Типология туров в зависимости от целей туристов

Таблица 2

Профиль работы туристского оператора

Профиль работы туроператора – есть доминирующиев егоассортименте виды или географические направления туров, тоесть виды или направления туров,

– доля которых в объеме продаж туроператора максимальна;

– продажа которых обеспечивает основную долю прибыли туроператора;

– в реализации которых туроператор достиг наивысшего ма­стерства и профессионализма;

– с которыми потребитель идентифицирует оператора на рынке.

Профиль присутствует в деятельности любого туроператора, вне зависимости от рода деятельности, которой он занимается. Каждый туроператор – специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направ­лением.

Профиль деятельности оператора может быть как попу­ляризован (то, есть широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям.

Популяризация профиля деятель­ности туроператора может быть основой проводимых им реклам­ных кампаний, поскольку добиться идентификации на рынке соб­ственного названия с перечнем географических направлений или видов туров – мечта практически любого туроператора. С другой стороны, чересчур популяризованный профиль работы операто­ра может негативно сказаться на его дальнейшей деятельности, связанной с освоением новых направлений или видов туров, по­скольку общественное мнение потребителей тяжело и дорого по­менять.

Как уже было сказано, профиль работы оператора может ба­зироваться на:

– видах предлагаемых им туров;

– географических направлениях его работы.

В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже:

– авиатуров;

– круизов;

– железнодо­рожных туров;

– автобусных туров.

В зависимости от целей туров, опера­тор может специализироваться на продаже познавательных (экс­курсионных), паломнических, обучающих, инсентив-экологических, оздоровительных, тематических туров, туров, ориентиро­ванных на отдых, клубный отдых и таймшер, деревенский отдых, молодежный туризм и так далее (Таблица 2).

Тип тура Цели туристов Примеры
Отдых активный   1. Занятие спортом. 2. Приключения. 3. Новые ощущения. 4. Поиск единомышленников   Горнолыжный week­end в Домбае  
Отдых пассивный   1. Отдых в экологически благоприятной местности. 2. Наслаждение ландшафта­ми и природой. 3. Качественный досуг   Недельные туры в Анталию  
Лечение   1. Отдых в комфортабельных условиях. 2. Диетическое питание. 3. Оздоровление организма   Лечение в санаториях Кисловодска  
Познавательные   1. Знакомства с культурой, обычаями, традициями раз­личных стран и регионов. 2. Расширение кругозора, посещения музеев, театров, выставок 3. Новые знакомства   Автобусные туры по европейским столицам  
Обучение за рубежом   Получение сертификата, ди­плома, лицензии   Курсы английского языка на Мальте  
Паломнические   1. Совершение обета. 2. Участие в обряде. 3. Духовное самосовершен­ствование 4. Поклонение святым мес­там   Туры в Израиль  
Тематические (саб-туры)   1. Поиск и общение с едино­мышленниками. 2. Расширение кругозора. 3. Обмен опытом   Туры для гомосексуа­листов, нудистов, байкеров, рыболовов, охотников  
Рурал-туры   1. Единение с природой. 2. Поправка здоровья. 3. Употребление экологически чистых продуктов питания. 4. Знакомство с деревенской жизнью Отдых в коттеджах в Финляндии  
Инсентив-туры   1. Вознаграждение отличив­шимся работникам. 2. Мотивация к качествен­ному труду. 3. Закалка корпоративного духа   Путевка победителям внутрифирменного соревнования на Чер­ное море  
Экотуры   1. Единение с природой. 2. Знакомство с представи­телями флоры и фауны   Поход по территории Кавказского заповед­ника  
Событийные туры   Участие в событии (концерт, выступление звезд, олимпий­ские игры)   Поездка на карнавал в Венецию  
Экстрим-туры   1. Риск для жизни или здоровья. 2. Заряд адреналина   Рафт-туры по рекам Сибири  
Клубный отдых   1. Отдых «под заказ». 2. Максимальный комфорт и качество обслужива­ния. 3. Многоцелевые туры (от­дых, спорт, экскурсии и т.д.)   Тур в клуб на Балеарских островах  

Таким образом, в зависимости от того, какой вид туров в ассортименте оператора является доминирующим, они могут специализироваться, например, на круизах или автобусных турах; на лечебных или экологических турах.

Специализироваться туристские операторы могут также на продаже индивидуальных или групповых туров. Принципиально важным является вопрос о том, какие именно туры являются групповыми и в какой момент типично индивидуальный тур ста­новится групповым.

Разумно считать групповым такой тур, когда туроператору экономически более выгодно не при­обретать отдельные билеты на проезд (непосредственно в кассах перевозчиков или у другого туроператора), а самостоятельно арен­довать транспортное средство целиком.

К примеру, из Москвы в Варну ходит регулярный автобус. Стоимость билета в оба конца – $100. Аренда автобуса целиком в оба конца обойдется оператору в $2500. Если оператор реализует 10 путевок на конкретный заезд, ему выгоднее приобрести билеты на проезд у транспортной компании (поскольку $1000 намного меньше, чем $2500). Однако, продав уже 30 мест на автобус, оператору эко­номически более выгодно становится арендовать автобус полнос­тью (на аренде он сэкономит $500). Следовательно, групповыми считаются туры, организация которых путем аренды транспорт­ного средства более выгодна, чем приобретение проездных биле­тов у перевозчиков.

Также профиль работы туроператора может различаться понаправлениям.

Направления могут при этом быть популярными и непопулярными.

