Тональная графика и приемы ее исполнения

Третья группа приспособлений для линейной графики

Эта группа состоит из приспособле­ний, с помощью которых линейная гра­фика моделируется из готовых элементов. К этим устройствам относятся летрасет, специальные трафареты и шабло­ны.

Летрасет— изображение линий, раз­личных фактур, шрифтов, деталей анту­ража и оборудования, нанесенное на ли­сты прозрачной бумаги методом декаль­комании. Применение летрасета экономит время, сообщает чертежу четкость, ясность, универсальность вос­приятия символики графической ин­формации. Однако специалист, приме­няющий летрасет, целиком зависит от качества линейного рисунка, воспроизведенного в промышленном образце. К сожалению, большинство образцов летрасета по характеру линейного изобра­жения оставляет желать много лучшего. В обучении применение летрасета целе­сообразно только после освоения куль­туры линейной графики, воспроизведен­ной собственными руками.

Трафареты— листы из толстой пла­стмассы, пластмассовых пленок с выре­занными контурами изображений дета­лей оборудования; условных обозначе­ний, применяемых в техническом, кар­тографическом, архитектурном черче­нии; контуров окружностей, эллипсов и т. д. Трафареты значительно экономят труд чертежника, инженера, архитекто­ра, учащегося архитектурной школы, од­нако их использование целесообразно только при работе над графическими чертежами, где характер графики дол­жен быть предельно информативным с широким использованием условной символики, особым стилем огрубленной линейной графики в сравнительно толстых линиях. Эти приспособления ши­роко применяются в рабочем черчении, работе над техническими чертежами и схемами в архитектурной школе. В обу­чении к такому стилю графики нужно готовить целенаправленно. Навыки ком­позиционной работы, приобретенной на начальных этапах обучения в процессе рисунка, черчения с применением раз­личных простейших инструментов, фор­мируются в определенную культуру. Эти навыки позднее, на старших курсах архитектурной школы, способствуют грамотному, сознательному использова­нию летрасетов, трафаретов, шаблонов. Освоение приемов линейной графики является основой изобразительной культуры архитектора, учащегося архи­тектурной школы, за которым следует процесс овладения гаммой приемов то­нальной графики.

 

Тон, тональная графика

Тонесть понятие соотношения тем­ного и светлого, контрастного и нюанс­ного. Основное свойство тона — его ахроматичность, т. е. отсутствие ярко вы­раженных цветовых характеристик. По­нятие «тон» всегда неотделимо от по­нятия «поверхность». Тон может отра­жать темноту или светлоту как поверх­ности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры — при­емы выявления свойств поверхности предметной формы. Техника с исполь­зованием тона носит название «тональ­ная графика».

Тональная графика— приемы наи­более убедительного изображения слож­ной пластики, эффективный способ выявления воздушной перспективы, осве­щенности. В процессе освоения приемов тональной графики формируются такие качества, как пространственное мышле­ние, умение моделировать форму, плас­тику, образ здания с помощью тональ­ных, светотеневых контрастов, умение пользоваться кистью, ретушью, мягким грифелем, углем, аэрографом. Освоение таких технических приемов архитектур­ой графики, как тушевка, лессировка, акварельная покраска, ретушировка ка­рандашом, углем, фломастером, требует длительного освоения ряда навыков. Изображение формы в тоне позволяет передать такие ее качества, как величи­на, вес, фактура, текстура, что имеет большое значение для передачи много­численных характеристик архитектурно­го объекта. Язык тональной графики легче воспри­нимается неподготовленным зрителем, так как изображение с использованием тона передает наиболее достоверную ин­формацию о свойствах предмета. Это легко проследить на сравнении полноты впечатления от изображения одного и того же объекта в линиях и в тоне.

В архитектурной школе освоение то­нальной графики имеет большое значе­ние, так как с ее помощью развиваются как практические навыки учащегося, так и его фантазия, пространственное мыш­ление, воображение. Свобода владения тоном в очень большой степени помога­ет зодчему моделировать ситуации, где освещение, положение в пространстве наиболее выгодно выявляют форму про­ектируемого объекта.