При организации путешествия
Выбор оптимального вида транспорта
При рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа – «смотря где, когда, зачем и за сколько».
При выборе вида перевозки главными являются:
1. Основная и спутные цели путешествий – к примеру, существует возможность путешествия из Москвы до Владивостока поездом (примерно семь суток), но все деловые путешественники, исключая железнодорожные туры, выбирают авиационный транспорт.
2. Удаленность места назначения путешествия – принято считать, что на близкие расстояния (до 5 км) выгодно перемещаться пешком, либо на велосипедах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные виды транспорта. От 30 до 1500 км – железнодорожный транспорт. Авиация нерентабельна на расстояниях менее 500 км.
3. Направление и месторасположение дестинации – к примеру, в некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда используется либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение – на оленях или собаках, если местность позволяет – то вездеход или транспортное средство на воздушной подушке.
При наличии альтернативы выбора транспорта для туриста будут иметь место и значимое влияние следующие факторы:
– скорость доставки до цели поездки;
– комфорт путешествия;
– стоимость;
– возможность перевозки багажа и его вес;
– возможность остановки в пути следования;
– условия питания;
– уровень шума, вибраций;
– условия для сна и отдыха;
– возможность широкого обзора во время поездки;
–наличие неблагоприятных экологических факторов;
– безопасность.
По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке:
– безопасность путешествия;
– стоимость и наличие различных льгот;
– комфортабельность;
– скорость доставки;
– прочие факторы;
Немалую значимость имеют факторы физического состояния путешественника, его возраст, способность переносить специфические нагрузки.
Остановимся более подробно на таком значимом факторе как скорость перемещения и время необходимое для достижения цели путешествия, что не одно и то же. Путешествие на различных видах транспорта из Москвы в Санкт-Петербург при дальности маршрута 740 км занимает:
15 мин | на реактивном самолете |
40 мин | на турбореактивном пассажирском самолете |
4 часа | на скоростном железнодорожном экспрессе ЭР-200 |
8 часов | на скором поезде |
12 – 16 часов | па пассажирском поезде |
16 – 17 часов | на пригородных электричках |
8 часов | на легковой автомашине |
12 – 13 часов | на автобусе |
5 дней | на велосипеде |
1,5 – 2 недели | на телеге |
10 дней | на лыжах |
две недели | пешком |
Наиболее оптимальный вариант – путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вокзал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения.
Можно выбрать вариант путешествия на самолете. Скорость движения самолета несомненно будет высокая и полет (с учетом времени взлета-посадки) занимает всего 45 минут. Но наземная составляющая трансфера в Санкт-Петербурге аэропорт «Пулково-2» (от станции метро Московская 20 минут на автобусе-экспрессе и 30 минут «Пулково-1») и из аэропорта Шереметьево в Москву (автобусом-экспрессом до 2-3 часов с учетом возможной автомобильной пробки на дороге), а также процедура посадки и высадки пассажиров в аэропортах, включая регистрацию и ожидание занимает несколько часов. Выигрыш во времени незначительный, но стоимость перевозки в несколько раз выше.
Аналогичная ситуация возникает при выборе вида перемещения из Парижа в Лондон. Суперскоростной железнодорожный экспресс EuroStar, следующий через Евротоннель под проливом Ла-Манш составляет серьезную конкуренцию воздушной перевозке на этом маршруте. При этом путешествие по железной дороге на поезде EuroStar составляет всего 3 часа.
В Германии при наличии выбора вида перемещения для туристов выгоднее переезд на скоростной железной дороге, чем на автобусе по скоростной автомагистрали. Автобан обычно огорожен по сторонам 3 – 5 метровыми щитами, и туристы кроме унылого забора и ревущего потока машин, следующих в четыре ряда со скоростью 140 – 170 км/ч, ничего не видят. На скоростном поезде удобств и возможностей обзора местности значительно больше, а скорость движения суперэкспресса значительно выше – до 250 км/ч. Однако, осуществить посадку туристской группы численностью 20 – 25 человек с багажом в один вагон скоростного поезда на проходящей ветке практически невозможно – плановая стоянка всего 2 – 3 минуты.
Необходимо учитывать, что чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.