Тема 11 Транспортные услуги в туризме

Классификация тургентств

Классифицировать современные агентства можно по ряду признаков.

Прежде всего, в зависимости от степени зависимости от туроператора, агентства можно разделить на:

1. Независимые –продающие туры практически любого туроператора по собственному выбору. Агент сам решает, с каким оператором ему работать, основывая свой выбор на ассортименте туроператоров, собственном опыте работы, коммерческих интересах (анализируя отпускные цены туроператоров и размеры комиссионных) и т.д.;

2. Частично зависимые –связанные обязательством продавать туры определенного туроператора на конкретном направлении работы. К примеру, агентство предлагает туры любых туроператоров на всех направлениях, кроме Турции, поездки в которую предлагаются только от конкретного оператора;

3. Уполномоченные –предлагающие туры только конкретного оператора, то есть являющиеся своеобразными представительствами оператора на региональных рынках;

4. Ритейловые. Суть ритейлингового представительства в том, что известный туроператор дает агенту право пользования собственной торговой маркой (наименования, логотип, слоган) в рекламных целях, осуществляет даже некоторые капиталовложения в агента (например, для приобретения или ремонта офиса, покупку оргтехники, рекламную кампанию). В обмен на это ставшее ритейловым агентство обязуется поставлять туроператору определенное количество туристов каждый отчетный период (например, сто человек в месяц). С каждой проданной поездки туроператора агент получает определенное комиссионное вознаграждение. Также стоит отметить, что ритейловое агентство не является уполномоченным. Оно вправе торговать не только турами оператора, чьей торговой маркой оно пользуется.

5. Франчайзинговые В отличие от ритейлинга, франчайзинговые взаимоотношения между туроператором и турагентом предполагают, в том числе, выплату отдельной платы (роялти) последнего за пользование торговой маркой (и даже капиталом) туроператора.

В зависимости от выполняемых агентствами функций можно выделить:

1. Агентства-имитаторы, продающие туристам турпродукт, полностью приобретенный у туроператора;

2. Агентства-новаторы, комплектующие покупаемый у туроператора турпродукт рядом дополнительных услуг, делая в результате тур более адаптированным к особенностям регионального туристского рынка (например, агенты, организующие дополнительные трансферы, визовую поддержку, страхование туристов);

3. Агентства-разработчики, занимающиеся формированием туров из отдельных туристских услуг, приобретаемых у различных туроператоров.

По объему выполняемой работы и по формам сотрудничества агентства и оператора можно выделить:

1. Агентства, работающие по безрисковым схемам – то есть бронирующие туры у туроператора только при наличии реального клиента (обычно внесшего определенную предоплату). Данная форма сотрудничества агента и оператора носит наименее рисковый характер для агентства, хотя и размеры комиссионного вознаграждения агента стандартны. Кроме того, предпочитающие не рисковать агентства с большой вероятностью не смогут обслуживать большое количество клиентов, особенно в пиковые даты (по причине того, что в момент появления реальных клиентов может просто не остаться свободных мест в предлагаемых оператором турах);

2. Агентства, работающие по рисковым схемам – предполагают в своей работе возможность покупки или безотзывного бронирования блоков мест в турах, предлагаемых оператором, с целью гарантированного расселения будущих клиентов агентства. Это означает, что, имея собственный блок мест на организуемых туроператором турпоездках, агент получает возможность отправить в поездку всех своих клиентов без предварительного согласования наличия мест у туроператора. Это не только упрощает текущую работу агентства, но и может быть материально более выгодным, чем работа по разовым заявкам, поскольку любой туроператор даст увеличенную комиссию своим «оптовым» агентам. С другой стороны, агентство может идти на рискованные формы сотрудничества с оператором только в случаях, когда его менеджмент максимально уверен в полной реализации забронированного количества мест в туре оператора.

Основные отличительные черты туристского агент­ства и туроператора можно привести в таблице

Вид работы Разрешено для турагентов Запрещено для турагентов
Отношения с туроператорами 1. Продвижение и розничная продажа турпродукта 2. Доукомплектование турпродукта розничными услугами поставщиков 3. Формирование турпродукта из отдельных частей поставляемых разными туроператорами 4. Бронирование определенного количества турпродукта по рисковым схемам 1. «Разбивать» туристский продукт туроператора для дальнейшей реализации клиентам
Отношения с клиентами 1. Розничная продажа туристского продукта 2. Наценка турпродукта туроператора 1.Оптовая продажа турпродукта
Отношения с гостиницами 1. Розничное (агентское) бронирование и продажа номеров клиентам 1. Рисковые схемы (блоки мест, аренда и т.д.)
Отношения с авиакомпаниями 1. Розничные бронирования и продажа авиабилетов на регулярные авиалинии 1. Рисковые схемы сотрудничества (чартерные операции) 2. Покупка блока мест на регулярных авиалиниях
Отношения с РЖД 1. Приобретение железнодорожных билетов через уполномоченные кассы в розницу 1. Рисковые схемы сотрудничества (прицепные вагоны, туристские поезда)
Отношения с АТП 1.Приобретение билетов на регулярные автобусные рейсы 1. Аренда автобусов
Туристские формальности 1. Посредничество в передаче документов от туристов аккредитованным в консульствах иностранных государств туроператорам 2. Сотрудничество со страховыми компаниями в сфере выписки и выдачи туристам страховых полисов 1. Посредничество в вопросах открытия виз (кроме как при продаже тура), оформление заграндокументов РФ 2. Получение референс-номера и содействие получению российской туристской визы иностранными гражданами
Документация 1. Работа по агентскому договору с туроператорами и поставщиками 1.Работа по договору купли-продажи с поставщиками

План изучения темы

1. Виды и средства перевозок в туризме и их характеристики