Классификация продовольственных или непродовольственных товаров по однородным группам

Существуют различные системы классификации ассортимента товаров.

В учебных целях применяетсяторгово-товароведная система классификации. Она сложилась в соответствии с принятым в XX в. в СССР прейскурантным распределением товаров на группы, имела отраслевой принцип. В ее основу были положены признак сырьевого и исходного материала, общность выработки и назначение изделия.

Товары делятся по сферам применения на два рода: товары промышленного назначения (предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение), потребительские товары (предназначенные для личного пользования индивидуальных потребителей).

Каждый род делится на классы. Класс товаров - это совокупность товаров, которые имеют аналогичное функциональное назначение.

Так, род товаров промышленного назначения делится на два класса: основное оборудование, предназначенное для производства основных видов продукции, и вспомогательное оборудование. Отнесение товаров промышленного назначения к основному оборудованию или вспомогательному оборудованию зависит o r типа производства и его характера.

Потребительские товары делятся на три класса: продовольственные (пищевые продукты), непродовольственные, медицинские товары.

Внутри классов товары делятся на группы однородных товаров. Однородные товары - это товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одинаковые функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Продовольственные товары - товары, представляющие собой пищевые продукты в натуральном или переработанном виде, предназначенные для употребления человеком в качестве пищи, бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также биологически активные добавки.

Класс "Продовольственные товары" делится на следующие комплексы (подклассы) и группы.

1. Комплекс "Вспомогательные товары"

Группы: пищевые добавки, пряности, приправы, натуральные улучшители консистенции.

 

2. Комплекс "Товары растительного происхождения"

Группы: зерномучные (зерно, мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия содержат высокое количество крахмала), плодоовощные (свежие плоды, овощи, грибы и продукты их переработки отличаются высокой физиологической ценностью и низкой энергетической способностью), вкусовые (алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, чай, кофе, а также условно табак и табачные изделия обладают выраженными вкусом и ароматом, содержат вещества, воздействующие на центральную нервную систему), сахар и его заменители, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские товары (имеют приятные вкус и аромат), растительные масла и маргариновая продукция (обладают высокой энергетической способностью, являются источником витаминов A, D, Е).

 

3. Комплекс "Товары животного происхождения"

Группы: пищевые жиры животного происхождения, молочные (кисломолочные изделия - молоко, сметана, творог, сливки, масло, сыры и др. - отличаются высокой биологической ценностью и хорошей усвояемостью), мясные (мясо различных животных и птиц и продукты их переработки (колбасные изделия, мясокопчености, мясные консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия) являются одним из основных источников полноценных белков, рыбные (рыба свежая, соленая, вяленая, копченая, сушеная, консервы, рыбная икра), а также нерыбное водное сырье (раки, крабы, моллюски, водоросли и др.) являются источником полноценных белков, жиров, витаминов и обладают высокой пищевой и биологической ценностью, яйца и яйцепродукты (яйца птиц и продукты их переработки (меланж, яичный порошок) хорошо усваиваются организмом человека и обладают высокой биологической ценностью).

1. Комплекс "Комбинированные товары"

Группы: продукты детского питания, пищевые концентраты.

По торговой классификации данные товары делятся на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочно-масляные, мясные, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

В торговой практике продовольственные товары подразделяются на гастрономические и бакалейные. В группу гастрономических товаров включаются готовые к употреблению продукты: колбасы, мясная кулинария, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напитки и др.

В группу бакалейных товаров входят крупа, мука, макаронные изделия, сушеные плоды, грибы, дрожжи, сахар, крахмал, чай, кофе, соль, пряности и др.

Непродовольственные товары - это продукты производственного процесса, предназначенные для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.

Класс "Непродовольственные товары" делится на следующие комплексы (подклассы) и группы.

1. Комплекс "Одежно-обувные товары и текстильные материалы"

Группы: материалы для одежды и штучные текстильные изделия (хлопчатобумажные ткани, льняные ткани, шелковые ткани, шерстяные ткани, нетканые материалы, штучные текстильные изделия, нитки и принадлежности для рукоделия).

Группы: одежда, головные уборы (верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, чулочно-носочные изделия, пушно-меховые изделия).

Группа: обувные товары (обувь кожаная, резиновая, валяная, фетровая и т.д.).

Группа: галантерейные товары.

2.Комплекс "Гигиенические товары"

Группа: парфюмерные товары (духи, парфюмерные и туалетные воды, одеколоны, душистые воды, твердые и мазеобразные парфюмерные изделия).

