При организации путешествия

Выбор оптимального вида транспорта

При рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа – «смотря где, когда, зачем и за сколько».

При выборе вида перевозки главными являются:

1. Основная и спутные цели путешествий – к примеру, существует возможность путешествия из Москвы до Владивостока поездом (примерно семь суток), но все деловые путешественники, исключая железнодорожные туры, выбирают авиационный транспорт.

2. Удаленность места назначения путешествия – принято считать, что на близкие расстояния (до 5 км) выгодно перемещаться пешком, либо на велосипедах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные виды транспорта. От 30 до 1500 км – железнодорожный транспорт. Авиация нерентабельна на расстояниях менее 500 км.

3. Направление и месторасположение дестинации – к примеру, в некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда используется либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение – на оленях или собаках, если местность позволяет – то вездеход или транспортное средство на воздушной подушке.

При наличии альтернативы выбора транспорта для туриста будут иметь место и значимое влияние следующие факторы:

– скорость доставки до цели поездки;

– комфорт путешествия;

– стоимость;

– возможность перевозки багажа и его вес;

– возможность остановки в пути следования;

– условия питания;

– уровень шума, вибраций;

– условия для сна и отдыха;

– возможность широкого обзора во время поездки;

–наличие неблагоприятных экологических факторов;

– безопасность.

По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке:

– безопасность путешествия;

– стоимость и наличие различных льгот;

– комфортабельность;

– скорость доставки;

– прочие факторы;

Немалую значимость имеют факторы физического состояния путешественника, его возраст, способность переносить специфические нагрузки.

Остановимся более подробно на таком значимом факторе как скорость перемещения и время необходимое для достижения цели путешествия, что не одно и то же. Путешествие на различных видах транспорта из Москвы в Санкт-Петербург при дальности маршрута 740 км занимает:

15 мин на реактивном самолете
40 мин на турбореактивном пассажирском самолете
4 часа на скоростном железнодорожном экспрессе ЭР-200
8 часов на скором поезде
12 – 16 часов па пассажирском поезде
16 – 17 часов на пригородных электричках
8 часов на легковой автомашине
12 – 13 часов на автобусе
5 дней на велосипеде
1,5 – 2 недели на телеге
10 дней на лыжах
две недели пешком

Наиболее оптимальный вариант – путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вокзал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения.

Можно выбрать вариант путешествия на самолете. Скорость движения самолета несомненно будет высокая и полет (с учетом времени взлета-посадки) занимает всего 45 минут. Но наземная составляющая трансфера в Санкт-Петербурге аэропорт «Пулково-2» (от станции метро Московская 20 минут на автобусе-экспрессе и 30 минут «Пулково-1») и из аэропорта Шереметьево в Москву (автобусом-экспрессом до 2-3 часов с учетом возможной автомобильной пробки на дороге), а также процедура посадки и высадки пассажиров в аэропортах, включая регистрацию и ожидание занимает несколько часов. Выигрыш во времени незначительный, но стоимость перевозки в несколько раз выше.

Аналогичная ситуация возникает при выборе вида перемещения из Парижа в Лондон. Суперскоростной железнодорожный экспресс EuroStar, следующий через Евротоннель под проливом Ла-Манш составляет серьезную конкуренцию воздушной перевозке на этом маршруте. При этом путешествие по железной дороге на поезде EuroStar составляет всего 3 часа.

В Германии при наличии выбора вида перемещения для туристов выгоднее переезд на скоростной железной дороге, чем на автобусе по скоростной автомагистрали. Автобан обычно огорожен по сторонам 3 – 5 метровыми щитами, и туристы кроме унылого забора и ревущего потока машин, следующих в четыре ряда со скоростью 140 – 170 км/ч, ничего не видят. На скоростном поезде удобств и возможностей обзора местности значительно больше, а скорость движения суперэкспресса значительно выше – до 250 км/ч. Однако, осуществить посадку туристской группы численностью 20 – 25 человек с багажом в один вагон скоростного поезда на проходящей ветке практически невозможно – плановая стоянка всего 2 – 3 минуты.

Необходимо учитывать, что чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.