Тональная графика и приемы ее исполнения
Третья группа приспособлений для линейной графики
Эта группа состоит из приспособлений, с помощью которых линейная графика моделируется из готовых элементов. К этим устройствам относятся летрасет, специальные трафареты и шаблоны.
Летрасет— изображение линий, различных фактур, шрифтов, деталей антуража и оборудования, нанесенное на листы прозрачной бумаги методом декалькомании. Применение летрасета экономит время, сообщает чертежу четкость, ясность, универсальность восприятия символики графической информации. Однако специалист, применяющий летрасет, целиком зависит от качества линейного рисунка, воспроизведенного в промышленном образце. К сожалению, большинство образцов летрасета по характеру линейного изображения оставляет желать много лучшего. В обучении применение летрасета целесообразно только после освоения культуры линейной графики, воспроизведенной собственными руками.
Трафареты— листы из толстой пластмассы, пластмассовых пленок с вырезанными контурами изображений деталей оборудования; условных обозначений, применяемых в техническом, картографическом, архитектурном черчении; контуров окружностей, эллипсов и т. д. Трафареты значительно экономят труд чертежника, инженера, архитектора, учащегося архитектурной школы, однако их использование целесообразно только при работе над графическими чертежами, где характер графики должен быть предельно информативным с широким использованием условной символики, особым стилем огрубленной линейной графики в сравнительно толстых линиях. Эти приспособления широко применяются в рабочем черчении, работе над техническими чертежами и схемами в архитектурной школе. В обучении к такому стилю графики нужно готовить целенаправленно. Навыки композиционной работы, приобретенной на начальных этапах обучения в процессе рисунка, черчения с применением различных простейших инструментов, формируются в определенную культуру. Эти навыки позднее, на старших курсах архитектурной школы, способствуют грамотному, сознательному использованию летрасетов, трафаретов, шаблонов. Освоение приемов линейной графики является основой изобразительной культуры архитектора, учащегося архитектурной школы, за которым следует процесс овладения гаммой приемов тональной графики.
Тон, тональная графика
Тонесть понятие соотношения темного и светлого, контрастного и нюансного. Основное свойство тона — его ахроматичность, т. е. отсутствие ярко выраженных цветовых характеристик. Понятие «тон» всегда неотделимо от понятия «поверхность». Тон может отражать темноту или светлоту как поверхности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры — приемы выявления свойств поверхности предметной формы. Техника с использованием тона носит название «тональная графика».
Тональная графика— приемы наиболее убедительного изображения сложной пластики, эффективный способ выявления воздушной перспективы, освещенности. В процессе освоения приемов тональной графики формируются такие качества, как пространственное мышление, умение моделировать форму, пластику, образ здания с помощью тональных, светотеневых контрастов, умение пользоваться кистью, ретушью, мягким грифелем, углем, аэрографом. Освоение таких технических приемов архитектурой графики, как тушевка, лессировка, акварельная покраска, ретушировка карандашом, углем, фломастером, требует длительного освоения ряда навыков. Изображение формы в тоне позволяет передать такие ее качества, как величина, вес, фактура, текстура, что имеет большое значение для передачи многочисленных характеристик архитектурного объекта. Язык тональной графики легче воспринимается неподготовленным зрителем, так как изображение с использованием тона передает наиболее достоверную информацию о свойствах предмета. Это легко проследить на сравнении полноты впечатления от изображения одного и того же объекта в линиях и в тоне.
В архитектурной школе освоение тональной графики имеет большое значение, так как с ее помощью развиваются как практические навыки учащегося, так и его фантазия, пространственное мышление, воображение. Свобода владения тоном в очень большой степени помогает зодчему моделировать ситуации, где освещение, положение в пространстве наиболее выгодно выявляют форму проектируемого объекта.