Свойства графического изображения

Стиль изображениянеотъемлемое качество, отражающее сложный комплекс взглядов, вкусов и настроений, характерный для определенного времени. В каждый исторический период творчества графиков, живописцев, дизайнеров, архитекторов вырабатывается некий общий стереотип оформления изобразительной информации. В архитектурной профессии эта «схожесть» чертежей, рисунков, эскизов объясняется общностью умонастроении людей, причастных к ар­хитектурной профессии, отражением на­правления архитектурной мысли, тради­ций, условий художественной культуры. Результатом такого процесса является определенный характер графического языка, своеобразный «стиль» профессионального изобразительного лексикона. «Стиль» — понятие широкое, отражаю­щее самые характерные черты архитек­турной графики в проектной практике, а также идеи, бытующие в прогрессив­ных архитектурных школах. Стиль ар­хитектурной графики, свойственный определенному времени, не способствует нивелировке индивидуального почерка каждого мастера-современника. Инди­видуальная манера специалиста есте­ственна, ибо одним из признаков про­фессионала высокого класса является творческая индивидуальность, неповто­римость личной точки зрения на аспек­ты профессионального творчества. По этим причинам в архитектурной школе необходимо поощрять индивидуаль­ность каждого учащегося. В процессе обучения архитектурная графика неми­нуемо следует определенным традици­онным правилам, подчиняется конкрет­ным стандартам. Соблюдение этих пра­вил не должно лишать учащегося воз­можности вырабатывать свой личный стиль проектной и графической работы.

Специфические качества архитек­турного объекта заставляют специалис­та целенаправленно конструировать изображение. Культура изображения подразумевает осознанность усилий, приводящих к определенным требуемым результатам. Для архитектора-профес­сионала работа над изображением про­текает почти бессознательно, интуитив­но, ибо цель такой работы давно осозна­на, практические навыки отшлифованы и совершенны. В этом процессе у архи­тектора-профессионала особо важную роль играет подсознание. Для учащего­ся архитектурной школы такая работа требует больших усилий, должна на­правляться педагогами, подчиняться оп­ределенным правилам. В этом процессе большую роль играет знание, трезвая оценка особенностей архитектурной гра­фики, понимание, почему и зачем про­цесс профессионального изображения приводит к определенным результатам. Учащийся архитектурной школы осоз­нает, что архитектурная графика являет­ся языком, выражающим замыслы архи­тектора. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфичес­ких свойств — стиля, условности, лако­низма изображения.

Условность— свойство изображе­ния, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания. Стремление к условности — преднаме­ренное обобщение изобразительной ин­формации. Условность подразумевает отображение самого главного, суще­ственного и одновременно вызывает не­обходимость отбраковки второстепен­ных, несущественных черт объекта. Чем больше обобщено изображение по степе­ни передаваемой информации, тем в большей степени оно условно. По этим причинам качество профессиональной графики находится в прямом соответ­ствии с ее условностью.

Емкость передаваемой в условной графике информации должна соответ­ствовать целям изображения. Любая словесная информация, любой содер­жательности текст не скажут професси­оналу так точно и в таком необходимом объеме то, что можно передать в услов­ном изображении. Эта направленная способность к отображению самых ха­рактерных свойств объекта в макси­мально простой изобразительной фор­ме носит название ОСОЗНАННОЙ ус­ловности. В противоположность ей НЕОСОЗННАЯ условность — интуи­тивное стремление любого человека к изображению предмета наипростейшим способом. Особой концентрации это качество достигается при требовательном отношении к ис­полнению любых видов архитектурной графики.

Лаконизмособенность изображе­ния, определяемая простотой изобрази­тельных приемов. Стремление к лако­низму — преднамеренная простота гра­фического языка, экономное использо­вание средств изображения. Условность графики обязательно предполагает лако­низм ее изобразительной реализации. Если условность является качественной характеристикой изображения, то лако­низм отображает его количественную сущность, рациональность его конструи­рования.

Оценка качественных особенностей содержания проектной графики зависит от того, какие графические средства ис­пользуются автором для выражения тех или иных профессиональных задач. От­ражение различных состояний архитек­турного объекта, выражение его образ­ных, тектонических, функциональных свойств специфично для каждого из средств изображения и вида архитектурной графики. Такие понятия как стиль, условность, лако­низм видоизменяются в зависимости от применения графики линейной, тональ­ной или цветной. Неодинако­во по своему содержанию и восприятие чертежей и рисунков, выполненных с применением линии, тона или цвета. Специфика каждого из средств или ви­дов архитектурной графики глубоко своеобразна.