На туристском рынке. Функции туроператоров

Сущность и содержание туроператоской деятельности

Туроперейтинга на туристском рынке

Причины возникновения бизнеса

Сущность и содержание туроператоской деятельности на туристском рынке. Функции туроператоров

3. Виды туроперейтинга и туроператоров

4. Профиль работы туроператоров

5. Сущность и содержание турагентской деятельности на туристском рынке. Функции туристских агентств

6. Классификация туристских агентств

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями.

В практической деятельности они называются по-разному: туристские бюро путешествий, турагентства и так далее, но с точки зрения видов предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туроператорские организации и туристские агентства.

Возникновение бизнеса туроператоров было обусловлено рядом причин:

1. Явилось следствием формирования массового туризма на дальние расстояния, в результате чего развивался процесс специализации деятельности туристских фирм: одни направляли свои усилия на производство пакетов услуг, осваивали новые регионы, разрабатывали новые виды туризма, формируя направления туроперейтинга, другие больше внимания уделяли сбыту и развивались как турагентства.

2. Явилось следствием усложнения туристского продуктатурист, купив тур, включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевиден тот факт, что туристы значительные суммы денег расходуют на досугово-развлекательные мероприятия, дополнительные курортные, бытовые и другие услуги.

Вовлечение в сферу туристского обслуживания организаций, предприятий, и фирм, предоставляющих эти услуги,потребовало развития специфического бизнеса – туроперейтинга (разработки туристских программ) основной задачей которых явилось комплектация из этих услуг разнообразных тематических туров, удовлетворяющих индивидуальные потребности, нужды и запросы потребителей. Это является одной из основных задач туроператора.

Туроператор – активный субъект туристского рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристского продукта с коммерческими целями.

Из определения следует, чтотуроператорэто, прежде всего, производитель тура.Он разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг.

Таким образом, основной функцией любого туроператора является планирование предстоящего тура, то есть создание упорядоченного по времени, отвечающего требуемому и ценному для туриста составу и качеству графика предоставления заявленных услуг.

Четкое планирование тура позволяет избежать возможных накладок в ходе реализации тура, таких как нестыковки по времени организации туристских мероприятий, по заявленному и предлагаемому качеству туристских услуг, изменение состава или общей численности услуг по сравнению с заявленными.

Тщательное планирование тура достигается благодаря профессиональным качествам и опыту работы туроператора на том или ином туристском направлении, специфике его взаимоотношений с поставщиками туристских услуг, наличию выгодной договорной базы с предприятиями туристской индустрии, умению доводить соответствующую реалиям информацию до туристских агентств и потенциальных клиентов-путешественников.

Не менее значимой является присущая только туроператорам функция ценообразования на туристском рынке. Возможности каждого туроператора в сфере ценообразования различны и определяются рядом как субъективных, так и объективных факторов:

1. Объемы работы оператора – большое количество регулярно отправляемых оператором туристов позволяет последнему увеличивать размеры блоков на авиарейсах, либо даже организовывать собственную чартерную цепочку, объемы комитментов по направлению работы оператора, организовывать собственные трансферы в местах отдыха туристов, в конечном счете – открывать собственные представительства в курортных центрах, осуществлять инвестиции в их гостиничные предприятия, оказывать давление на местных хотельеров либо принимающие стороны и т.д. Приведенные факторы оказывают непосредственное влияние на цены составляющих туристский продукт услуг.

По причине различий в степени выраженности этих факторов, можно судить о сильно отличающихся себестоимостях идентичных туров у различных оперирующих на туристском рынке компаний.

В условиях конкурентного туристского рынка, очевидно, что «вилка» вынужденных (по причинам ухудшения рыночной конъюнктуры) колебаний продажной цены у крупных туроператоров гораздо шире, что позволяет им в периоды стагнации активности туристского рынка «выбрасывать» на него потоки специальных предложений и организовывать открытый или завуалированный демпинг.

Следовательно, крупные туристские операторы, при любых условиях, являются законодателями цен на туристских рынках. В данном случае исключением может стать оперирование в небольшом, но довольно емком в денежном выражении рыночном сегменте индивидуальных, VIP-туров, лишенном массовости и условий ценовой конкуренции как таковых.

2. Обладание туроператором определенными связями или уникальными правами на представительство

3. Обладание эксклюзивными договорами с хотельерами или перевозчиками

4. Использование оператором новейших технологий работы

5. Пользование закрытыми источниками информации (в том числе и исходящими от органов власти)

6. Наличие у туроператора крупной агентской сети и т.д.

Функция продвижения туристского продукта является важнейшей формой маркетинговой активности туроператора.

В целях достижения максимальной рентабельности туристского проекта (в особенности, нового, либо модифицированного) туроператор выступает наиболее заинтересованной в распространении всех видов информации о нем (маршрут, предлагаемые средства трансферов, размещение, проведение досуга, ценовой диапазон предложения, условия работы турагентств и приобретение тура), применяя в практике как можно большее число инструментов рекламы, стимулирования продаж, PR.

Именно благодаря маркетинговой деятельности туроператоров прочим субъектам туристского рынка (туристам, агентам, конкурирующим операторам, а также поставщикам туристских услуг, органам власти и т.д.) становится известно о динамике изменений конъюнктуры туристского рынка (цены, ассортимент туров, формы сотрудничества, внедрение новых технологий продаж, продвижения и т.д.).

