Требования к технологии покраски цветом с использованием аэрографа
Правила работы с аэрографом. Изготовление масок. Разведение красящего раствора. Целесообразность графики с применением аэрографа. Покраска аэрографом требует определенной суммы навыков. Этой графической технике, широко применяемой в дизайнерской и прикладной графике, уделяется чрезвычайно мало внимания на страницах специальных работ, посвященных вопросам архитектурной графики. Между тем в настоящее время специалистами-дизайнерами, художниками разработана эффективная методика использования аэрографа в покраске с применением цветных растворов. В целом это искусство зиждется прежде всего на соблюдении ряда правил, знании технологии моделирования формы с помощью аэрографа.
При использовании аэрографа СОВЕТУЕМ:
1) изобразить на бумаге, натянутой на подрамник или наклеенной на планшет, карандашный контурный рисунок или чертеж объекта, который требуется смоделировать цветом;
2) изготовить необходимые маски, шаблоны, лекала из ватмана, синтетической пленки или светлого картона. Светлая поверхность масок необходима для того, чтобы тон маски не контрастировал с плоскостью и тоном бумаги, что позволяет точно оценивать качество применяемых цветных растворов;
3) основная маска, закрывающая фон чертежа, изготавливается из самоклеющей пленки. Чтобы избежать порчи поверхности бумаги и нанесенных слоев красок, клеящий слой маски пробрызгивают с обратной стороны жидко разведенными гуашевыми белилами. Предварительно пленку переворачивают клеящей стороной кверху и снимают с нее провощенный защитный слой бумаги;
4) после высыхания тонкого слоя набрызга из разведенных белил пленка готова к работе. Ее можно безбоязненно наклеивать на поверхность бумаги, сильно проглаживать для удаления пузырей и переводить на нее линейные контуры моделируемого объекта. Поверхности, которые нужно покрывать набрызгом, вырезаются по контуру легким и острым макетным ножом с такой осторожностью, чтобы не порезать слой бумаги. Снятые части, после нанесения и высыхания слоя набрызга, можно снова наклеить на старое место;
5) контуры требуемых для набрызга плоскостей переводятся на прозрачную пленку и далее с рисунка на бумагу или рисуются мягким карандашом, шариковой ручкой прямо на пленке. На поверхность непрозрачных масок из бумаги и картона контуры объекта переводятся с кальки;
6) перед работой оголовник аэрографа настраивается на нужное качество распыления;
7) подбирается требуемая для каждого вида графики густота красящего раствора. Разведенным раствором туши или акварели (в некоторых случаях гуаши) моделируются гладкие цветные поверхности (пластика формы, освещенность архитектурных объектов). Густые цветные растворы гуаши, темперы, поливинилацетатных белил служат для моделирования крупнофактурных поверхностей, а также поверхностей, имитирующих текстуру камня, бетона, штукатурки и т.д.;
8) текстуру и фактуру рваного камня, грубо обработанного бетона можно моделировать, применяя набрызг под углом 10—20° к поверхности бумаги, нанесением на бумагу рисунка полос и капель резинового клея (который после высыхания краски удаляется), наложением под струю набрызга различных растворов, сеток, крупноячеистых тканей, марли и т.д.
Противопоказания при работе аэрографом.В цветной архитектурной графике с применением аэрографа НЕ СОВЕТУЕМ:
1) применять вульгарные, открытые цвета красящих растворов;
2) грубо имитировать фактуру и текстуру материала, так как в этом случае нарушается масштабность изображения;
3) забывать о бережном отношении к листу бумаги. Покрывать бумажный лист большими поверхностями цвета без разрывов, без пауз между отдельными частями цветовой композиции, так как в этом случае поверхность непокрытой цветной бумаги перестает играть роль нейтральной среды, зрительно соединяющей отдельные компоненты изображения.
Качество графики с применением аэрографа зависит от суммы навыков графической работы, практического опыта применения различных приемов и приспособлений. Без эскизных проб, многократной отработки приемов пользования техникой аэрографа и смешения красящих растворов применение аэрографа не рекомендуется.
Завершая раздел о средствах изображения, необходимо заметить, что применение линии, тона и цвета зависит от задач изображения, для выполнения которых исполняется тот или иной вид АГ. Таким образом возникает необходимость понимания специфических задач различных видов АГ, каждый из которых имеет свои особенности, отвечает тем или иным целевым установкам профессиональной или непрофессиональной деятельности архитектора.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие средства используются в архитектурной графике?
2.Какие свойства имеет архитектурный объект?
3.Какими свойствами обладают графические изображения?
4.Чем характеризуется линейная графика?
5.Какие инструменты применяют в линейной графике?
6.Какие особенности имеет тональная графика?
7.Какие инструменты применяют в тональной графике?
8.Какую графику называю цветной?
9.Какие инструменты и приспособления применяют в цветной графике?
Литература:
1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: Архитектура – С, 2004.
2. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.
3. Франсис Д.К. Чинь. Архитектурная графика. – М.: АСТ-Астрель, 2007.
ЛЕКЦИЯ №3
ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