Тема 8 Туроператорская и турагентская деятельность
Классы обслуживания в туроперейтинге
Классы обслуживания применяются для обозначения качества предоставляемых услуг. В связи с тем, что тур является комплексным, состоящим из набора разнообразных услуг, имеющих свои особенные внутренние градации (перевозка, трансфер, размещение, питание и др.), при продаже его туристу возникает проблема обозначения класса реализуемого продукта (комплекса услуг).
Нормативных стандартов по установлению классов туров и программ обслуживания не существует как у нас в стране, так и на международном рынке. Поэтому туроператоры и турагенты при продвижении и продаже тура уровень обслуживания по туру условно обозначают следующими категориями:
– «люкс»;
– первый класс;
– туристский класс;
– экономический класс.
Класс «люкс». При организации тура по этому классу обычно привлекают услуги самого высокого класса. Такого рода туры предоставляются по разрядуVIP-обслуживания.
Перевозка туристов воздушным транспортом осуществляется регулярными авиарейсами, в салоне первого класса или самолетами бизнес-авиации. Железнодорожная перевозка осуществляется на фирменных поездах в вагонах категории СВ или суперскоростных экспрессах.
Трансфер индивидуальный на машинах класса «люкс» («лимузин-сервис»).
Гостиницы категории 5 звезд и роскошные внекатегорийные отели с обязательным обслуживанием. Питание в роскошных ресторанах класса люкс и высшего класса по системе «А ля карт».
Индивидуальные услуги гида и так далее.
Первый класс – это также достаточно высокий уровень обслуживания.
Авиаперелет регулярными рейсами в салоне бизнес-класса. Железнодорожная перевозка осуществляется на фирменных поездах в вагонах категории СВ или в четырех местных мягких купе или суперскоростных экспрессах.
Индивидуальный трансфер на машинах класса «люкс».
Предусматривается размещение в гостиницах категорий 4-5 звезд. Питание в ресторанах высшего класса с отличной кухней и широким выбором блюд. Обслуживание по системе «А ля карт», возможен вариант шведского стола.
Кураторство гида.
Туристский класс – самый массовый вариант обслуживания, который предусматривает:
– авиаперелет экономическим классом регулярных авиарейсов, допускаются чартеры. Железнодорожная перевозка на скорых или пассажирских поездах в вагонах купе первого или второго класса. Автоперевозки организуются на автобусах категории 3* – 5* в зависимости от расстояния, на которое организуется путешествие;
– групповой трансфер – туристов встречает автобус или микроавтобус, который и развозит их по гостиницам;
– размещение в гостиницах 2-3 звезд (зависит от страны);
– питание, как правило, в кафе по системе «Табльдот», либо по типу шведского стола;
– гид на группу.
Экономический класс – это самый дешевый вариант обслуживания. Обычно экономическим классом пользуются студенты и малообеспеченные люди. Программы этого класса предусматривают минимум услуг и невысокого уровня.
Авиаперелет, как правило, чартерными рейсами. Железнодорожная перевозка на пассажирских поездах в плацкартных вагонах. Автобусные туры на автобусах категории 2* – 3*.
Встреча и проводы могут быть организованы на общественном транспорте.
Размещение в гостиницах1-2 звезд, в хостелах, общежитиях, в малых частных или кооперативных гостиницах, предусматривающих сервис по принципу самообслуживания. Питание может не предоставляться вообще, может быть запланирован завтрак в кафе по типу шведского стола, с ассортиментом блюд по типу континентального завтрака.
Словом, все экономично и недорого.
Однако следует иметь в виду, что все эти градации очень условны и зачастую имеют национальные варианты и отличия. В любом случае при покупке тура следует уточнять уровень каждой услуги и ее конкретное содержание.
План изучения темы
1. Причины возникновения бизнеса туроперейтинга на туристском рынке