окружение — природную или предметную среду, в которой существует архитектурный объект.
Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чертеж, обобщенно называют антуражем и стаффажем.
Архитектурный антураж и стаффаж являются стилизованными изображениями природного и предметного окружения.
В современном архитектурном языке антуражем называется изображение деталей пейзажа в проектном чертеже. Стаффажем называют рисунки людей, автомобилей, животных, деталей оборудования, дополняющие композицию проектного чертежа.
Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж
Начертание деталей антуража и стаффажа, выполненных карандашом, толстым грифелем, цветными мелками, резко отличается от рисунка кистью, фломастером, рапидографом. Выбор техники исполнения предопределяет стиль, характер, структуру антуража и стаффажа. Знание особенностей исполнения деталей рисунка, деталей природной и предметной частей помогает программировать технические приемы оформления чертежа. Таким образом, исходным критерием для выбора стилистики антуража и стаффажа служит характер чертежного исполнения проекций здания.
Если чертеж проекций здания выполнен в карандашной линейной графике, в тушевой линейной графике с относительно бледными линиями, в тональной или цветной графике с локальными светотеневыми отношениями, то для исполнения деталей антуража и стаффажа следует выбрать карандаш, цветные мелки, сангину. Эти графические материалы в силу своих особенностей позволяют получать сравнительно широкую гамму изобразительных приемов, конструировать детали антуража и стаффажа лшиями постоянной или переменной толщины, штрихами, контуром со слабым или сильным нажимом с учетом гладкой или фактурной поверхности бумаги.
Если чертеж проекций здания выполнен в четкой и лаконичной тушевой линейной графике, в линейной графике с заливкой, то для исполнения деталей антуража и стаффажа следует выбрать рапидограф, фломастер с тонким фетром. Для этих целей предпочтительны инструменты с маркировкой толщины линий в 0, 2; 0, 25; 0, 3; 0, 4 мм.
Детали антуража и стаффажа, как и в предыдущем случае, могут носить свободный характер с исполнением контуров рисунка от руки, но могут исполняться и с применением чертежных инструментов — циркулей, линеек, угольников, лекал и шаблонов. В этом случае тушевая графика линейного чертежа органично сочетается с графикой антуража и стаффажа
Однако каковы бы ни были технические приемы исполнения антуража и стаффажа — исполняются они с помощью рукотворного рисунка или конструируются из деталей в технике летрасета — их качество зависит от умения компоновать чертеж, органично сочетать элементы чертежных проекций и антуража, учитывать индивидуальную специфику композиции каждого изображения.
Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж
Расположение деталей антуража и стаффажа и проекций сооружения. На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компоновки деталей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже с его перспективным или аксонометрическим изображением
При размещении элементов антуража и стаффажа симметрично относительно центральной оси сооружения композиция чертежа смотрится примитивно.
Если детали антуража и стаффажа изображены ниже линии горизонта, то их контур зрительно не связан с контуром здания, что затрудняет целостное восприятие композиции чертежа.
Если детали антуража и стаффажа расположены выше уровня горизонта, то они кажутся чересчур удаленными, что затрудняет их зрительную связь с проекцией сооружения, не дает информацию о его масштабе.
Следует закреплять зрительную связь деталей антуража и стаффажа с проекцией сооружения, располагать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа выявляет размер сооружения, создает впечатление реальной среды, окружающей здание.
Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа.В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции архитектурного объекта заставляет с особым вниманием отнестись к интенсивности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей антуража и стаффажа. Если чертеж не перегружен и оснащен минимальным числом деталей рисунка, то активно воспринимается композиция сооружения, пластика его формы, размер. Антураж и детали стаффажа выполняют свою основную задачу, — помогают зрителю освоить идею архитектурного замысла.
Чтобы понять специфический язык архитектурной графики на разных стадиях проектной работы, следует рассмотреть содержание проектного процесса, цели и задачи каждого из его этапов.
Ориентировка— первый этап. В этот период ведется подготовительная работа, предшествующая проектированию. Происходит знакомство с требованиями, предъявляемыми к будущему объекту, его местом в окружающей среде. Подбирается необходимый для работы литературный материал, нормативы и каталоги. Складывается общее впечатление о характере объекта, его содержании и функции. Как только сформировались представления о вопросах, связанных с объектом проектирования, появляются первичные расплывчатые контуры его образа. В это время исполняются простейшие графические схемы участка застройки и его окружения, необходимые для последующей работы с эскизом.
Поиск— второй этап. На этом этапе последовательно дополняются, расширяются, конкретизируются представления автора о будущем объекте. Подавляющее большинство архитекторов выражает свои поиски на бумаге в виде эскизов, причем каждой стадии поиска соответствуют свои формы графического эскизирования. Их можно характеризовать следующим образом (см. часть 1, глава 3):
эскиз-идея — поиск основных контуров образа объекта;
фор-эскиз — эскизная разработка идеи объекта;
рабочий эскиз — эскизная разработка состава проекта, эскизы проектных чертежей.
Исполнение проекта— третий этап. Необходимо уточнить, что «проектирование» — обобщенное название всех стадий работы над объектом. Название третьего этапа — «исполнение проекта» — условное обозначение комплекса действий, в процессе которых происходит самая трудоемкая, углубленная разработка проектной темы. Именно на третьем этапе работы формируется окончательный образ проекта, конкретизируются детали его функциональной, конструктивной структуры. В этот период также возможна работа над эскизными схемами отдельных узлов, эскизами отдельных фрагментов объекта. Однако это эскизирование имеет подсобное значение, ибо основа структуры объекта в общих чертах решена на предыдущем этапе. В учебном проектировании «исполнение проекта» состоит в работе над комплексом чертежей, доказательно объясняющих проектную идею учебного задания.
Оформление проекта — четвертый этап. На этом этапе в отечественной проектной практике идет интенсивная творческая работа над комплексом рабочих чертежей, так называемыми РЧ. В российской проектной практике есть случаи, когда исполняется «Технорабочий проект», соединяющий в себе по смыслу проектирования и составу чертежей этапы «Проект» и РЧ. Для каждой стадии проектной работы
характерны свои формы изображения, свои приемы рациональной графической работы. Так, на первом этапе наиболее широко распространены схематические чертежи. На втором этапе наиболее целесообразны эскизные чертежи, наброски, поисковые макеты в сочетании с демонстрационной чертежной графикой. На третьем этапе происходит основная работа над проектными чертежами. Четвертый этап состоит в углубленной работе над рабочими чертежами» по которым с изменениями, добавлениями и корректировкой происходит строительная реализация проектной идеи.