Функции турагентов

Сущность и содержание турагентской деятельности.

Работа с туристскими агентствами в настоящий момент является одним из основных направлений текущей и стратеги­ческой деятельности любого туроператора. Роль турагентов в процветании и успешности бизнеса оператора невозможно пере­оценить, поскольку каким бы известным не был оператор, какие бы интересные, отвечающие потребностям сегментов рынка туры он не предлагал, без эффективно работающей расширенной аген­тской сети он ничего бы не смог добиться на туристском рын­ке. Именно по этой причине в структуре любого оператора выде­ляется либо ответственное лицо, либо даже целый отдел, работа­ющий с агентами, разрабатывающий новые способы, средства стимулирования и повышения эффективности агентской активнос­ти.

Туристское агентство – это юридическое или физическое лицо, занимающееся рекламированием, доведением до потребите­ля и продажей разработанных туроператором турпакетов.

По­требность в агентах возникает по ряду причин:

1. Необходимости продвижения туров оператора в регионах – да­леко не каждый туроператор имеет возможность открывать в каждом перспективном регионе собственное пред­ставительство или филиал, тогда как привлечение региональ­ных агентов к совместной работе позволяет продвижение туров оператора вдали от места его постоянной дислокации;

2. Необходимости доведения туров до клиента – не каждый клиент полон желания ехать за десятки или сотни километров, в дру­гой город для того, чтобы приобрести тур. Гораздо выгоднее для клиента приобрести пакет в родном городе у полномочного агента далекого туроператора, аналогично, это выгодно и для оператора, наличие агентской сети у которого позволяет обслу­живать иногородних туристов;

3. Отсутствие у оператора возможности самостоятельно обслужи­вать всех отправляемых им клиентов. Даже если оператор отправляет в неделю, например, 1000 человек, нет никакой гаран­тии, что он смог бы со своими возможностями (площадь офиса, количество работников) самостоятельно полностью (то есть, от момента обращения до момента отправки в тур клиента) обслу­жить это количество людей, поскольку большую часть отправ­ляемых им туристов составляют клиенты турагентств, и именно турагенты тратили свое рабочее время и силы на обслуживание обратившихся людей. Следовательно, наличие агентской сети – это непременное условие минимизации издержек туроператора. Чем больше людей он обслуживает самостоятельно, тем больше у него возникает расходов (необходимость содержать большой штат работников, в первую очередь) и наоборот.

Основными функциями турагентств, таким обра­зом, являются:

1. Рекламирование туров, предлагаемых туроператорами, на региональном рынке за свой счет и под свою финансовую ответственность – агент, таким образом, самостоятельно принимает решение о том, какие из предложенных опера­тором туров будут позитивно восприняты и востребованы на региональном рынке, а затем рекламирует их всеми дос­тупными ему способами за собственные денежные средства.

2. Доведение достоверной информации о туре потенциальному клиенту – в случае обращения клиента в офис турагента, последний должен популярно, доступно донести достоверную ин­формацию о предстоящем туре, организуемом туроператором. При этом информация, требуемая обратившимся клиентом, может быть любого содержания, что требует от агента высокого профессионализма и знания направления.

3. Продажа тура, то есть предварительное бронирование тура у оператора, получение от последнего подтверждения бро­нирования и прием оплаты за предстоящий тур у клиен­та.

4. Комплектующая функция агентства состоит в приобретении (у туроператора или непосредственно у поставщиков) допол­нительных услуг, обеспечивающих максимальное удобство туриста. К примеру, если турагентство Ростова приобретает тур в Финляндию у петербургского оператора, агент может для обеспечения максимального удобства клиента дополнительно приобрести железнодорожные билеты из Ростова в Петербург и обратно, организовать дополнитель­ные ночевки или экскурсионные программы в Петербурге (в случае неудобных стыковок прибытия поезда из Ростова и отправления в Финляндию), то есть организация полного пакета обслуживания от Ростова и до Ростова.

5. Турообразующая функция агента состоит в возможном при­бретении им отдельных туристских услуг у различных туроператоров и самостоятельном формировании из них туристского пакета. Эта функция наиболее подходит при организации заказных индивидуальных или групповых туров, а также в случаях, когда приобретение компонент-туров у различных операторов выгоднее с точки зрения итоговой цены турпакета. К примеру, ростовское турагентство может приобретать авиабилеты на чартерные рейсы в Анталию у ростовских туроператоров, а наземное обслуживание покупать отдельно у московских представительств турецких mееt-компаний. В отдельных случаях такая деятельность турагентов может принести им доход, в 1,5-2 раза превышающий размер комиссионных ростовских туроператоров за продаваемые их турпакеты.