Континуум (непрерывность, пространство) целей

Тема 8. МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Характеристика модели активного обучения

Основное назначение преподавателя в образовательном процессе – управлять процессом усвоения знаний. С этой целью используются различные технологии – как традиционная лекция, так и методы активного и интерактивного обучения, которые ориентируют на максимальное интеллектуальное вовлечение в процесс познания мира.

Концептуальная схема, позволяющая находить преподавателям пути обучающих видов деятельности, была предложена американскими учеными Ч. К. Бонуэлл и Т. Е. Сазерлэнд [2, с. 47–60]. Они создали модель активного обучения, составными элементами которой стали цель курса, индивидуальный стиль преподавания и имеющийся опыт студентов. Охарактеризуем составляющие элементы модели активного обучения.

Континуум (непрерывность, пространство) целей

При разработке курса преподаватель должен четко обозначить стратегию и тактику педагогического взаимодействия. Требования к результатам обучения по специальности являются базовыми для определения целей курса.

Студент, обучающийся по специальности «Экономическая теория» обязан:

• знать: основные теоретические положения, категории, принципы, законы экономической теории; основные направления современной экономической мысли;

• уметь характеризовать: проблемы современного экономического развития; роль субъекта в системе современных экономических отношений; особенности экономического развития в условиях переходного периода; проблемы происходящих экономических процессов в РФ;

• уметь анализировать: практику экономических реформ в странах с переходной экономикой; содержание и эффективность экономической политики государства;

• приобрести навыки: самостоятельного экономического субъекта; адаптации экономического знания к конкретной практике хозяйствования.

В соответствии с требованиями к результатам обучения преподаватель определяет, что именно нужно студенту. Содержание курса будет различным для профилирующих и непрофилирующих дисциплин. Преподаватель изучает структурную последовательность курса, определяет, какими знаниями уже овладели студенты на других курсах.

Педагог устанавливает, какие навыки должен приобрести студент. Это важнейший компонент обучения, так как развитие навыков решения проблем и коммуникации способствуют более быстрой адаптации человека к профессиональной среде.

Немаловажным компонентом при определении целей курса является установка, готовность, предрасположенность усваивать материал курса. Если студенты мотивированы, чувствуют интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение от педагогического взаимодействия, материал будет усваиваться эффективно.

Для определения относительного веса знаний, умений и готовности применительно к определенному курсу, воспользуемся нижеследующей схемой.

Преподаватель определяет, какую часть континуума будет покрывать курс. Если курс начальный для профильников, его следует в большей степени сориентировать на понятийный аппарат. Для непрофильников курс сориентирован на приобретение навыков для ориентации в повседневной жизни.