ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ:

1.Начальное утомление - фаза возбуждения:

- речевые реакции – посторонние разговоры, подсказывания, выкрики, ответы хором;

- двигательные реакции - вскакивания с места, толкание соседа, игра с посторонними предметами;

- ослабление внутреннего торможения - двигательное беспокойство, рассеянность внимания, частые отвлечения;

- снижение продуктивности труда – увеличение числа ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций.

2. Выраженное утомление - фаза торможения:

- речевые реакции – молчание, замедленные, вялые или эхолалические (повторения вопроса) ответы;

- двигательные реакции - сонливость, потягивания, зевота, расслабленная рабочая поза, неучастие в работе;

- ухудшение регуляции физиологических функций – нарушения сердечного ритма и координации движений;

- появление чувства усталости.

3. Начальные признаки переутомленияпоявляются при накапливании состояния утомления, которое не ликвидируется ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе:

- изменения поведения;

- снижение успеваемости;

- потеря аппетита;

- функциональные расстройства нервной системы (плаксивость, раздражительность, нервные тики);

- вегетативные расстройства сердечно-сосудистой системы.

4.Выраженные признаки переутомления:

- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

- выраженные нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, фобии, истеричность);

- стойкие вегетативные нарушения (аритмии, вегетососудистые дистонии);

- снижение сопротивляемости к действию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов;

- сохранение указанных признаков после полноценного сна и кратковременного отдыха.

Для оценки и прогнозирования функционального состояния имеет значение дифференциация утомления и усталости. Если утомление – это объективное состояние, характеризующееся приведенными ранее признаками, то усталость – это субъективное ощущение, проявляющееся отсутствием желания работать, играть и т.п. На формирование усталости оказывает влияние характер деятельности, заинтересованность в ней человека. Так, если деятельность интересна, отвечает потребностям и желаниям, то даже при выраженном утомлении не возникает чувства усталости. И, наоборот, при скучной, монотонной работе усталость формируется намного раньше, чем появляются объективные признаки снижения работоспособности.

При утомлении полное восстановление работоспособности, лик­видация нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме обеспечиваются длительным активным отдыхом, пребыванием на открытом воз­духе, В случае формирования переутомления необходима комплексная реабилитация с применением медикаментозных средств, физиотера­певтических процедур и лечебной физической культуры.

Оценка функционального состояния предполагает исследование динамики работоспособности и установление проявлений и стадий утомления и переутомления. Основными гигигеническими требованиям к методикам, которые при этом используются, являются:

· соответствие анатомо-физиологическим особенностям организма, уровню развития, возрасту, состоянию здоровья. Так, при оценке умственной работоспособности детей дошкольного возраста, не умеющих читать, используются корректурные таблицы, содержащие не буквы, а простые фигурки.

· Адекватность выполняемому виду деятельности. Отражением этого требования является применение различных методик при оценке умственной и физической работоспособности, в зависимости от выполняемой работы.

· Простота, легкость выполнения в условиях натурного исследования, минимальная длительность. Усложнение методики не только затрудняет ее воспроизведение и реализацию в условиях исследования, но и не дает возможности оценить, чем вызваны изменения функционального состояния: деятельностью или тестами.

· Достаточная репрезентативность, объективность, количественный характер. Это требование позволяет обеспечить получение информативных данных при минимальном количестве исследований, причем данные могут быть обработаны статистически и проанализированы.

· Нетравматичность, безболезненность. Нарушение этого требования приводит к формированию болевого стресса, который искажает картину.

· Формирование позитивного психоэмоционального настроя, игровой характер. Соблюдение этого требования позволяет обеспечить хороший контакт с исследуемыми, повысить их заинтересованность и получить необходимую инфомрацию.

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопря­жены с умственной и физической деятельностью, активацией многих функ­циональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. Одним из основных критериев умственного напряжения является способность сохранения внимания. Установлено, что она увеличивается с возрастом, так:

· в 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 мин,

· в 8—10 лет — 20 мин,

· в 11—12 лет — 25 мин,

· в 13—15 лет — 30 мин.

Статическое напряжение во время учебных занятий в течение 30 мин у первоклассников приводит к нару­шению подвижности основных нервных процессов, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом и сниже­нию работоспособности.

Определение скорости зрительно-моторной реакции. Для определения скорости этой реакции используют методику хронорефлексометрии (рис.3). Необходимо предложить исследуемому в ответ на появление светового сигнала на панели прибора с максимальной скоростью нажимать на кнопку или наоборот (в зависимости от конструкции хронорефлексометра) отпускать ее. Исследования повторяют от 10 до 100 раз. Регистрируют среднюю величину латентного периода простой зрительно-моторной реакции.

Рис.3. Хронорефлексометры.

 

В ходе определения сложной (дифференцированной) зрительно-моторной реакции исследуемому предлагают в ответ на предъявление сигналов белого (желтого), зеленого и красного цветов реагировать таким образом: при появлении белого (желтого) и зеленого цветов с максимальной скоростью нажимать или отпускать кнопку, а на красный свет - не реагировать. Исследования проводят от 5 до 25 раз. Регистрируют среднюю величину латентного периода дифференцированной зрительно-моторной реакции в ответ на появление белого (желтого) света.

