Типология туров в зависимости от целей туристов
Таблица 2
Профиль работы туристского оператора
Профиль работы туроператора – есть доминирующиев егоассортименте виды или географические направления туров, тоесть виды или направления туров,
– доля которых в объеме продаж туроператора максимальна;
– продажа которых обеспечивает основную долю прибыли туроператора;
– в реализации которых туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма;
– с которыми потребитель идентифицирует оператора на рынке.
Профиль присутствует в деятельности любого туроператора, вне зависимости от рода деятельности, которой он занимается. Каждый туроператор – специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направлением.
Профиль деятельности оператора может быть как популяризован (то, есть широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям.
Популяризация профиля деятельности туроператора может быть основой проводимых им рекламных кампаний, поскольку добиться идентификации на рынке собственного названия с перечнем географических направлений или видов туров – мечта практически любого туроператора. С другой стороны, чересчур популяризованный профиль работы оператора может негативно сказаться на его дальнейшей деятельности, связанной с освоением новых направлений или видов туров, поскольку общественное мнение потребителей тяжело и дорого поменять.
Как уже было сказано, профиль работы оператора может базироваться на:
– видах предлагаемых им туров;
– географических направлениях его работы.
В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже:
– авиатуров;
– круизов;
– железнодорожных туров;
– автобусных туров.
В зависимости от целей туров, оператор может специализироваться на продаже познавательных (экскурсионных), паломнических, обучающих, инсентив-экологических, оздоровительных, тематических туров, туров, ориентированных на отдых, клубный отдых и таймшер, деревенский отдых, молодежный туризм и так далее (Таблица 2).
Тип тура | Цели туристов | Примеры |
Отдых активный | 1. Занятие спортом. 2. Приключения. 3. Новые ощущения. 4. Поиск единомышленников | Горнолыжный weekend в Домбае |
Отдых пассивный | 1. Отдых в экологически благоприятной местности. 2. Наслаждение ландшафтами и природой. 3. Качественный досуг | Недельные туры в Анталию |
Лечение | 1. Отдых в комфортабельных условиях. 2. Диетическое питание. 3. Оздоровление организма | Лечение в санаториях Кисловодска |
Познавательные | 1. Знакомства с культурой, обычаями, традициями различных стран и регионов. 2. Расширение кругозора, посещения музеев, театров, выставок 3. Новые знакомства | Автобусные туры по европейским столицам |
Обучение за рубежом | Получение сертификата, диплома, лицензии | Курсы английского языка на Мальте |
Паломнические | 1. Совершение обета. 2. Участие в обряде. 3. Духовное самосовершенствование 4. Поклонение святым местам | Туры в Израиль |
Тематические (саб-туры) | 1. Поиск и общение с единомышленниками. 2. Расширение кругозора. 3. Обмен опытом | Туры для гомосексуалистов, нудистов, байкеров, рыболовов, охотников |
Рурал-туры | 1. Единение с природой. 2. Поправка здоровья. 3. Употребление экологически чистых продуктов питания. 4. Знакомство с деревенской жизнью | Отдых в коттеджах в Финляндии |
Инсентив-туры | 1. Вознаграждение отличившимся работникам. 2. Мотивация к качественному труду. 3. Закалка корпоративного духа | Путевка победителям внутрифирменного соревнования на Черное море |
Экотуры | 1. Единение с природой. 2. Знакомство с представителями флоры и фауны | Поход по территории Кавказского заповедника |
Событийные туры | Участие в событии (концерт, выступление звезд, олимпийские игры) | Поездка на карнавал в Венецию |
Экстрим-туры | 1. Риск для жизни или здоровья. 2. Заряд адреналина | Рафт-туры по рекам Сибири |
Клубный отдых | 1. Отдых «под заказ». 2. Максимальный комфорт и качество обслуживания. 3. Многоцелевые туры (отдых, спорт, экскурсии и т.д.) | Тур в клуб на Балеарских островах |
Таким образом, в зависимости от того, какой вид туров в ассортименте оператора является доминирующим, они могут специализироваться, например, на круизах или автобусных турах; на лечебных или экологических турах.
Специализироваться туристские операторы могут также на продаже индивидуальных или групповых туров. Принципиально важным является вопрос о том, какие именно туры являются групповыми и в какой момент типично индивидуальный тур становится групповым.
Разумно считать групповым такой тур, когда туроператору экономически более выгодно не приобретать отдельные билеты на проезд (непосредственно в кассах перевозчиков или у другого туроператора), а самостоятельно арендовать транспортное средство целиком.
К примеру, из Москвы в Варну ходит регулярный автобус. Стоимость билета в оба конца – $100. Аренда автобуса целиком в оба конца обойдется оператору в $2500. Если оператор реализует 10 путевок на конкретный заезд, ему выгоднее приобрести билеты на проезд у транспортной компании (поскольку $1000 намного меньше, чем $2500). Однако, продав уже 30 мест на автобус, оператору экономически более выгодно становится арендовать автобус полностью (на аренде он сэкономит $500). Следовательно, групповыми считаются туры, организация которых путем аренды транспортного средства более выгодна, чем приобретение проездных билетов у перевозчиков.
Также профиль работы туроператора может различаться понаправлениям.
