Виды архитектурной графики
Архитектурный эскиз как средство поиска архитектурной идеи
Архитектурная графика и архитектурное проектирование
Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа
Архитектурный чертеж как средство выражения проектного замысла
Архитектурный эскиз как средство поиска архитектурной идеи
· Виды архитектурной графики
· Архитектурное эскизирование
· Требования к технике исполнения эскизов
· Ортогональный чертеж
· Аксонометрический чертеж
· Перспективный чертеж
· Требования к технике исполнения архитектурного чертежа
· Архитектурный рисунок
· Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж.
· Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж
· Поэтапное исполнение процесса проектирования
Проектирование архитектурного объекта не может обходиться без изобразительного отображения замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Большая часть изобразительной информации, возникающей в. процессе проектирования, передается и формируется в графике. Ко второй половине XVIII в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекциях, сформировались основные виды архитектурной графики, которые к настоящему времени отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рисунок. Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным требованиям. Характер процесса проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа — с помощью архитектурного рисунка.
Архитектурный эскиз и архитектурный рисунок.Изобразительная форма архитектурного эскиза и архитектурного рисунка очень схожи, их различает только целевое назначение изображения. Архитектурный эскиз — способ совершенствования творческого замысла архитектора. Архитектурный рисунок — любое рисованное произведение архитектора, назначение которого не обязательно преследует профессиональные цели. Сюжет архитектурного рисунка может иметь самостоятельное значение (набросок с натуры, графический рисунок — иллюстрация и т. д.), но может быть составной частью чертежа, эскиза. Навыки эскизирования, рисования имеют для архитектора важное значение, ибо с их помощью фиксируются профессиональные замыслы архитектора, совершенствуются его графическое мастерство, творческие способности. Кроме того, навыки архитектурного рисунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, так как с их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, правильно соотносится с человеком, природой. Архитектурный эскиз — форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Основным видом графического изображения в архитектурной деятельности является чертеж.
Архитектурный чертеж— это изображение, передающее информацию о размере, форме и конструкции объекта.
В современном чертеже построение объекта обязательно исполняется по законам начертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых свойственна своя манера чертежной графики (эскизный чертеж, обмерочный чертеж, рабочий чертеж, демонстрационный чертеж, крок).
Архитектурное эскизирование
Эскиз— изобразительная форма проектного поиска, которая в большинстве случаев исполняется автором от руки.
Вполне очевидно, что эскизирование — это процесс, прогнозирующий черты будущего сооружения. Организация этого процесса зависит от индивидуальных творческих особенностей архитектора, традиций профессиональной среды и архитектурной школы, в которой формировалась личность зодчего.
Более того, каждому специалисту понятно, что эскизирование — сложный процесс, развитие которого предполагает разную сложность эскиза на различных этапах поиска идеи. В российской архитектурной практике принята следующая классификация эскиза: «эскиз-идея» — поиск основных контуров образа проектируемого объекта; «фор-эскиз» — углубленная эскизная разработка идеи объекта; «рабочий эскиз» — эскизная разработка состава проекта, эскизы проектных чертежей.
Ниже рассмотрим особенности каждой из форм поиска архитектурного замысла.
Эскиз-идея.Эскизирование есть творческий поиск, в процессе которого зодчий постепенно уточняет, углубляет, дополняет образ архитектурной темы. Первоначальный образ — расплывчатое, нечеткое представление архитектурного объекта, отражающее лишь общие контуры идеи. Содержание образа настолько обобщено, что может быть выражено изображением — знаком.
Фор-эскиз.Если поисковая разработка идеи есть лишь определение общих контуров образа, то цель фор-эскизов — определение всех параметров объекта, необходимых для его проектной разработки. У разных архитекторов этот процесс занимает не одинаковое по продолжительности время, строится по сугубо индивидуальной схеме, однако в подавляющем большинстве случаев на стадии фор-эскиза происходит качественное уточнение замысла. Если идея объекта не сформировалась окончательно, то в фор-эскизах происходит поиск ее вариантов.
Специфика графического исполнения фор-эскиза состоит в том, что автору эскизирования необходимо понимание различия целей — исполнения эскиза-идеи как поиска идей проектной темы, и целей развития этих идей в фор-эскизах. Само понятие «развитие идеи» предполагает более высокую степень конкретности изображения в фор-эскизе.
Постепенно приобретается четкое понимание ритма проектного поиска, работа над фор-эскизом становился базой для следующей стадии эскизирования — подготовки к рабочему эскизу.
Рабочий эскиз.Цель такого эскизирования — выяснение композиции проектного чертежа или комплекса проектных чертежей. Рабочий эскиз является подсобной графикой, выявляющей не только параметры проектируемого объекта, но и особенности его изображения в чертежной графике. В архитектурной практике известны две разновидности рабочего эскиза.
Первая разновидность рабочего эскиза — эскизный чертеж с изображением, выполненным от руки или с помощью чертежных инструментов, с учетом масштаба изображения или без такового.
Вторая разновидность рабочего эскиза — рабочая схема проектной экспозиции. В работе архитектора наступает момент, когда необходимо решить, какое количество чертежей достаточно для раскрытия идеи проектного замысла. Количество чертежей зависит от объема проектной работы, уровня культурной подготовки заказчика. Принятое решение определяет объем и содержание экспозиции, состоящей из нескольких чертежей.
Требования к технике исполнения эскизов
Работа над эскизом составляет существенную часть процесса проектирования. От того, насколько эффективно архитектор эскизирует, зависит конечный результат его труда.
В работе над эскизом-идеей,когда представления объекта еще очень неконкретны и расплывчаты, целесообразно применять простые и автоматические карандаши с мягкими грифелями, уголь и угольные стержни, сангину, фломастеры с толстым фетром. Именно с помощью этих инструментов легче найти первые еще не очень конкретные контуры образа будущего сооружения. Удобно эскизировать на небольших листах эскизной бумаги стандартных размеров (в 1/8; 1/6 формата стандартного чертежного листа), которые можно разложить рядами и сопоставить полученные результаты. Можно эскизировать и на больших форматах бумаги (в 1/2; 1/4; 1/6 стандартного формата чертежного листа), когда на одной изобразительной плоскости умещается множество эскизов, что очень удобно для их сопоставления.
В работе над фор-эскизом, когда композиционные и пластические параметры образа в общих чертах определились, целесообразно применять инструменты, с помощью которых можно получить качественное линейное изображение — рапидографы, фломастеры с тонким фетром, микрографы. Это не исключает работы над фор-эскизом с применением угля, сангины, толстого грифеля. Линейная графика настолько конкретна, что с ее помощью легче обозначить эскизные контуры фасадов, планов, перспективных рисунков, раскрывающих картину пластических, конструктивных и композиционных особенностей объекта. В соответствии с характером применяемых инструментов для этой стадии эскизирования используется особая бумага — с гладкой мелкофактурной поверхностью (ватман, калька, миллиметровка и т. д.).
В разработке рабочего эскиза,для графики эскизных чертежей, эскизов проектной экспозиции применяются инструменты, с помощью которых можно получить огрубленно выразительное изображение — карандаши простые и автоматические с мягкими грифелями, фломастеры со средними и толстыми
фетрами, рапидографы с толстой иглой (О, 5; 0, 7; 0, 8 мм). Использование этих инструментов делает эскизную графику легкой для восприятия, выразительной, легкочитаемой. В соответствии с характером инструмента избирается и бумага соответствующего качества. Для фломастеров и карандашей с толстыми грифелями, угля и сангины можно использовать любую бумагу. Для использования рапидографов применяется бумага с гладкой поверхностью.