Популярными являются направления работы оператора, в которых им организуются регулярные групповые поездки в течение всего туристского сезона. К примеру, орга­низация регулярных еженедельных рейсов в Анталию в течение всего лета свидетельствует о том, что Анаталия является попу­лярным туристским направлением в летний период.

Непопу­лярные же направления отличаются тем, что туры в них органи­зуются либо в индивидуальном порядке, либо нерегулярно в течение всего туристского сезона. К примеру, туры в Париж из Москвы формируются всего дважды в год (майские и новогодние праздники), что свидетельствует о непопулярности данного на­правления.

Кроме того, направления работы туроператора в зависимос­ти от колебания туристской активности в течение года мо­гут быть:

сезонными – испытывающими значительные колеба­ния в туристской активности в течение года (например, туры на отдых в Анталию или горнолыжный week-end в Домбае – типичные сезонные направления);

полисезонными, лишен­ными ярко выраженного сезонного колебания туристской активности (к примеру, туры в санатории, экскурсионные туры по Европе и т.д.).

Также в зависимости от направления работы, профиль туроператора может быть:

сильно концентрированным, когда оператор специализируется на работе с ограниченным количеством оте­лей на определенном курорте (такой профиль работы распрост­ранен среди операторов, имеющих оплаченные блоки мест в ряде гостиниц);

концентрированным, когда туроператор специализи­руется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (данная специализация распространена среди туристских опе­раторов, имеющих стабильные договорные отношения с зарубеж­ными или российскими meet-компаниями, либо небольшие квоты мест во многих гостиничных предприятиях курортов);

рассеян­ным, когда туроператор в принципе предлагает большой пере­чень курортов в нескольких странах. Отличия данных профилей работы можно продемонстрировать в таблице.

Наконец, направление работы туроператора может быть доро­гим и недорогим.

Дороговизна того или иного направления рабо­ты оператора определяется географической удаленностью курор­та, уровнем жизни населения курортной зоны.

К примеру, США или Япония – дорогие направления для московского туроперато­ра по причине не только их географической удаленности (что прямо воздействует на рост стоимости авиаперелета), но и из-за высокого (в сравнении с российским) уровня жизни населения (что приводит к удорожанию стоимости услуг поставщиков). С другой стороны, европейское направление, хоть и отличается вы­сокой стоимостью услуг поставщиков, но за счет своей географи­ческой близости (в сравнении с США или Японией) к России, позволяет себе оставаться вполне доступным направлением для массового отдыха российских туристов. А Таиланд, хоть и не отличается дороговизной «наземного обслуживания», в силу низ­кого уровня жизни тайцев, проигрывает Турции или Арабским Эмиратам по причине дороговизны авиаперелета.

Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей ра­боты, руководствуется следующими факторами:

– собственная рыночная стратегия (стратегия поведения ту­роператора на рынке);

– ценовая стратегия на рынке (в случае ориентированности оператора на сегмент недорого отдыха, соответственно им организуются групповые туры в недорогих направлениях);

– возможности туроператора (рыночные и финансовые);

– конкурентная стратегия туроператора на рынке;

– факторы внешней среды туроперейтинга (в первую очередь законодательство, политическая и экологическая ситуация на курортах).

В зависимости от профиля работытуроператоров можно ус­ловно разделить на монопрофильных (специалистов) и многопро­фильных.

Монопрофильные туроператоры практикуют деятель­ность в определенном географическом направлении и предлагают туры одного вида. К примеру, оператор А, являясь монопро­фильным, занимается организацией авиа-туров в Анталию (в лет­ний период времени) и в Египет (в зимний период времени), мо­нопрофильный оператор В предлагает своим клиентам недорогие туры выходного дня на Черном море (в летний период) и в Приэльбрусье (зимой).

Неоспоримыми достоинствами монопрофиль­ных туроператоров являются:

– достижение высокого профессионализма в работе с опреде­ленным направлением или видом туров;

– максимальная информированность работников туроперато­ра и высокое качество их работы;

– возможность идентификации туроператора на рынке, как организатора именно этого вида туров или как работающе­го именно в этом направлении;

– возможность получения аккредитации в посольствах стран, на работе с которыми специализируется туроператор (что особо актуально при специализации туроператора на рабо­те с визовыми державами);

– возможность получения помощи властей курортов, с кото­рыми сотрудничает оператор;

– более низкий в сравнении с многопрофильными оператора­ми размер капиталовложений.

С другой стороны, к недостаткам монопрофильности можно отнести:

– рост зависимости деятельности туроператора от постав­щиков туристских услуг;

– невысокая гибкость предлагаемых туров;

– необходимость постоянно модифицировать предлагаемые туры (поскольку они могут морально устареть на рынке и пере­стать пользоваться спросом).

Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров.

Позитив­ными чертами многопрофильности являются:

– большие возможности охвата рынка (нет столь узкой спе­циализации на ограниченном контингенте путешествующе­го населения);

– возможность комбинирования туров (например, оператор, занимающийся и Испанией и Португалией, легко может разработать и продвигать на рынок комбинированный тур Испания — Португалия);

– гибкость в работе, определяемая возможностью оператора акцентировать максимальные усилия то на одном, то на другом виде туров или направлении в зависимости от изме­нения рыночной конъюнктуры;

– меньшая зависимость туроперейтинга от конкретного на­правления или поставщика туристских услуг (например, при резком снижении спроса на один вид туров, опе­ратор может переключиться на другое направление или вид туров).

Однако многопрофильность чревата снижением качества продаваемых туров, требует большего по численности персонала, более значительных капиталовложений и расходов.