Группа: косметические товары (для ухода за кожей, волосами, полостью рта, за ногтями; декоративная косметика).

Группа: приборы и принадлежности для санитарии и личной гигиены (эпиляторы, ножницы, бритвы и т.д.).

3. Комплекс "Товары для украшения"

Группа: ювелирные товары, художественно-декоративные товары.

4. Комплекс "Культурно-бытовые товары"

Группа: электронные товары (аудиовидеотехника, офисная техника и персональные компьютеры, средства связи, техника для фото- и видеосъемки).

Группа: товары для активного отдыха и спорта.

Группа: товары для умственного творчества и интеллектуального развития.

5. Комплекс "Транспортные средства личного пользования"

Группа: велотранспорт.

Группа: мототранспорт.

Группа: автотранспорт.

Группа: водный транспорт.

Группа: горюче-смазочные материалы и запасные части к транспортным средствам.

6. Комплекс "Хозяйственные товары"

Группа: мебель и предметы украшения интерьера.

Группа: посуда и столовые приборы.

Группа: бытовая техника (для поддержания микроклимата, приготовления и хранения нищи, уборки помещений, обработки белья).

Группа: товары бытовой химии.

Группа: строительные материалы.

Группа: хозяйственные инструменты и инвентарь.

Группа: сельскохозяйственные товары.

Группа: горюче-смазочные материалы хозяйственного назначения.

В Общеукраинском классификаторе продукции (OKП) классы товаров подразделяются на группы, группы - на виды, виды - на разновидности, разновидности - на марки, модели, артикулы.

Группа товаров- это совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Вид товаров- это совокупность товаров, определенной группы, объединенных общим названием или назначением. Разновидность товаров- это совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.

Наименование товара- это его собственное название с учетом индивидуальных особенностей, которые обусловлены конструкцией (фасоном, формой), технологией, отличающие конкретный товар от товаров того же вида.

Для некоторых товаров (швейные изделия, обувь и др.) наименования, указываемые в торговой документации, не являются последней ступенью классификации. Товары могут быть разделены по размерам, цвету и т.д.

Маркетинговая классификация разделяет товары на группы (сегменты) по степени потребности, активности и характеру спроса, цене и другим признакам.

Например, по активности покупательского спроса товары делятся:

- на товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);

- товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоэлектронная аппаратура);

- товары особого спроса (модные товары, марочные вина);

- товары пассивного спроса (мебель, электронные товары, дома).

Система классификации товаров позволяет кодировать товарные разделы, группы и подгруппы, виды.

Кодирование товаров- это образование и присвоение кода классификационной группе и (или) объекту классификации.

Код- знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группы и (или) объекта классификации.

Существуют различные методы кодирования товаров.

Последовательный метод кодирования заключается в образовании классификационной группы и (или) объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных групп, полученных при иерархическом методе классификации, и его присвоение.

Например, последовательным методом кодирования по классификационной части ОКП:

22 1000 - смолы полимеризационные

22 1100 - полимеры этилена и его алкилпроизводных (полиолефины)

22 1110 - полиэтилен

22 1111 - высокого давления неокрашенный

22 1112 - низкого давления неокрашенный

22 1113 - среднего давления

22 1114 - высокого давления окрашенный

22 1115 - низкого давления окрашенный

22 1119 - прочий.

 

Параллельный метод кодирования - образование кода классификационной группы и (или) объекта классификации с использованием кодов независимых групп, полученных при фасетном методе классификации, и его присвоение.

Например, деление товаров на виды в ассортиментной части А - ОКП:

вид - 39211 - инструмент режущий: сверла из быстрорежущей стали, спиральные общего назначения, с цилиндрическим хвостиком, короткой серии, правые;

разновидность - 3912111011 - инструмент режущий: сверла из быстрорежущей стали, спиральные общего назначения, с цилиндрическим хвостиком, короткой серии, правые, диаметром 1 - 1,5 мм, с порядковым номером 01 обычного исполнения.

Порядковый метод кодирования - образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т.д.) случайны.

Серийно-порядковый метод кодирования - образование кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками и его присвоение.

Присвоение порядковых номеров определенной группе товаров происходит следующим образом: консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например 85 - лосось дальневосточный натуральный - горбуша.

Совокупность методов и правил кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования. Системы кодирования товаров позволяют работать с данными в электронном виде, ускоряют время поиска и обработки данных с помощью ЭВМ. Наибольшее распространение в торговле получили системы цифрового и штрихового кодирования.