Требования к технологии покраски цветом с использованием аэрографа

Правила работы с аэрографом. Из­готовление масок. Разведение крася­щего раствора. Целесообразность гра­фики с применением аэрографа. По­краска аэрографом требует определен­ной суммы навыков. Этой графической технике, широко применя­емой в дизайнерской и прикладной гра­фике, уделяется чрезвычайно мало вни­мания на страницах специальных работ, посвященных вопросам архитектурной графики. Между тем в настоящее время специалистами-дизайнерами, художни­ками разработана эффективная методи­ка использования аэрографа в покраске с применением цветных растворов. В целом это искусство зиждется прежде всего на соблюдении ряда правил, зна­нии технологии моделирования формы с помощью аэрографа.

При использовании аэрографа СО­ВЕТУЕМ:

1) изобразить на бумаге, на­тянутой на подрамник или наклеенной на планшет, карандашный контурный рисунок или чертеж объекта, который требуется смоделировать цветом;

2) из­готовить необходимые маски, шаблоны, лекала из ватмана, синтетической плен­ки или светлого картона. Светлая повер­хность масок необходима для того, что­бы тон маски не контрастировал с плоскостью и тоном бумаги, что позволяет точно оценивать качество применяемых цветных растворов;

3) основная маска, закрывающая фон чертежа, изготавлива­ется из самоклеющей пленки. Чтобы из­бежать порчи поверхности бумаги и на­несенных слоев красок, клеящий слой маски пробрызгивают с обратной сторо­ны жидко разведенными гуашевыми бе­лилами. Предварительно пленку перево­рачивают клеящей стороной кверху и снимают с нее провощенный защитный слой бумаги;

4) после высыхания тонко­го слоя набрызга из разведенных белил пленка готова к работе. Ее можно безбо­язненно наклеивать на поверхность бу­маги, сильно проглаживать для удале­ния пузырей и переводить на нее линей­ные контуры моделируемого объекта. Поверхности, которые нужно покрывать набрызгом, вырезаются по контуру лег­ким и острым макетным ножом с такой осторожностью, чтобы не порезать слой бумаги. Снятые части, после нанесения и высыхания слоя набрызга, можно сно­ва наклеить на старое место;

5) контуры требуемых для набрызга плоскостей пе­реводятся на прозрачную пленку и да­лее с рисунка на бумагу или рисуются мягким карандашом, ша­риковой ручкой прямо на пленке. На поверхность непрозрачных масок из бу­маги и картона контуры объекта перево­дятся с кальки;

6) перед работой оголовник аэрографа настраивается на нужное качество распыления;

7) подбирается требуемая для каждого вида графики густота красящего раствора. Разведен­ным раствором туши или акварели (в некоторых случаях гуаши) моделируют­ся гладкие цветные поверхности (плас­тика формы, освещенность архитектур­ных объектов). Густые цветные раство­ры гуаши, темперы, поливинилацетатных белил служат для моделирования крупнофактурных поверхностей, а так­же поверхностей, имитирующих тексту­ру камня, бетона, штукатурки и т.д.;

8) текстуру и фактуру рваного камня, грубо обработанного бетона можно моделировать, применяя набрызг под уг­лом 10—20° к поверхности бумаги, нане­сением на бумагу рисунка полос и ка­пель резинового клея (который после высыхания краски удаляется), наложе­нием под струю набрызга различных ра­створов, сеток, крупноячеистых тканей, марли и т.д.

Противопоказания при работе аэро­графом.В цветной архитектурной гра­фике с применением аэрографа НЕ СО­ВЕТУЕМ:

1) применять вульгарные, от­крытые цвета красящих растворов;

2) гру­бо имитировать фактуру и текстуру мате­риала, так как в этом случае нарушается масштабность изображения;

3) забывать о бережном отношении к листу бумаги. По­крывать бумажный лист большими повер­хностями цвета без разрывов, без пауз между отдельными частями цветовой композиции, так как в этом случае по­верхность непокрытой цветной бумаги перестает играть роль нейтральной среды, зрительно соединяющей отдельные компоненты изображения.

Качество графики с применением аэрографа зависит от суммы навыков графической работы, практического опыта применения различных приемов и приспособлений. Без эскизных проб, многократной отработки приемов пользования техникой аэрографа и сме­шения красящих растворов применение аэрографа не рекомендуется.

Завершая раздел о средствах изобра­жения, необходимо заметить, что приме­нение линии, тона и цвета зависит от задач изображения, для выполнения ко­торых исполняется тот или иной вид АГ. Таким образом возникает необходи­мость понимания специфических задач различных видов АГ, каждый из кото­рых имеет свои особенности, отвечает тем или иным целевым установкам про­фессиональной или непрофессиональной деятельности архитектора.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие средства используются в архитектурной графике?

2.Какие свойства имеет архитектурный объект?

3.Какими свойствами обладают графические изображения?

4.Чем характеризуется линейная графика?

5.Какие инструменты применяют в линейной графике?

6.Какие особенности имеет тональная графика?

7.Какие инструменты применяют в тональной графике?

8.Какую графику называю цветной?

9.Какие инструменты и приспособления применяют в цветной графике?

 

Литература:

1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Архитектура – С, 2004.

2. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.

3. Франсис Д.К. Чинь. Архитектурная графика. – М.: АСТ-Астрель, 2007.


ЛЕКЦИЯ №3

ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