Определение подвижности нервных процессов. Ход исследования аналогичный предыдущему. Но регистрируют число срывов условных реакций в ответ на предъявление дифференцированного раздражителя - светового сигнала красного цвета.

Определение уравновешенности нервных процессов. Как критерий оценки уравновешенности нервных процессов используют величину ошибки в ходе определения реакции на объект, который двигается (стрелка электродинамического хронорефлексометра). Необходимо предложить исследуемому нажатием кнопки остановить стрелку на месте, которое было обусловлено заранее. Исследования проводят от 10 до 100 раз. Регистрируют среднюю величину ошибки.

При отсутствии хронорефлексометра, скорость реакции может быть определена с помощью «эстафетного теста». Исследователь держит в руке линейку, установив ее так, чтобы нижний край находился на уровне нижнего края вертикально расположенной ладони исследуемого. После команды «Внимание», в течение 1-2 сек, исследователь отпускает линейку. Задача исследуемого – максимально быстро схватить ее, сжав кулак. Результат оценивается по длине линейки, проскочившей ниже нижнего края ладони. Возрастная норма в возрасте 16-18 лет – 10 -12 см.

 

Исследование переключения внимания. При определении скорости переключения внимания исследуемому предлагают 3 варианта работы с красно-черной таблицей Шульте-Платонова (рис. 4).

 

15 9 16 10
23 19 8
18 13 2 25
11 24 12
17 22 3
7 6 14 4
1 20 5 21

 

Рис.4. Таблица Платонова - Шульте.

В первом варианте с максимальной скоростью необходимо показать все черные цифры с 1 до 25 в порядке увеличения, во втором - все красные цифры с 24 до 1 в порядке уменьшения и, наконец, в третьем - одновременно поочередно показать черные и красные цифры: черные в порядке увеличения, красные в порядке уменьшения. Например: 1(черная) - 24(красная), 2(черная) - 23(красная) и т.д.

Для оценки скорости переключения внимания регистрируют время выполнения заданий, а также число ошибок в ходе работы с таблицей. Величина интегрального показателя переключения внимания (Т) рассчитывается по формуле: Т = С - (А + В), где А, В, и С время (в с), израсходованное на выполнение задания соответственно в первом, втором и третьем вариантах. При проведении оценки результатов учитываются время выполнения задачи, количество и характер ошибок. Выполнение задачи за две минуты говорит о достаточном качестве внимания, более 3 минут - о недостаточности функций внимания. Ошибки - замена чисел по цвету, если их немного, не являются серьезными. Более важными есть ошибки в порядке счета чисел. Например, иные исследуемые на середине таблицы начинают называть числа обеих рядов в убывающем или возрастающем порядке. Подобные ошибки, если они не исправляются подопытным и продолжаются до окончания исследования, свидетельствуют о тяжести переключения внимания, т.е. о физической или эмоциональной утомляемости (усталости).

Исследование стойкости внимания. Оценка показателей стойкости внимания осуществляется с использованием специальных корректурных таблиц (рис. 5). Во время выполнения тестового задания исследуемый на протяжении определенного времени подчеркивает и вычеркивает определенные знаки или фигуры, которые были определены заранее.

Критериальными характеристиками стойкости внимания считают число знаков (или фигур), которые были обработаны, и количество ошибок, которые были допущены.

 

А б

Рис.5. Корректурные таблицы для определения умственной работоспособности и стойкости внимания (а – фигурная таблица, б – таблица Анфимова).

Определение критической частоты слияния световых миганий. Параметры критической частоты световых миганий и, соответственно, лабильности зрительного анализатора определяют на основании оценки данных относительно частоты слияния световых раздражений, при которой исследуемый еще различает отдельные мигания, которые предъявляются во время работы со специальным прибором (рис. 6).

Рис.6. Прибор для определения критической частоты слияния световых мельканий.

Критерием оценки служит средняя величина показателей отдельно для каждого глаза.

Исследование линейного глазомера. С целью исследования точности линейного глазомера используют глазомерную линейку Гальтона. Поставив на определенное деление один из бегунков линейки, исследуемому предлагают движениями противоположного бегунка сначала от центра линейки к ее краю, а затем от края до центра установить отрезок аналогичный по размерам заданному. Определения проводят 10 раз (по 5 раз в каждой попытке). Регистрируют среднюю ошибку в воспроизведении расстояния, которое было задано.

Определение мышечно-суставной чувствительности. Прикрепив кинематометр Жуковского к руке, которая согнута в локтевом суставе под углом 90°, необходимо предложить исследуемому разогнуть руку, а затем с максимально возможной точностью возвратить ее в исходное положение. Исследования проводят 3 раза. Регистрируют среднюю ошибку в ходе воспроизведения заданного положения в пространстве.

