Тема 10. Московская церковная архитектура

 

Во 2-й пол. XII — нач. XIII в. в общем русле русской архитектуры отчетливо выделились местные направления (школы), отличавшиеся друг от друга особенностями строительной техники, излюбленными конструктивными и декоративными формами и приемами, различными вариациями плановых и объемных решений.

Рост и усиление Москвы был обусловлен ее удобным географическим расположением. Город основан на пересечении торговых путей - из Старой Рязани в Новгород и из Киева во Владимир на Клязме. Это способствовало быстрому росту города и стимулировало развитие его культуры. Уже в 1276 г. Москва выделяется в особый удел из Великого княжества Владимирского (вместе со Звенигородом и Радонежем). В конце XIII в. трудно было представить ту важнейшую историческую роль, какая, промыслом Божиим, отведена будет Москве.

Первые каменные храмы в Москве появились, вероятно, в 80-е годы XIII в., во времена св. благ. князя Даниила (сын св. благ. кн. Александра Невского), основателя династии московского княжеского дома. Остатки фундаментов одного из первых каменных храмов были обнаружены под Успенским собором Кремля (Изыскательские работы проводились в 60-е годы XX в. По-видимому, храм был освящен в честь св. Димитрия Солунского). По результатам реконструкцией были сделаны предположения, что храм размерами и формами был близок к собору св. Георгия Победоносца (1234 г.) в Юрьеве-Польском. Это был небольшой (чуть больше прототипа) четырехстолпный, трехапсидный, увенчанный одной главой и тремя притворами (открытыми внутрь) храм. Покрыт храм был черепицей, фрагменты которой обнаружены при раскопках.

С большей вероятностью к концу XIII в. относятся и незначительные остатки фундаментов под Архангельским собором. Однако восстановить по ним облик храма, для исследователей не представляется возможным. Сохранились некоторые части каменной кладки и на месте, где ныне стоит Благовещенский собор. По одним исследованиям эти фрагменты относятся к храму XIII в., по другим, что более вероятно, к храму конца XIV в В 1326 г., по благословению свт. Петра, на месте разобранного храма конца XIII в. был заложен

На рубеже 20-30-х гг. XIV в. но с гораздо большим размахом началось каменное строительство в Москве. С 1337 по 1343 сгорело 28 церквей.

Со второй половины XIV в. все местные художественные центры начала постепенно затмевать быстро возвышавшаяся Москва. С течением времени она стала важнейшим экономическим и политическим центром Руси; уже в XIV в. ее владетели принимают титул великих князей. С переходом в Москву митрополита она сделалась и церковным центром.

Успенский собор. Храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, тем самым подчеркивалось преемство с Успенским собором Владимира, где с 1299\1300 гг. находилась кафедра русских митрополитов. Успенский собор имел план примерно такой же, что и прежний, стоявший на этом месте, но был больших размеров. Свт. Петр не дожил до окончания строительства собора. Его мощи были погребены в уготованном им месте, в жертвеннике недостроенного храма. Приближаясь к могиле, угодник Божий дал совет князю соорудить в Москве каменную церковь Пресвятой Богородицы и для убеждения его сказал пророчески: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Предположительно, собор был шестистолпный (был подперт внутри «древми толстыми») и, по свидетельству летописи, имел три притвора. Храм был возведен из крупных квадратов известняка (37 \ 37 \ 36 см). По сохранившимся фрагментам, архитектура этого собора восходила к собору Рождества Богородицы (1222-1225 гг.) в Суздале.

Археологические находки позволяют заключить, что пять кремлевских храмов, построенных по заказу кн. Ивана Калиты (церковь прп. Иоанна Лествичника, «иже под колоколы» (1329 г.), церковь Спаса на Бору (1330 г.), Архангельский собор (1333 г.) - заложен по случаю избавления от голода, называемого в летописях «рослою рожью») продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества. Это была первичная эпоха в истории московского зодчества — эпоха эклектизма и подражания. Эти традиции заметны и в сохранившихся храмах кон. XIV — 1-й четв. XV в.

