Первая группа инструментов для тональной графики

Инструменты и приспособления, применяемые в технике тональной графики.

Эта группа состоит из устройств, с помощью которых можно покрывать поверхность изображения сухой ретушировкой (эти же инструменты дают су­хую линию, сухой штрих). К таким ин­струментам относятся мягкие каранда­ши, угольные палочки, сангина, фломастеры с высыхающим фетром. Техника тонального рисунка, получаемая с помо­щью названных инструментов (кроме фломастера), отличается тем, что ее можно править, стирая или ослабляя ла­стиком покрытую тоном поверхность. Исправление рисунка дает возможность усиления или ослабления тона, модели­рования формы с более тонкими нюансами, получаемыми за счет протирания бликов, ретушировки поверхности ри­сунка специальными приспособления­ми, кусками ткани. Современные специалистыграфики считают, что освоение рисунка карандашом, углем и сангиной является основой культуры достоверно­го изображения формы.

Простые и механические (цанго­вые) карандаши с мягкими грифелями являются самыми распространенными инструментами для штриховой графи­ки, ретушировки. Для исполнения ри­сунка или чертежа в тональной графи­ке применяются грифели мягкостью Т; ТМ; М; 2М; ЗМ; 4М (в российской маркировке) или F; НВ; В; 2В; ЗВ; 4В; 5В; 6В (в зарубежной маркировке). Аналогичная маркировка ставится и на толстых грифелях для соответствую­щих цанговых карандашей. В эти же толстые механические карандаши (в ар­хитектурной терминологии — «встав­ки») вставляются грифели, прессован­ные из крошки угля и сангины. Для штриховой графики необходима острая заточка конца грифеля простого или механического карандаша. Для ретуши удобнее плоская заточка грифеля с так называемым тупым концом. Необходи­мо учесть, что остро заточенный гри­фель мягкостью 4В; 5В; 6В при силь­ном нажиме обламывается.

Уголь и сангинапо технике испол­нения штриховой графики и ретуши от­личаются лишь тем, что с помощью угольной палочки сангины получается жирная штриховка, плотная ретушь для передачи огрубленных, контрастных, светотеневых отношений. Интенсив­ность штриха, сила тона в ретушировке может варьироваться изменением наклона, силы нажима угольного стержня, многократным наложением слоев мате­риала на лист бумаги. Править штри­ховку, графику и ретушь можно только мягким чистым ластиком или клячкой. Слои угольной ретушировки стираются чистой тканью.

Фломастер с высохшим фетром— инструмент чрезвычайно удобный для рисунка рваной линией, рваной круп­нозернистой штриховки и ретушировки. Чем крупнее диаметр высохшего фетра, тем более сочной и живописной может быть штриховка, ретушь на по­верхности бумаги. Особенностью такой графической техники является невоз­можность ее исправления с помощью ластика, клячки. Рисунок сухим флома­стером должен быть предельно точным, любая его часть делается за один при­ем — сразу набело. Аналогичные гра­фические эффекты можно получить, работая заточенной палочкой, спичкой, толстым тупо заточенным гусиным пе­ром, конец которых обмакивается в тушь, темперу, гуашь.

Требования к бумаге. Для штриховой графики, ретушировки в любой технике исполнения (мягкий карандаш, уголь, сангина, фломастер с высыхающим фет­ром) желательна бумага с крупнофак­турной, зернистой поверхностью. К та­ким видам бумаги относится бумага для эскизов, акварельная бумага, торшон. На листах бумаги такого типа поверх­ность, покрываемая штрихом, ретушью, имеет крупнозернистую фактуру, хоро­шо держит слой (или слои) угля, санги­ны, жирного грифеля.