Исследование координации движений. Тремор рук определяют с помощью специального прибора - электротремометра (рис. 7), который представляет собой металлическую пластинку плоскостью, примерно 20 х 30 см, с узкими фигурными щелями и металлический щуп с эбонитовой ручкой, которые подключены к источнику тока и электросчетчику. Стараясь не дотрагиваться краев, подопытный проводит щуп вдоль фигурной щели, а счетчик подсчитывает количество прикосновений щупа к пластинке за определенный срок исследования.

Тремор рук неутомленного человека составляет не больше 3-5 колебаний (прикосновений) в сек., а при утомлении 8-12 и более колебаний в сек. Исследования повторяют 3 раза. Регистрируют число прикосновений и интегральный показатель координации движений, который рассчитывается путем деления числа прикосновений на время, которое было израсходовано на прохождение лабиринтов.

 

 

Рис.7. Электротремометр.

Определение мышечной силы и мышечной выносливости. Уровни мышечной силы и мышечной выносливости определяют с использованием соответственно кистевого и ртутного динамометров. В первом случае в ходе исследования необходимо предложить исследуемому с максимально возможной силой сжать прибор, во втором - исследуемому следует предложить по возможности дольше удержать усилие, которое равняется 1/2 или 2/3 от максимальной мышечной силы.

На основании данных трех измерений регистрируют максимальный результат определения мышечной силы и продолжительность удерживания определенного заранее мышечного усилия.

Исследование внимания методом поиска чисел. Метод предоставляет возможность оценить объем и темп психических процессов. Его принцип заключается в том, что исследуемый в возрастающем и в обратном порядке должен как можно быстрее отыскать числа в таблице, которые расположены произвольно, назвать их и показать.

Для проведения исследования необходимо иметь секундомер, указку и таблицы с числами (рис. 8). Таблицы показывают на расстоянии 70 см от глаз при равномерном освещении. Исследуемому дается указание «Вы увидите таблицу. Вы должны показать в ней и назвать вслух все числа поочередно от 1 до 25. Старайтесь сделать это как можно быстрее. Начали!». Исследователь ставит таблицу и включает секундомер, потом выключает его, когда будет показано 25. Дальше демонстрируется следующая таблица, всего их три.

Рис. 8. Таблица для исследования внимания методом отыскивания чисел

 

Результаты исследования оцениваются так. Поиск чисел на одной таблице, в среднем до 45 с – хороший результат, 45-55 с – удовлетворительный, больше 1 мин. – неудовлетворительный.

Исследование памяти методом запоминания геометрических фигур.Метод используют для оценки функционального состояния ЦНС во время работы, проводя исследования на протяжении всего рабочего дня. При этом надо подчеркнуть, что с помощью данного теста изучается объем кратковременной памяти. Этот метод позволяет определить степень утомляемости работников операторских профессий.

Исследуемому показывают набор треугольников с различной штриховкой (рис. 9), обращают его внимание на разницу между ними. После этого предлагают на протяжении 8 с запомнить 6 треугольников с разными геометрическими рисунками и отобрать их из набора, который предлагался вначале исследования.

Уменьшение количества фигур, верно отобранных после запоминания на протяжении 8 с в течении рабочего дня может свидетельствовать о доминировании в ЦНС процессов торможения вследствие развития переутомления.

Рис. 9. Набор треугольников

Определение устойчивости ясного видения (УЯВ). Метод основан на свойстве глаза периодически различать и не различать мелкие детали, что зависит в свою очередь от функционального состояния коры головного мозга. При утомлении время различения мелких деталей уменьшается. На расстоянии 2 м от испытуемого, на уровне его глаз размещается лист белой бумаги с кольцом Ландольта (кольцо размером 3,4х3 мм, черного цвета с разрывом 1,9 мм с одной стороны) при освещенности 470-500 лк. Голова фиксируется с помощью спинки повернутого стула. В течение 2 мин испытуемый сообщает, когда он видит, а когда не видит разрыв, что фиксируется по секундомеру. Затем время ясного видения рассчитывается в процентах к общему времени исследования. Снижение УЯВ более 10% свидетельствует об ухудшении функционального состояния зрительного анализатора.

Общую оценку работоспособности индивидуума или коллектива можно дать на основании анализа кривых работоспособности. Исследование проводится в начале, середине и конце учебы или работы. По полученным результатам строят кривые и определяют их тип. Выделяют три типа кривых работоспособности:

· благоприятный:

§ в течение дня сохраняется высокий или средний уровень работоспособности

§ отмечается незначительное снижение в пределах высокого или среднего уровня

§ повышение уровня работоспособности;

· удовлетворительный:

§ снижение в середине дня высокого или среднего уровня работоспособности до низкого с последующим повышением его в конце дня,

§ высокий первоначальный уровень, снижающийся к середине и сохраняющийся до конца дня,

§ низкий исходный уровень, возрастающий до высокого к концу дня

· неблагоприятный: быстрое снижение и сохранение низкого уровня весь день, повышение до среднего с последующим падением до низкого уровня.