Требования к технике монохромной графики с применением фломастера.
Требования к технике монохромной покраски акварелью.
Приемы технической покраски архитектурных чертежей монохромной акварелью практически ничем не отличаются от аналогичных приемов тушевой отмывки. Лессировка акварелью требует соблюдения определенных условий, при исполнении которых требуется:
1) применять акварель близких по цветовым отношениям к тонам теплой (коричневой) или холодной (голубоватой) китайской туши. Возможны следующие различные сочетания цветов: черная + умбра + охра золотистая (теплые оттенки) или черная + умбра + нейтральтин (холодные оттенки);
2) для работы полученный интенсивный тон акварели разводят водой в нескольких сосудах с разными по силе тона растворами;
3) наслоение тонов акварельных растворов друг на друга (лессировку) производят чрезвычайно осторожно — после полного высыхания каждого предыдущего слоя, едва касаясь кистью бумаги (сильный нажим на кисть приводит к смыванию предыдущего слоя и образованию пятен);
4) необходимо помнить, что акварель не обладает свойствами китайской туши, она легко смывается с бумаги после высыхания и не обладает аналогичной с китайской тушью прозрачностью. Из этого следует, что при лессировке акварельными красками надо ограничиваться меньшим количеством слоев раствора;
5) там, где графическая проработка изображения должна быть особенно прозрачной, следует применять способ акварельной покраски «по мокрому»;
6) в зависимости от обстоятельств практиковать сочетание тушевой отмывки с акварельной подкраской. Допускается грунтовка чертежа тонким слоем акварельного раствора. Например, для достижения иллюзии яркой солнечной освещенности изображение грунтуется раствором стронциановой охры золотистой; северное, рассеянное освещение имитируется грунтовкой чертежа разведенным раствором умбры или нейтралтина.
Фломастер широко применяется для исполнения линейной графики с заливкой, штриховой графики. Особенности технического применения фломастеров состоят в том, что в архитектурной графике для работы избираются два типа фломастеров:
1) фломастеры с тонким фетром, имеющие аналогичное с рапидографом назначение и маркировку толщин фетра 0, 1; 0, 2; 0, 3 мм и т. д. (для вычерчивания линейных изображений);
2) фломастеры с фетром средней толщины диаметром 0, 5; 0, 7; 1, 0; 2, 0 мм и т. д. (для обводки и заливки сечений разрезов и планов). Пример такой графики изображен на рис. 52 и отличается от графических работ с использованием рапидографа лишь огрубленным характером линейного изображения и живописной штриховой фактурой залитых поверхностей. Графический стиль подобных изображений дополняется штриховой проработкой таких частей изображения, как тени, оконные проемы, детали антуража, для чего применяются фломастеры с фетрами среднего и большого диаметра.
Следует учесть, что использование фломастеров целесообразно в тех случаях, когда по тем или иным причинам необходимо получить графику слегка небрежного эскизного характера. Для монохромной графики следует выбирать фломастеры с черной, серой, умбристой, коричневой заправкой. Фломастером можно работать на любой бумаге, но особенно хорошо ложатся линия и штриховка фетром на карандашной кальке, миллиметровке, гладком ватмане.