Формы туризма

Как было отмечено, виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туриз­ма – по внешним причинам и воздействиям.

Существует много возможностей, позволяющих классифицировать формы туризма по внешним критериям:

1. по организационной форме;

2. по длительности пребывания в путешествии;

3. по возрасту;

4. по транспортным средствам;

5. по времени года или сезону;

6. по составу путешествующих лиц.

1. В зависимости от форм органи­зации туризм может быть:

– организованнымэто путешествие одного или группы туристов по точному маршру­ту и регламенту, установленному туристским предприятием;

– неорганизованным(самодеятельным), то есть организуемым туристами самостоятельно;

– клубно-санаторным– с преобладанием ста­ционарного отдыха.

2. Формы туризма в зависимости от продолжитель­ности путешествия.

Продолжительность путешествия это то время, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пре­бывания в посещаемом месте или стране. Путешествия с ночевкойможно классифицировать следую­щим образом:

1 3 ночи – туризм выходного дня;

4 7 ночей – непродолжительные туры;

8 14 ночей – отпускные туры;

15 – 28 ночей – многодневные туры;

29 91 ночь;

92 365 ночей.

3. Формы туризма в зависимости от возраста путе­шествующих.

При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определе­ны следующие группы туристов:

– детские;

– подростковые (13 – 17 лет);

– молодежно-студенческие (18 – 33 года);

– туры для людей среднего возраста (34 – 49 лет);

– туры для людей старшего возраста (50 – 69 лет);

– туры для людей третьего возраста (от 70 лет и старше).

4. Формы туризма в зависимости от транспортных средств.

В зависимости от транспортного средства, используе­мого для перемещения туристов из одного места в другое, разли­чают:

1. Авиатуры – это путешествия организованных туристов по разработанным маршрутам с использованием авиатранспорта Они могут быть:

чартерными – это арендованные самолеты, по специально разработанному расписанию;

регулярными – перевозка туристов регулярными рейсами авиакомпаний;

2. Автобусные турыэто путешествия организованных групп туристов по разработанным маршрутам с использованием автобуса в качестве основного средства передвижения между пунктами маршрута. Они могут быть:

маршрутными (туристско-экскурсионные);

прогулочными.

3. Железнодорожные турыэто путешествия организованных групп туристов по разработанным маршрутам с использованием железнодорожного транспорта. Они включают:

туристско-экскурсионные поезда – специально арендованные поезда под туристские цели,

прогулочные,

графиковые.

4. Теплоходные турытуры организованные на борту теплохода. Подразделяются на морские и речные, которые в свою очередь подразделяются на:

прогулочные – в пределах акватории порта, продолжительностью менее 24 часов,

круизные – туры с продолжительностью более 24 часов.

5. Формы туризма в зависимости от времени года.

В зависимости от времени года различаются зимний и летний ту­ризм.

Туризм только в определенное время (летом или зимой) характеризуется как односезонный.

Туризм, совершаемый в любое время года (и летом, и зимой), называется двухсезонным.

Сезон­ная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года.

Время, в которое совершает­ся максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

6. Формы туризма в зависимости от состава путешествующих лиц

Путешествие человека или группы людей по собственному пла­ну называется индивидуальным туризмом, а путешествие в составе группы по плану туристского предприятия называется групповым ту­ризмом.

В российском туристском бизнесе более распространен группо­вой туризм. Отчасти это связано со сложившимся убеждением о более дешевом групповом туре по сравнению с индивидуальной поездкой. Однако далеко не всегда групповое путешествие оказывается выгод­нее индивидуального, особенно учитывая преимущества, которые по­лучает индивидуал перед туристом, отправляющимся в группе.

Кроме того, в турфирмы иногда обращаются клиенты с заказами, которые невозможно выполнить в рамках программы групповой поездки.