Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Процессуальные последствия несоблюдения правил о подведомственности.

Понятие и виды подведомственности. Принципы института подведомственности.

 

В 46 статье Конституции закреплено право каждого на защиту своих прав и интересов в суде. В ГК в статье 11 сказано, что нарушенные гражданские права могут защищаться в суде или в административном порядке.

Подведомственность есть категория, которая применяется для разграничения споров по разрешению споров и защите прав между различными судебными и несудебными органами.

Понятие подведомственности даётся в наших учебниках:

Подведомственность – это круг дел, отнесённых законом к компетенции того или иного судебного или несудебного органа.

Правила подведомственности устанавливаются как виды подведомственности, то есть правила = виды подведомственности.

Можно выделить общее правило и специальное правило подведомственности.

Общее правило – это правило, которое формулируется в самом общем виде в законе применительно ко всем делам, которые подведомственны тому или иному органы.

Скажем, статья 1 ФКЗ «О конституционном суде» написано, что «Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции: ФЗ, указов президента…».

Статья 29 АПК – там тоже общее правило, в соответствие с которым «арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам, предпринимательской деятельности…».

Статья 22 ГПК – там тоже сформулировано общее правило. Самое общее правило – часть 1 пункт 1 статьи 22 ГПК: судам общей юрисдикции подведомственны споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, экологических или иных правоотношений.

Второй вид подведомственности – в законе содержатся специальные правила.

Специальные правила устанавливаются либо как конкретизация общего правила, или как исключение из общего правила.

Специальная подведомственность очень разнообразно, её можно разделить на виды.

Виды специальной подведомственности:

Единичная (или исключительная) подведомственность – это подведомственность, которая определяет подведомственность конкретных категорий дел исключительно одному органы. Например, дела о банкротстве рассматривают исключительно арбитражные суды. «Корпоративные споры» тоже только арбитражные суды рассматриваются. Дела о восстановлении уволенного работника – только суды общей юрисдикции. Дела о лишении родительских прав – только суды общей юрисдикции. Множественная подведомственность означает, что один и тот же спор, одно и то же дело может рассматриваться одними и теми же органами. 1) Альтернативная подведомственность, которая допускает возможность рассмотрения спора в одном из органов, указанных в законе, по выбору заинтересованного лица. Например, НК предусматривает, что обжалование действий и решений налоговых органов возможно либо в вышестоящие налоговые органы, либо в суд. В проекте закона о полиции: либо в вышестоящий орган, либо в прокуратуру, либо в суд. Комиссия по трудовым спорам – это тоже альтернативный вариант. 2) Договорная подведомственность – это подведомственность, которая допускает возможность рассмотрения дела в одном из указанных в законе органов по соглашению сторон. Например, расторжение брака между супругами, у которых нет несовершеннолетних детей, по соглашению между собой они могут пойти не в суд, а в органы загса. Например, по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей, если родители сами договорились о алиментах, то они идут с этим соглашением к нотариусу. Эмансипация – органами опеки и попечительства, если законные представители согласны. 3) Условная подведомственность – это подведомственность, допускающая обращении в суд только после соблюдения предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами. То есть когда стороны, прежде чем обратиться в суд, должны обязательно попробовать договориться сами. Например, расторжение и изменение договора – сторона может обратиться в суд, если другая сторона отказалась от расторжения или изменения договора либо не ответила на запрос. Предъявление претензий в случае транспортных услуг и т.д.

 

Принципы института подведомственности.

Подведомственность – межотраслевой институт и он основан на принципах:

1. Закон устанавливает преобладающую подведомственность дел судебным органам. Компетенция по разрешению спорных моментов компетенция судов значительно шире, нежели административных органов и т.д.

2. Принцип преобладающей подведомственности дел судам общей юрисдикции. Имеется ввиду, что большинство дел подведомственно судам общей юрисдикции, это, можно сказать, универсальная подведомственность. Если мы не знаем, куда обратиться, так как закон не очень чётко формулирует или вообще не формулирует, то надо обращаться в суды общей юрисдикции.

