Поэтапное исполнение процесса проектирования

Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа

Архитектурный рисунок

Архитектурным рисунком называют­ся все графические работы зодчего, в том числе и не имеющие прямого отношения к проектированию, которые выполняют­ся от руки с помощью карандаша, угля, сангины, пера, кисти, рапидографа и фломастера.

Специфика архитектурного чертежа та­кова, что в различных проектных ситуа­циях требуется показать средствами ар­хитектурного рисунка окружение — при­родную или предметную среду, в кото­рой существует архитектурный объект.

Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чер­теж, обобщенно называют антуражем и стаффажем.

Архитектурный антураж и стаффаж являются стилизованными изображени­ями природного и предметного окруже­ния.

В современном архитек­турном языке антуражем называется изображение деталей пейзажа в проект­ном чертеже. Стаффажем называют рисунки людей, автомобилей, животных, деталей оборудования, до­полняющие композицию проектного чертежа.

 

Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж

Начертание деталей антуража и стаффажа, выполненных карандашом, толстым грифелем, цветными мелками, резко отличается от рисунка кистью, фломастером, рапидографом. Выбор тех­ники исполнения предопределяет стиль, характер, структуру антуража и стаффа­жа. Знание особенностей исполнения деталей рисунка, деталей природной и предметной частей помогает программи­ровать технические приемы оформления чертежа. Таким образом, исходным кри­терием для выбора стилистики антура­жа и стаффажа служит характер чертеж­ного исполнения проекций здания.

 

 

Если чертеж проекций здания выполнен в карандашной линейной графике, в ту­шевой линейной графике с относитель­но бледными линиями, в тональной или цветной графике с локальными светотеневыми отношениями, то для исполнения деталей антуража и стаф­фажа следует выбрать карандаш, цвет­ные мелки, сангину. Эти графические материалы в силу своих особенностей позволяют получать сравнительно ши­рокую гамму изобразительных приемов, конструировать детали антуража и стаффажа лшиями постоянной или переменной толщины, штрихами, кон­туром со слабым или сильным нажи­мом с учетом гладкой или фактурной поверхности бумаги.

Если чертеж проекций здания выполнен в четкой и лаконичной тушевой линейной графике, в линейной графике с залив­кой, то для исполнения деталей антура­жа и стаффажа следует выбрать рапидограф, фломастер с тонким фетром. Для этих целей предпочтительны инст­рументы с маркировкой толщины линий в 0, 2; 0, 25; 0, 3; 0, 4 мм.

Детали антуража и стаффажа, как и в предыдущем случае, могут носить сво­бодный характер с исполнением конту­ров рисунка от руки, но могут испол­няться и с применением чертежных ин­струментов — циркулей, линеек, уголь­ников, лекал и шаблонов. В этом случае тушевая графика линейного чертежа органично сочетается с графикой анту­ража и стаффажа

Однако каковы бы ни были техни­ческие приемы исполнения антуража и стаффажа — исполняются они с помо­щью рукотворного рисунка или конст­руируются из деталей в технике летрасета — их качество зависит от умения компоновать чертеж, органично сочетать элементы чертежных проекций и анту­ража, учитывать индивидуальную специфику композиции каждого изображе­ния.

 

Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж

Расположение деталей антуража и стаффажа и проекций сооружения. На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компо­новки деталей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже с его перспективным или аксонометри­ческим изображением

При размещении элементов антуража и стаффажа симметрично относительно центральной оси сооружения компози­ция чертежа смотрится примитивно.

Если детали антуража и стаффажа изображены ниже линии горизонта, то их контур зрительно не связан с контуром здания, что затрудняет целостное восприятие композиции чертежа.

Если де­тали антуража и стаффажа расположены выше уров­ня горизонта, то они кажутся чересчур удаленными, что затрудняет их зрительную связь с проекцией со­оружения, не дает информацию о его масштабе.

Следует закреплять зритель­ную связь деталей антуража и стаффа­жа с проекцией сооружения, распола­гать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа вы­являет размер сооружения, создает впе­чатление реальной среды, окружающей здание.

Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа.В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции ар­хитектурного объекта заставляет с осо­бым вниманием отнестись к интенсив­ности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей антуража и стаффажа. Если чертеж не перегружен и ос­нащен минимальным числом деталей рисунка, то активно вос­принимается композиция сооружения, пластика его формы, размер. Антураж и детали стаффажа выполняют свою ос­новную задачу, — помогают зрителю ос­воить идею архитектурного замысла.

 

Чтобы понять специфический язык архитектурной графики на разных стадиях проектной работы, следует рас­смотреть содержание проектного про­цесса, цели и задачи каждого из его эта­пов.

Ориентировка— первый этап. В этот период ведется подготовительная работа, предшествующая проектирова­нию. Происходит знакомство с требова­ниями, предъявляемыми к будущему объекту, его местом в окружающей сре­де. Подбирается необходимый для рабо­ты литературный материал, нормативы и каталоги. Складывается общее впечат­ление о характере объекта, его содержа­нии и функции. Как только сформиро­вались представления о вопросах, свя­занных с объектом проектирования, по­являются первичные расплывчатые кон­туры его образа. В это время исполня­ются простейшие графические схемы участка застройки и его окружения, не­обходимые для последующей работы с эскизом.

Поиск— второй этап. На этом этапе последовательно дополняются, расши­ряются, конкретизируются представле­ния автора о будущем объекте. Подавля­ющее большинство архитекторов выра­жает свои поиски на бумаге в виде эс­кизов, причем каждой стадии поиска соответствуют свои формы графического эскизирования. Их можно характеризо­вать следующим образом (см. часть 1, глава 3):

эскиз-идея — поиск основных конту­ров образа объекта;

фор-эскиз — эскизная разработка идеи объекта;

рабочий эскиз — эскизная разработ­ка состава проекта, эскизы проектных чертежей.

Исполнение проекта— третий этап. Необходимо уточнить, что «проектиро­вание» — обобщенное название всех ста­дий работы над объектом. Название тре­тьего этапа — «исполнение проекта» — условное обозначение комплекса дей­ствий, в процессе которых происходит самая трудоемкая, углубленная разра­ботка проектной темы. Именно на тре­тьем этапе работы формируется оконча­тельный образ проекта, конкретизиру­ются детали его функциональной, кон­структивной структуры. В этот период также возможна работа над эскизными схемами отдельных узлов, эскизами от­дельных фрагментов объекта. Однако это эскизирование имеет подсобное зна­чение, ибо основа структуры объекта в общих чертах решена на предыдущем этапе. В учебном проектировании «ис­полнение проекта» состоит в работе над комплексом чертежей, доказательно объясняющих проектную идею учебного задания.

Оформление проекта — четвертый этап. На этом этапе в отечественной проектной практике идет интенсивная творческая работа над комплексом рабо­чих чертежей, так называемыми РЧ. В российской проектной практике есть случаи, когда исполняется «Технорабочий проект», соединяющий в себе по смыслу проектирования и составу чер­тежей этапы «Проект» и РЧ. Для каждой стадии проектной работы

характер­ны свои формы изображения, свои при­емы рациональной графической работы. Так, на первом этапе наиболее широко распространены схематические чертежи. На втором этапе наиболее целесообраз­ны эскизные чертежи, наброски, поиско­вые макеты в сочетании с демонстраци­онной чертежной графикой. На третьем этапе происходит основная работа над проектными чертежами. Четвертый этап состоит в углубленной работе над рабо­чими чертежами» по которым с изменениями, добавлениями и корректировкой происходит строительная реализация проектной идеи.