Направления могут при этом быть популярными и непопулярными.
Популярными являются направления работы оператора, в которых им организуются регулярные групповые поездки в течение всего туристского сезона. К примеру, организация регулярных еженедельных рейсов в Анталию в течение всего лета свидетельствует о том, что Анаталия является популярным туристским направлением в летний период.
Непопулярные же направления отличаются тем, что туры в них организуются либо в индивидуальном порядке, либо нерегулярно в течение всего туристского сезона. К примеру, туры в Париж из Москвы формируются всего дважды в год (майские и новогодние праздники), что свидетельствует о непопулярности данного направления.
Кроме того, направления работы туроператора в зависимости от колебания туристской активности в течение года могут быть:
– сезонными – испытывающими значительные колебания в туристской активности в течение года (например, туры на отдых в Анталию или горнолыжный week-end в Домбае – типичные сезонные направления);
– полисезонными, лишенными ярко выраженного сезонного колебания туристской активности (к примеру, туры в санатории, экскурсионные туры по Европе и т.д.).
Также в зависимости от направления работы, профиль туроператора может быть:
– сильно концентрированным, когда оператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (такой профиль работы распространен среди операторов, имеющих оплаченные блоки мест в ряде гостиниц);
– концентрированным, когда туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (данная специализация распространена среди туристских операторов, имеющих стабильные договорные отношения с зарубежными или российскими meet-компаниями, либо небольшие квоты мест во многих гостиничных предприятиях курортов);
– рассеянным, когда туроператор в принципе предлагает большой перечень курортов в нескольких странах. Отличия данных профилей работы можно продемонстрировать в таблице.
Наконец, направление работы туроператора может быть дорогим и недорогим.
Дороговизна того или иного направления работы оператора определяется географической удаленностью курорта, уровнем жизни населения курортной зоны.
К примеру, США или Япония – дорогие направления для московского туроператора по причине не только их географической удаленности (что прямо воздействует на рост стоимости авиаперелета), но и из-за высокого (в сравнении с российским) уровня жизни населения (что приводит к удорожанию стоимости услуг поставщиков). С другой стороны, европейское направление, хоть и отличается высокой стоимостью услуг поставщиков, но за счет своей географической близости (в сравнении с США или Японией) к России, позволяет себе оставаться вполне доступным направлением для массового отдыха российских туристов. А Таиланд, хоть и не отличается дороговизной «наземного обслуживания», в силу низкого уровня жизни тайцев, проигрывает Турции или Арабским Эмиратам по причине дороговизны авиаперелета.
Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей работы, руководствуется следующими факторами:
– собственная рыночная стратегия (стратегия поведения туроператора на рынке);
– ценовая стратегия на рынке (в случае ориентированности оператора на сегмент недорого отдыха, соответственно им организуются групповые туры в недорогих направлениях);
– возможности туроператора (рыночные и финансовые);
– конкурентная стратегия туроператора на рынке;
– факторы внешней среды туроперейтинга (в первую очередь законодательство, политическая и экологическая ситуация на курортах).
В зависимости от профиля работытуроператоров можно условно разделить на монопрофильных (специалистов) и многопрофильных.
Монопрофильные туроператоры практикуют деятельность в определенном географическом направлении и предлагают туры одного вида. К примеру, оператор А, являясь монопрофильным, занимается организацией авиа-туров в Анталию (в летний период времени) и в Египет (в зимний период времени), монопрофильный оператор В предлагает своим клиентам недорогие туры выходного дня на Черном море (в летний период) и в Приэльбрусье (зимой).
Неоспоримыми достоинствами монопрофильных туроператоров являются:
– достижение высокого профессионализма в работе с определенным направлением или видом туров;
– максимальная информированность работников туроператора и высокое качество их работы;
– возможность идентификации туроператора на рынке, как организатора именно этого вида туров или как работающего именно в этом направлении;
– возможность получения аккредитации в посольствах стран, на работе с которыми специализируется туроператор (что особо актуально при специализации туроператора на работе с визовыми державами);
– возможность получения помощи властей курортов, с которыми сотрудничает оператор;
– более низкий в сравнении с многопрофильными операторами размер капиталовложений.
С другой стороны, к недостаткам монопрофильности можно отнести:
– рост зависимости деятельности туроператора от поставщиков туристских услуг;
– невысокая гибкость предлагаемых туров;
– необходимость постоянно модифицировать предлагаемые туры (поскольку они могут морально устареть на рынке и перестать пользоваться спросом).
Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров.
Позитивными чертами многопрофильности являются:
– большие возможности охвата рынка (нет столь узкой специализации на ограниченном контингенте путешествующего населения);
– возможность комбинирования туров (например, оператор, занимающийся и Испанией и Португалией, легко может разработать и продвигать на рынок комбинированный тур Испания — Португалия);
– гибкость в работе, определяемая возможностью оператора акцентировать максимальные усилия то на одном, то на другом виде туров или направлении в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры;
– меньшая зависимость туроперейтинга от конкретного направления или поставщика туристских услуг (например, при резком снижении спроса на один вид туров, оператор может переключиться на другое направление или вид туров).
Однако многопрофильность чревата снижением качества продаваемых туров, требует большего по численности персонала, более значительных капиталовложений и расходов.