3. Принцип определения подведомственности в зависимости от характера спорного правоотношения. Скажем, если связано с экономическими – арбитражными, если публично-правовые отношения – по большей части административными органами…

4. Принцип предоставления заинтересованным лицам права использования альтернативных процедур. То есть не всегда следует обращаться в суд, а можно в другие – это могут быть и третейский суд, и посредничество (медиация), в загс, в нотариат…

Это касалось о подведомственности вообще как о межотраслевом институте.

 

 

 

В статье 22 ГПК содержатся положения о подведомственности гражданских дел судам.

Общее правило – судебная подведомственность судам общей юрисдикции. Закреплено в части 1 пункте 1 статьи 22 ГПК.

Критерии подведомственности судам общей юрисдикции, следующие из ч. 1 п. 1 ст. 22 ГПК:

1) Наличие спора должно быть обязательным. Наличие спора о праве. Если нет спора… Ну, на нет и суда нет. Скажем, если между наследниками спора нет – они идут к нотариусу, а не в суд. Или если между супругами спора нет, то они за расторжением брака пойдут в загс, а не в суд.

2) Характер спорного правоотношения. По общему правилу судам общим юрисдикции подведомственны дела, которые вытекают из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Здесь частноправовые споры, это отношения равноправных субъектов.

По этому критерию следует отграничивать подведомственность судам общей юрисдикции от арбитражных судов: если спор является экономическим, связанным с предпринимательской деятельностью – то в арбитражный суд идём.

Оспаривание нормативно-правовых актов. Если налоговый акт касается в сфере налогообложения, регулирования страховой, оценочной деятельности, долевого строительства многоквартирных домов и т.д. Тогда оспаривать в арбитражный суд. Причём независимо от субъектного состава – если права не-предпринимателей нарушаются.

3) Субъектный состав. Он всегда выделялся как необходимый критерий между судами общей юрисдикции и арбитражных судов. Если спор с участием граждан – то общей юрисдикции. Если с предприниматели или юридические лица – то в арбитражный суд. НО!!! На сегодняшний день этот критерий во многом утратил силу, ибо в арбитражном суде расширена компетенция – теперь и граждане могут оспаривать в арбитражный суд. То есть роль играет этот фактор, но не решающий.

Два основных: наличие спора о праве и характер правоотношения.

Но есть и исключения. Статья 22, часть 1, пункты 2-6. Скажем, дела приказного производства – они без спора, но рассматриваются судом общей юрисдикции. И дела особого производства – туда же. И дела, возникающие из публичных правоотношений.

Разъяснения ВАС и ВС – если граждан осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и возникли споры – то оспаривать в суд общей юрисдикции.

Если гражданин хочет стать индивидуальным предпринимателем, обращается за регистрацией, но ему в ней отказывают – тогда он обращается в арбитражный суд.

 

Закон устанавливает определённые процессуальные последствия несоблюдения подведомственности.

Если в суд общей юрисдикции поступает заявление, которое не подведомственно суду общей юрисдикции и это очевидно, то судья отказывает в принятии искового заявления на основании статьи 134 части 1 пункта 1 ГПК РФ.

Но бывает так, что трудно сразу определить подведомственность спора, и судья принял исковое заявление, а в последствие выяснилось, что оно не подведомственно. В этом случае нельзя рассматривать. Европейский суд сказал, что это фундаментальная, серьёзнейшая ошибка, ибо нарушается право на законный суд. Производство по делу если допущена ошибка в определении подведомственности то производство по делу прекращается – это статья 220 абзац 2 ГПК.

Вывод: неподведомственное дело не может рассматриваться этим судом. Иначе - серьёзная ошибка, серьёзное нарушение.

Спор может быть сложным, и одни требования подведомственны судам общей юрисдикции, а другие – арбитражным. В этом случае – статья 22. Тут два варианта: если разделить эти требования возможно без ущерба, то они разделяются и рассматриваются в соответствии с компетенции. Если такое разделение невозможно, то всё дело, всё требование подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Здесь реализуется принцип универсальной подведомственности суда общей юрисдикции.