 

Повышение политического могущества Москвы в XIV столетии отразилось на ее архитектурном облике. Уже в 1367 г. Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные; город стал хорошо защищенной крепостью. В то время образовался и центр Кремля — Соборная площадь, в дальнейшем окруженная Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами, Ивановской колокольней.

Особенно пагубно было для зодчества Москвы нашествие Тохта-мыша. Благоустроенный город Москва, великий и чудный, по словам ростовского летописца, кипящий богатством и славой, представлял собой после Тохтамыша дым, пепел, землю окровавленную, трупы и пустые обгорелые церкви. С тех пор строительная деятельность Москвы как бы замерла и пробудилась лишь отчасти во времена великого князя Василия, главным же образом — в эпоху Иоанна III.

Еще до возведения белокаменного Московского Кремля, в 1365 г., у северной стены, которую чаще всего штурмовали враги, закладывается собор во имя Чуда Михаила Архангела (Чудовом монастыре) - предводителя небесного воинства. В 1374 г. на южных подступах к Москве рядом с дорогой на Коломну, закладывается собор Успения Богородицы (завершен в 1404 г.). В 70-е годы XIV в. В Серпухове и Коломне возводятся соборы св. Троицы и Успения Богородицы. Все перечисленные храмы были по ветхости разобраны еще в XVI-XVII вв. Их облик в общих чертах можно представить по сохранившимся письменным источникам. Успенский собор в Коломне (1378-1382 гг.) описывается архидиаконом из Антиохии Павлом Алепским. Из описаний известно, что церковь была построена из тесаного камня, поставлена на подклет, опоясана декоративным фризом и имела три купола, снизу приподнятых.

 

От первого этапа развития московского зодчества сохранилось очень мало памятников, и важнейшие из них находились не в черте города. Среди них — собор Рождества Богородицы (1389 г.),Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400) собор Рождества Богородицы Савино-Сторожевского монастыря (1405 г.), Р, Животворящей Троицы Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422) Р , Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря (ок. 1425-1427 гг.).

В этих сооружениях зодчие приняли за основу план владимиро-суздальского храма и некоторые элементы его архитектурного оформления, например перспективные порталы, но отказались от простого завершения и использовали характерные для киево-черниговского зодчества ступенчатые арки, которые с тех пор стали излюбленным декоративным мотивом русской архитектуры. Несомненно, вдохновлялись московские зодчие и своеобразием новгородских сооружений, скромностью их декоративного убранства, простотой внешнего облика. В их строительстве, судя по резным деталям и некоторым особенностям строительной техники, принимали участие балканские мастера. В конструкции всех перечисленных памятников использованы повышенные подпружные арки, возможно появившиеся еще в домонгольской архитектуре Владимирской земли. Снаружи они создавали эффект башнеобразности, а внутри сильно центрировали пространство. При этом московские зодчие стремились максимально широко расставить подкупольные столбы для увеличения диаметра главы и улучшения освещенности средней части храма, фасадная же декорация размещалась так, чтобы придать постройке зрительную уравновешенность и гармоничность.

