Последовательность работы с летрасетом, коллажем, аппликацией.

Группа приспособлений для тональной графики

С их помощью методом аппликации моделируется тональная поверхность. К этой группе относятся летрасет, аппликативные пленки и листы бумаги, кол­лаж. Выше уже упомина­лись специфические особенности летрасета, который так же, как и аппликация, и коллаж, находит все более широкое распространение в практике архитектур­ной работы и в обучении. С помощью этой техники можно сравнительно быс­тро моделировать тональное покрытие изображения. Следует учесть, что про­мышленность выпускает тангирные пленки различные по силе тона и града­циям от светлого к темному. Поэтому изображения, выполненные методом ап­пликации, суше и аскетичней аналогич­ных изображений, выполненных в от­мывке или покраске. Зная эти особенно­сти, можно направленно конструировать изображения из аппликативной техники в лаконичной, условной манере, заранее прогнозируя желаемый стиль и характер графики. Такие же особенности отлича­ют изображения с применением фото­коллажа. Использование летрасета, апп­ликации, коллажа в обучении требует на первых порах их ограниченного приме­нения в виде схем и графиков.

Требования к тональной графике с использованием летрасета, коллажа, аппликации

Для исполнения изображения с ис­пользованием техники летрасета, апп­ликации, коллажа необходимо следую­щее:

1) исполнить линейное изображе­ние объекта в карандашной графике;

2) снять кальку с точной линейной копией исполненного изображения;

3) выб­рать технику моделирования тональных отношений исполняемого объекта; пе­ревести с кальки на листы летрасета (или листы тонированной бумаги, чер­но-белой фотографии) контуры дета­лей, которые будут затем закрываться плоскостями покрытий летрасетной пленки или аппликативных материа­лов, фотоколлажа;

4) точно вырезать контуры плоскостей каждой из модели­руемых в тоне деталей изображения;

5) последовательно перевести на изоб­ражение тональное покрытие с летра­сетной пленки (или закрепить с помо­щью клея детали аппликативных мате­риалов, детали фотоколлажа);

6) осмот­реть полученное изображение и при не­обходимости подправить острой брит­вой или макетным ножом кромки пле­нок, неточно соответствующих конту­рам изображений.

Техника использования летрасета, коллажа, аппликации, а) Переводить с пленками на бумагу рисунок летрасета надо с помощью тупозаточенного каран­даша или круглозаточенного окончания деревянной или костяной палочки. Сильно давить на пленку летрасета не рекомендуется.

б) Наклеивать детали аппликатив­ных материалов или фотоизображений с помощью негустого слоя ПВА или рези­нового клея; применение канцелярских клеев не рекомендуется.

в) При вырезании контуров аппли­кативных деталей учитывать, что кром­ка плоскости, вырезанная из толстого материала, даст тень на изображение.

г) Крупная фактура, рельефная тек­стура аппликативных материалов огруб­ляет изображение, путает его масштаб­ность. В архитектурной графике приме­нять пленки с такими свойствами не ре­комендуется.

Любая графическая техника в проек­тной деятельности архитектора, обуче­нии не является самоцелью. С помощью графики архитектор выражает свои за­мыслы, графика служит инструментом развития способностей мыслить, сопос­тавлять, запоминать, изображать уви­денное, выражать в линиях, тоне, цвете свои фантазии. Если в линейной графи­ке отражаются очертания, основные и второстепенные членения, конструктив­ные и структурные особенности формы, то тональная графика отражает более сложные ее состояния — массу, факту­ру» текстуру, освещенность, пластичес­кие особенности, положение в воздуш­ном пространстве и т. д. Большая часть проектной документации изображается с помощью приемов линейной и тональ­ной графики, т. е. в графике монохром­ной. Особенности применения цвета имеют свою специфику, требуют специальных графических приемов и знания ряда правил и закономерностей использования цветной графической техники.