Информативная функция современных туроператоров проявляется в том, что в ходе разработки, продвижения, реализации туров оператор распространяет на рынке все возможные данные (например, отличительные черты туров, особенности туристского потенциала предлагаемых курортов и туристских центров, культура и традиции местного населения, памятные и достопримечательные места, процедура оформления въездных документов, возможные опасности и угрозы жизни, здоровью и имуществу туристов и т. д.), зачастую малоизвестные, либо вообще ранее не известные, полученные в результате кропотливой работы туроператора как с вторичными источниками информации, так и в ходе командировок и ознакомительных поездок.

Добытая оператором информация с целью популяризации туристского направления в целом, либо конкретного вида туров в частности, активно распространяется как среди специалистов турбизнеса, так и среди не имеющих непосредственного отношения к туризму населения посредством оформленных каталогов, буклетов, инструментов рекламы и стимулирования сбыта, организации инфо- и fam-туров для работников индустрии туризма.

Новаторская функция туроператоров выражает стремление любой коммерческой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях, требующее перманентного мониторинга конъюнктуры туристского рынка и своевременной модификации существующего или создание принципиально нового турпродукта, максимально отвечающего существующим потребностям туристов.

Существует негласное правило, что новый турпродукт всегда должен быть направлен на удовлетворение потребностей сегмента туристского рынка, имеющего тенденцию если не к динамичному росту, то, как минимум, к стабильности своей емкости.

Также новый турпродукт должен иметь возможности для последующей своей модификации, поскольку именно это его качество позволит туроператору – автору тура – оставаться лидером по продажам данного направления в будущем в условиях конкурентной борьбы.

В любом случае, борьба операторов за клиентов, их (операторов) коммерческие интересы только способствуют увеличению ширины (количество предлагаемых туристских направлений) и глубины (количество видов туров в одном туристском направлении) туристского ассортимента.

В связи со столь значительными функциями, выполняемыми туроператорами, а также по причине предотвращения незаконной (операторы могут служить средством отмывания денег, способом легализации переводов денег за рубеж, инструментом организации незаконной эмиграции населения) или нарушающей потребительские права туристов деятельности туроператоров, практически во всех государствах мира существует перечень условий, выполнение которых необходимо для осуществления туроперейтинга.

Прежде всего, это признание туроперейтинга лицензируемым видом деятельности и определение государственного органа, имеющего разрешительные полномочия. Требования лицензирующего органа (в зависимости от типа государственного устройства стран ими могут быть многопрофильные или специализированные министерства и ведомства, комитеты, лицензионные палаты, органы исполнительной власти как на государственном, так и на местном уровнях) зависят от законодательства соответствующего государства или местности, но их условно можно разделить на три блока:

1. Предоставление документов, подтверждающих законность образования юридического лица – соискателя туроператорской лицензии. Прежде всего, это сведения об учредителях юридического лица, организационно-правовой форме, раз­мерах уставного капитала, имуществе фирмы – соискателя;

2. Подтверждение наличия в штате соискателя определенной доли работников, имеющих опыт работы в туризме, либо соответствующее образование, что является гарантией качества предоставляемых операторских услуг в дальнейшем;

3. Наличие или перспективы приобретения соискателем договорной базы для дальнейшего туроперейтинга (как договорные отношения с перевозчиками, хотельерами, другими туроператорами).

Учитывая также степень рискованности туроперейтинга, связанного с работой самого оператора, перевозчиков, консульских служб, форс-мажорными обстоятельствами, и возможность нарушения потребительских прав туристов со стороны оператора в ходе его работы, нанесения туристам морального вреда, законодательством многих стран мира в качестве требований к туроперейтингу установлены размеры финансовых гарантий туроператоров. Это определенная денежная сумма, вносимая туроператором либо в качестве депозита в банк, либо в форме гарантий финансовых организаций (страховых компаний, банков), которая служит своего рода финансовым резервом для покрытия незапланированных расходов оператора в ходе его дальнейшей работы.

Размер суммы финансовой гарантии, выводимой из оборота оператора, «замораживаемой» на его депозите до возникновения внештатной ситуации, зависит, в основном, от уровня развития экономических отношений в стране или регионе, от степени стабильности рыночной конъюнктуры и также устанавливается органами власти (составляя в среднем от 100 000 до $500 000).

Данная мера ограничивает доступ на туристский рынок малым и средним туроператорам, лишенным возможности изъятия из оборота столь внушительной суммы, является фактором ограничения конкуренции на туристском рынке.

Статья 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» говорит о том, что в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее – финансовое обеспечение).

Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

10 миллионов рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

500 тысяч рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

10 миллионов рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

Туроператор, таким образом, является конечным звеном в сложной системе доведения тура до потребителя, вступающим в прямое взаимодействие с предприятиями туристской индустрии (отели, перевозчики, экскурсионные фирмы, страховые компании, банки и т.д.) – непосредственными исполнителями услуг, в целях их (услуг) качественной и наиболее эффективной организации для туристов (трансферы, проживание, питание, экскурсионные программы и т.д.).

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на структуру туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.