Необходимость наилучшего освещения центра, возможно, была связана с формированием высокого иконостаса, появление которого изменило и восприятие внутреннего пространства церкви. С одной стороны, стена, составленная из икон, несла значительно большую смысловую нагрузку, чем низкая алтарная преграда. С другой же стороны, алтарь оказался гораздо нагляднее отделен от основного пространства, что не могло не истолковываться как недоступность «горнего» мирянам. Вероятно, не случайно именно в XV в. возрос интерес к символическим толкованиям храма. К известным ранее отрывкам из сочинений святых Василия Великого, Максима Исповедника, Германа К-польского добавилось довольно обширное сочинение «Служба толковая Иоанна Златоуста, толк Сихиев» (т. е. «Исихиев», приписываемый, очевидно, Исихию Иерусалимскому, по-видимому, составленное русскими книжниками из разных источников, в т. ч. апокрифических. Его характерной особенностью является антропологичность ряда толкований, соотносящих некоторые предметы и части интерьера с Телом Спасителя: престол (трапеза) есть «перси Господни», дискос и потир — «очи Господни», сень — «ребра Христовы», столицы царских врат — «колена Агня», т. е. колени Агнца-Христа, верх церкви — «глава Господня». Заметно также влияние на символику зрительного образа храмовых росписей: «Главу убо церковную держит Христос, а шию — апостоли, а пазухи — евангелисты, а пояс — праздници. Двери олтарю — образ Спасов». Тем не менее по принципам символизации «Служба толковая» не отличается от толкований свт. Германа и появившихся в 1-й трети XV в. сочинений блж. Симеона, еп. Солунского (в то время еще не известных на Руси).

Из сохранившихся храмов, наиболее близка к владимиро-суздальской архитектурной традиции церковь Рождества Богородицы, возведенная по заказу великой княгини Евдокии (вдовы князя Дмитрия Донского). Посвящение храма в честь Рождества Богородицы было в память Куликовой битвы Первоначальный вид храма, по прошествии столетий, полностью скрылся под многочисленными пристройками. Сейчас видно только часть наружной стороны стен, примыкающих к западному порталу. Сверху над древней церковью в XVI-XVII вв. был пристроен еще один этаж и новая главка.

Храм Рождества Богородицы имеет особенности, роднящие его с владимиро-суздальской архитектурной школой. Наиболее близок этот храм к церкви Рождества Богородицы в Боголюбово. На западные круглые столпы опираются на своды, удерживающие хоры. В интерьере обращают на себя внимание большое количество ниш. Снаружи храм имел рельефный далеко вынесенный цоколь. Стены членились изящными лопатками с небольшим выносом. Лопатки завершались капителями-карнизами. Самый яркий элемент наружного убранства - пятиуступчатый перспективный портал с резными «дыньками» по бокам и килевидным архивольтом. Своими техническими и архитектурными приемами этот храм очень близок к церкви Успения Богородицы на Городке.

Несколько по иному выглядит собор Рождества Богородицы в Савино-Сторожевском монастыре (1405 г.). Этот храм самый приземистый из всех раннемосковских храмов. Высота его основного объема несколько уступает ширине, высота массивного барабана ощутимо превышает половину высоты четверика. Зодчие не стремился придать храму большую высоту (лопатки плоские без полуколонок, широкий трехчастный резной пояс проходит по стенам и лопаткам) увеличивая число вертикальных членений. Храм имеет различные по ширине прясла (самое широкое центральное). Важное место в организации архитектурной композиции собора отведено системе размещения окон. Средние окна в верхней части центральных прясел, боковые - на одинаковом расстоянии от середины, но ниже декоративного пояса.

Особое значение приобрел в 14 в. Троице-Сергиев монастырь, основатель которого св. Сергий Радонежский - один из ближайших сподвижников Дмитрия Донского — был вдохновителем последнего в его объединительной деятельности. Это наложило печать на всю жизнь монастыря и, конечно, на произведения искусства, которые там создавались. В Троице-Сергиеве трудился Андрей Рублев (ок. 1360-1430 гг.), на которого оказали влияние патриотические устремления Сергия.

