Последовательность работы с летрасетом, коллажем, аппликацией.
Группа приспособлений для тональной графики
С их помощью методом аппликации моделируется тональная поверхность. К этой группе относятся летрасет, аппликативные пленки и листы бумаги, коллаж. Выше уже упоминались специфические особенности летрасета, который так же, как и аппликация, и коллаж, находит все более широкое распространение в практике архитектурной работы и в обучении. С помощью этой техники можно сравнительно быстро моделировать тональное покрытие изображения. Следует учесть, что промышленность выпускает тангирные пленки различные по силе тона и градациям от светлого к темному. Поэтому изображения, выполненные методом аппликации, суше и аскетичней аналогичных изображений, выполненных в отмывке или покраске. Зная эти особенности, можно направленно конструировать изображения из аппликативной техники в лаконичной, условной манере, заранее прогнозируя желаемый стиль и характер графики. Такие же особенности отличают изображения с применением фотоколлажа. Использование летрасета, аппликации, коллажа в обучении требует на первых порах их ограниченного применения в виде схем и графиков.
Требования к тональной графике с использованием летрасета, коллажа, аппликации
Для исполнения изображения с использованием техники летрасета, аппликации, коллажа необходимо следующее:
1) исполнить линейное изображение объекта в карандашной графике;
2) снять кальку с точной линейной копией исполненного изображения;
3) выбрать технику моделирования тональных отношений исполняемого объекта; перевести с кальки на листы летрасета (или листы тонированной бумаги, черно-белой фотографии) контуры деталей, которые будут затем закрываться плоскостями покрытий летрасетной пленки или аппликативных материалов, фотоколлажа;
4) точно вырезать контуры плоскостей каждой из моделируемых в тоне деталей изображения;
5) последовательно перевести на изображение тональное покрытие с летрасетной пленки (или закрепить с помощью клея детали аппликативных материалов, детали фотоколлажа);
6) осмотреть полученное изображение и при необходимости подправить острой бритвой или макетным ножом кромки пленок, неточно соответствующих контурам изображений.
Техника использования летрасета, коллажа, аппликации, а) Переводить с пленками на бумагу рисунок летрасета надо с помощью тупозаточенного карандаша или круглозаточенного окончания деревянной или костяной палочки. Сильно давить на пленку летрасета не рекомендуется.
б) Наклеивать детали аппликативных материалов или фотоизображений с помощью негустого слоя ПВА или резинового клея; применение канцелярских клеев не рекомендуется.
в) При вырезании контуров аппликативных деталей учитывать, что кромка плоскости, вырезанная из толстого материала, даст тень на изображение.
г) Крупная фактура, рельефная текстура аппликативных материалов огрубляет изображение, путает его масштабность. В архитектурной графике применять пленки с такими свойствами не рекомендуется.
Любая графическая техника в проектной деятельности архитектора, обучении не является самоцелью. С помощью графики архитектор выражает свои замыслы, графика служит инструментом развития способностей мыслить, сопоставлять, запоминать, изображать увиденное, выражать в линиях, тоне, цвете свои фантазии. Если в линейной графике отражаются очертания, основные и второстепенные членения, конструктивные и структурные особенности формы, то тональная графика отражает более сложные ее состояния — массу, фактуру» текстуру, освещенность, пластические особенности, положение в воздушном пространстве и т. д. Большая часть проектной документации изображается с помощью приемов линейной и тональной графики, т. е. в графике монохромной. Особенности применения цвета имеют свою специфику, требуют специальных графических приемов и знания ряда правил и закономерностей использования цветной графической техники.