МировАЯ политикА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Морские пути. Классификация

В широком смысле понятие морского пути - собственно морской путь, водное пространство (моря, океаны), включающее морские про­ливы и каналы, по которым передвигаются суда, порты с подходными фарватерами, акваторией и сооружениями, а также совокупность тех­нических средств, обеспечивающих безопасность мореплавания (су­довые и береговые системы навигации с использованием космической техники, маяки и др. средства навигационного обеспечения).

В узком смысле морским путем называют путь следования суд­на из одного географического пункта в другой. Он состоит из участ­ков, которые проходят в открытых водах океанов и морей, в проли­вах, реках, искусственных каналах или фарватерах, а также в аквато­риях портов.

Морские пути естественные, они не требуют затрат труда на их предварительное строительство (исключение составляют подходные каналы к портам, фарватеры в мелководных проливах и узкостях).

Морские пути в своем развитии безграничны. К любой точке Мирового океана можно проложить путь для плавания судна; его про­пускная способность не ограничена. Передвигаться по нему может од­новременно любое количество судов. Морские пути горизонтальны, прямолинейны и доступны для судов большой грузоподъемности.

Вместе с тем недостатком морских путей являются чрезвычай­но разнообразные естественно-географические и гидрологические условия (ветер, волнения, течения, туманы, льды и т. д.), отрицатель­но сказывающиеся на судоходстве.

Морские пути, в зависимости от того, в каких регионах Миро­вого океана они проходят, принято делить на морские и океанские.

По характеру их использования в торговом судоходстве они под­разделяются на каботажные, международные региональные морс­кие пути и международные океанские пути.

Каботажными морскими путями называются пути, которые пролегают между портами одного государства, в пределах географи­чески ограниченного морского бассейна (малый каботаж), например, Мурманск-Архангельск, или нескольких морских (океанских) бассей­нов (большой каботаж), например, Мурманск-Владивосток (по Се­верному морскому пути или через Северное море, Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны).

Региональные международные морские пути, в отличие от кабо­тажных, пролегают между портами различных стран в ограниченных морских бассейнах, например, Санкт-Петербург-Лондон, Санкт-Пе­тербург-Рига.

Международными океанскими называются пути, которые про­легают между портами различных континентов и проходят в водах одного или нескольких океанов. Пути, которые пересекают несколько океанов, называют еще трансокеанскими.

В отличие от морских, океанские пути имеют большую протя­женность. Если протяженность морских путей измеряется сотнями, то океанских тысячами миль. Например, центральный путь в Тихом океане (Сингапур-Панама) имеет протяженность 10 тыс. миль.

Условия плавания судов на просторах Мирового океана намно­го сложнее, чем в морских бассейнах. Так, если высота волн в океа­нах может достигать 20-25 м и более, то в морях она в три раза мень­ше - 6-8 м.

 

Лекция 1. Основные понятия о транспорте и его путях.

1.Транспорт в мировой торговле, как сфера материального производства, его цели и задачи. [1] стр.3 -21;

2. Морские перевозки, грузопотоки и виды судоходства. [1] стр.21-24;

3. Морские пути, их классификация. [1] стр.24 -25;

Краткий конспект лекции.

- Понятия мировой торговли. [1] стр.5 ;

- Роль морского транспорта в мировой торговле. [1] стр.6;

- Основные грузы и основные направления их грузопотоков. [1] стр.7 -17;

- Прогноз развития морского транспорта. [1] стр.18 -20;

- Понятия морских перевозок. [1] стр.21;

- Районы тяготения к морским перевозкам. [1] стр.21;

- Грузопотоки, их объемы и направления. [1] стр.22;

- Структура грузопотоков. [1] стр.22;

- Торговое судоходство. [1] стр.22;

- Трампое судоходство. [1] стр.23;

- Линейное судоходство и его виды. [1] стр.23;

- Морские линии, каботажные и заграничные. [1] стр.23стр.23;

- Морские пути их классификация. [1] стр.24-25;

 

 

 

Назначение человечества как бы заключается в том,

чтобы уничтожить свой род, предварительно

сделав земной шар непригодным для обитания.

Ж. Ламарк

Человек не способен в своих поступках

руководствоваться разумом.

Б. Паскаль