Очередной этап в развитии храмостроительства раннемосковского периода, представляет собор Живоначальной Троицы (1422 г.) Троице-Сергиева монастыря. В этом соборе зодчим удалось совместить архитектурную мощь и тонкую неповторимую живописность архитектурных форм. Некоторая приземистость храма хорошо дополняется наклоном стен вовнутрь здания (до 45 см). Таким же наклоном обладает и высокий барабан. Неповторимую стройность Троицкому собору придает ярусное строение его четверика, где каждый последующий ярус становится почти в два раза уже предыдущего. Самый широкий составляет нижняя часть стен от цоколя до линии отлива, второй - орнаментального пояса до пят закомар, третий образуют сами закомары (также отделенные еще одной линией отлива), еще более тонкие по сравнению с верхней частью стен. Шесть килевидных кокошников Троицкого собора, окружающих барабан, не примыкают к нему, а отстоят от него на некотором расстоянии. Благодаря этому массивный и высокий барабан, поставленный на квадратный постамент, выглядит особенно монументально. Если сопоставить размер главы (барабана, купола и креста) с основным объемом, то они окажутся почти одинаковыми. Купол собора был впервые вызолочен на средства Ивана Грозного в 1556 г. Около 1720 г. вся железная кровля собора была покрыта червонным золотом. При наличии симметричных вертикальных членений - широкого центрального прясла и более узких одинаковых боковых, обращает на себя внимание, сдвинутое к востоку завершение храма. Столь смелое архитектурное решение, примененное для лучшего освящения интерьера храма, могло бы нарушить архитектурную гармонию храма. Чтобы уравновесить формы, зодчие поднимают восточные апсиды почти до уровня четверика. Подчинение всех архитектурных форм интересам интерьера, смелость композиционных решений, привела к мысли некоторых ученых о том, что в разработке данного архитектурного проекта принимал участие прп. Андрей (Рублёв).

В интерьере Троицкого собора видно несоответствие наружных членений и внутреннего пространства, лопатки на фасадах не отвечают расположению сводов. Последние плавно выходят из толщи стен, не образуя на их поверхности карнизов и лопаток. Подпружные ступенчатые арки, удерживающие на себе главу, подняты выше сводов, что придает дополнительный пространственный объем. Этому же способствует и четкий рисунок арок и сводов. Главную роль в организации интерьера храма играет расположение барабана. Его приближенность к алтарю объясняет порядок размещения столпов - западные несколько сдвинуты к востоку, а восточные скрыты (ныне) за высоким иконостасом. В результате, все пространство воспринимается цельным и хорошо освещенным. После постройки собора храм был расписан фресковой живописью. Росписи были выполнены прп. Андреем (Рублёвым) и Даниилом Черным. До наших дней первоначальные фрески не сохранились.

Спасский храм в Андрониковом монастыре (ок. 1425-1427 гг.) в Москве, построен при игумене Александре. Архитектурные поиски раннемосковского зодчества проявились в этом храме в полной мере. Необычным стало резкое понижение угловых частей храма, что, по сути дела, возвращает зодчих к архитектуре Древней Руси (Пятницкая церковь в Чернигове конец XII - начало XIII вв.). Столь смелой динамичной композиции в русском каменном храмостроительстве доселе не встречалось. Есть устойчивое предположение, что прп. Андрей (Рубёев) не только расписывал собор, но и руководил постройкой его

В основу храма положен центричный план, объемы нарастают от краев к центру. По сравнению с предыдущими раннемосковскими храмами, высоко поднимается третья кольцо кокошников (всего кокошников здесь 36, т.е. на 12 - 16 больше, чем в других современных ему храмах) увенчанное барабаном, с нарядным аркатурно-колончатым поясом. Зодчие отказываются от некоторых деталей, характерных другим храмам (от горизонтальных декоративных поясов). Вместе с этим фасады получают дополнительные вертикали в виде тяг на апсидах. Интерьер собора, прежде всего, за счет значительного пространства, обладает редкой целостностью. Его протяженность в горизонтали определяют две пары симметричных столпов, а по вертикали - ритм уходящих вверх ступенчатых сводов. Вскоре после постройки собор был расписан прп. Андреем (Рублёвым) и Даниилом Черным. Однако фрески эти не сохранились. Небольшие фрагменты орнаментов сохранились лишь в откосах окон.